Продолжение
Marguerite Gerard
Французская художница, ученица Фрагонара
Дюмон, Франсуа (1751–1831) Miniature portrait of Marguerite Gérard, 32 years old,
миниатюра на слоновой кости, 1793, Собрание Уоллеса, Лондон
Везде сообщается такой факт её биографии, что она ученица Фрагонара – это как бы характеризует её
творчество. Кто такой Фрагонар Оноре? Во первых муж её старшей сестры, знаменитый французский
живописец и гравер, работающий в стиле рококо. Он взялся обучать провинциальную 16-летнюю способную
девочку то ли по просьбе жены, может покоренный её талантам, а может и по другим причинам, но
главное, что создал из неё неплохого художника
Жан Оноре Фрагонар Автопортрет (ок. 1760-1770)
Фрагонару были свойственны манерность, пленяющая зрителей, умно изображенная композиция, грациозность
рисунка, изящность и деликатность колоритных тонов, плавность и сочность письма и вообще большой вкус
исполнения.
Этому всему он постарался научить свою ученицу. Конечно, не всё удалось, оригинальности в рисунке,
присущего Фрагонару она не достигла, зато изобилие слащавости и сентиментальности наличествует.
Но нельзя не признать тщательность рисунка и искреннее чувство. Писала она в основном о семейной
жизни среднего и высшего классов французского общества.
Маргерит Жерар активно участвует в выставках, получает награды (в том числе и золотую медаль из рук
императора Наполеона), становится модной и широко известной художницей.
Но мы должны признать, что коты, которых она ввела во французские семьи, уже не такие злые и
самостоятельные, а милые и очаровашки, ведут себя как положено в приличном обществе.
Маргерит Жерар (1761-1837) Портрет дамы с котом Частная коллекция
Маргерит Жерар Завтрак кота Музей Фрагонара, Грасс, Франция
Маргерит Жерар. Триумф кошечки. Около 1785
Joseph Wright of Derby
Джозеф Райт специально кошек не рисовал.
Он в свои картины ввел сцены тени и света от источника света.
Джозеф Райт из Дерби (1734 - 1797) Автопортрет -1780
Йельский центр британского искусства, Нью - Хейвен, Коннектикут
Как-то , отправившись в Неаполь, он стал свидетелем извержения Везувия. Это зрелище так глубоко
потрясло его, что он из портретиста решил превратиться в индустриального художника, с философским
уклоном, в получил известность своими экспериментами по написанию множества картин, изображающих
драматический эффект борьбы огня и тьмы.
Джозеф Райт Извержение Везувия (1774)
В середине лета 1766 года английский художник Джозеф Райт представил картину
«Философ, объясняющий модель Солнечной системы, в которой лампа замещает Солнце».
Музей и художественная галерея Дерби, Великобритания
Свет исходит от лампы, которая замещает в модели Солнце. Лица взрослых людей, окружающих модель,
высвечены в разной мере и соответствуют основным фазам Луны – от Новолуния, когда нам виден
только тонкий освещенный ободок, до Полнолуния, с такими промежуточными фазами, как полумесяц
и ущербная Луна.
Вот так произведение 1766 года объединило дух века и просвещения.
Конечно картина с кошкой – это просто один из экспериментов над тем, как изобразить в живописи сцену,
освещенную свечой и показать игру света и тени. Но появилась и кошка, и две девочки, которые наряжают её.
Джозеф Райт из Дерби Две девочки и котенок 1768-70 Частная коллекция
До конца жизни Джозеф Райт оставался провинциальным художником, однако благодаря его оригинальной
манере, сочетающей элементы готики и неоклассицизма, его интересу к научным исследованиям и к
современной литературе, он стал одним из предшественников романтического искусства.
(Продолжение будет)
Journal information