Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Уилсон Бентли (Wilson A. Bentley) – Снежинка

Светло-пушистая,
            Снежинка белая,
Какая чистая,
            Какая смелая!

Дорогой бурною
            Легко проносится,
Не в высь лазурную,
            На землю просится.

Лазурь чудесную
            Она покинула,
Себя в безвестную
            Страну низринула.

Константин Бальмонт



Зима очаровывает: пар из чайника, дым из труб - все это, поднявшись наверх, в облака, и, претерпев магическое превращение, возвращается к нам обратно не бесформенными комками, не серой пылью, а в виде кружевных шестиугольных кристаллов.



Снежинка - это шестиконечный кристалл.
Снежинки зарождаются в облаках водяного пара при пониженных температурах:
вокруг крошечной гексагональной призмы образуются лучи, от которых в свою очередь отходят боковые отростки подобно тому, как на дереве вырастают ветки.
Передвигаясь вверх и вних в облаке, подчиняясь перепадам температур, снежинка меняет свою форму, чтобы в конце концов получить уникальный, не имеющий аналогов узор.



Астроном Кеплер в далеком 1611-м году издал научный трактат «О шестиугольных снежинках», в котором подверг чудеса природы рассмотрению со стороны жесткой геометрии. Но тайна шестиугольной формы оказалась ему не подвластна.



По его собственному признанию:
«Я умудрился из этого почти Ничто сотворить почти целый мир со всем, что в нем находится? Не я ли, отправляясь затем от крохотной души самого маленького из живых существ, трижды обнаруживал душу самого большого из земных существ – земного шара – в атоме снега?».
«Пока я писал эти строки, снова пошел снег, причем еще пуще прежнего. Я прилежно принялся разглядывать снежинки».

Следующим героем на снежном поприще стал американский фермер Уилсон Бентли, посвятивший всю свою жизнь фотографированию снежинок.



."Двух одинаковых снежинок не бывает," - говорил Уилсон Элвин Бентли (Wilson Alwyn Bentley). И кому как ни ему было поверить: Бентли посвятил шестьдесят лет своей жизни фотографированию снежинок.



В 1872 году в Джерико (Jericho) не было еще даже электричества, а фотоаппарат для обычного фермера стоил целое состояние.В то время любознательному школьнику Уилсону Бентли было 17. Он рос на ферме с родителями и братом, и быть бы ему обычным мальчишкой, стреляющим из рогатки по домашней птице, если бы не мать.
У миссис Бентли, которая до замужества работала учительницей, было много книг и даже маленький микроскоп...
"Через объектив микроскопа я увидел, что снежинки - это чудо красоты, и мне было обидно, что эту красоту не могут увидеть и оценить другие люди," - скажет шестидесятилетний Уилсон Бентли в интервью журналистке The American Magazine.





Фотоаппарат, которым пользовался Уилсон Бентли на протяжении всей жизни, стоил его отцу сто долларов- в те времена подобное приобретение было примером непозволительной расточительности.
Уилсон Бентли потратил почти два года на то, чтобы в конце концов, путем проб и ошибок, получить первый четкий микрографический снимок кристалла льда. Аппарат, который использовал Бентли для получения фотографий, представлял собой обычную комбинацию камеры и микроскопа, линза которого увеличивала объект в 64-3600 раз. Когда фотографии Уилсона Бентли впервые попали в руки ученых и профессиональных фотографов, многие сомневались в их подлинности.








Впервые его работы заметил заметил профессор Вермонтского Унивеситета Джордж Перкинс в 1898 году. Тогда фотографии Бентли стали использовать в качестве наглядных пособий в американский и канадских университетах, а также в качестве иллюстраций к различным научным статьям как на родине Бентли, так и в Европе.



Воодушевленный осознанием собственной значимости, Уилсон Бентли продолжал фотографировать, а также отсылать статьи в научные и популярные журналы такие,как National Geographic, Nature, Popular Science.



В 1931 году вышла книга Уилсона Бентли "Кристаллы снега" (Snow Crystals), для которой он несколько лет отбирал и систематизировал материал. В книгу вошли более двух с половиной тысяч его фотографий.




Всего за свою жизнь Уилсон Бентли сделал 5381 фотографию кристаллов льда, не расставаясь с той самой своей первой камерой, которую подарили ему родители.

Талант и мастерство этого фотографа-самоучки и ученого, чьему примеру последовали многие другие фотографы и метеорологи, не был оценен по достоинству.
В своем родном городке Бентли так и оставался "дураком или сумасшедшим" вплоть до своей смерти 23 декабря 1931 года.



Всю жизнь Уилсон Бентли прожил на старой ферме своих родителей, не получая ни гонораров, ни должного признания.
За 46 лет неустанной практики У.Бентли создал коллекцию из 5 тыс. уникальных снимков.
Он писал в 1925 году: «Глядя в микроскоп, я обнаружил, что каждая снежинка – чудо красоты. И мне стало жаль, что эту красоту некому оценить, ведь как только снежинка растает, ее форма исчезает навсегда. Между тем, каждый кристалл совершенен и неповторим».



К слову, с прошлого века методы «отлова» снежинок не изменились. Чтобы сфотографировать ледяные кристаллы, нужно подождать, пока снежинки не упадут на что-нибудь темное выбрать лучшие экземпляры и перенести их на стекло под микроскоп с помощью зубочистки.
Научная фотография снежинок – дело непростое и кропотливое. Для этого нужна металлическая пластина, на которую падает снег. Следует постоянно сметать с нее снежинки в ожидании подходящего экземпляра. Как только упадет стоящая снежинка, ее надо не дыша перенести на предметное стекло микроскопа и сфотографировать. Как вариант – снежинка помещается в чашку Петри с гексаном, чтобы предотвратить испарение, либо на стекло, смазанное машинным маслом, а сверху она заливается маслом силиконовым. Для фотографии используют преломленный свет в комбинации с наклонным освещением, чтобы снизить отблески.

Дальнейшие попытки были направлены на изучение всевозможных форм и очертаний, были выпущены каталоги, в которых подробно описывались замысловатые классификации снежных кристаллов - в одних условиях ледяные шестигранники усиленно растут вдоль своей оси, и тогда образуются снежинки вытянутой формы — снежинки-столбики, снежинки-иглы. В других условиях шестигранники растут преимущественно в направлениях, перпендикулярных к их оси, и тогда образуются снежинки в виде шестиугольных пластинок или звездочек. Малейшее изменение температуры, ветра или влажности влияет на ее размер и «телосложение». Например, если дует влажный ветер, снежинки слегка подтаивают по концам и слепляются при полете в хлопья. К падающей снежинке может примерзнуть капелька воды — в результате образуются снежинки неправильной формы – 12-конечные, треугольные, пуле-, стрело-, пирамидоподобные и даже сиамские близнецы.




90-е годы породили новое чудо – снежинки на заказ, которые стал выращивать в лабораторных условиях физик Кен Либбрехт. На данный момент существует целая команда людей, создающих дизайнерские снежинки.
Tags: фото Bentley Wilson, фотоискусство
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments