ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Треугольники

Если гаснет свет — я ничего не вижу.
Если человек зверь — я его ненавижу.
Если человек хуже зверя — я его убиваю.
Если кончена моя Россия — я умираю.

Зинаида Гиппиус, «Так есть»


ЗИНАИДА ГИППИУС
ДМИТРИЙ МЕРЕЖКОВСКИЙ
ДМИТРИЙ ФИЛОСОФОВ



Об этом треугольнике написано много.
Писали свои воспоминания и участники треугольника, и окружающие, и литературоведы.
Вот вкратце основные моменты.





Зинаида Гиппиус 1910


18-летняя Зинаида Гиппиус и 22-летний Дмитрий Мережковский познакомились в Боржоми летом 1888 года.
Сердце девушки сразу покорили серьезность, ум и молчаливость поэта.
Мережковский же увидел в Гиппиус единомышленника, эрудированного и понимающего собеседника.





Дмитрий Мережковский 1910


Отношения Мережковских не были полны влечения или сердечной привязанности, а скорее
основывались на полном совпадении взглядов и стремлений.





Владимир Злобин


Владимир Злобин, секретарь Гиппиус, уточнял, что их брак был в первую очередь творческим
тандемом и духовным союзом и никогда не был по-настоящему супружеским.





Гиппиус и Мережковский.


Поэт-символист Вячеслав Иванов вспоминал, что:
"З.Н. гораздо талантливее Мережковского...
Многие идеи, характерные для Мережковского, зародились в уме З. Н.,
Д. С. принадлежит только их развитие и разъяснение."


Мережковский проповедовал особую форму отношений, а именно — «тройственное устройство мира».
Он грезил об установлении Царства Третьего Завета, в котором не было бы конфликта между плотью и духом.
Гиппиус разделяла взгляды мужа, так как супруг не интересовался ей как женщиной
— и у них обоих часто возникали романы на стороне.





Дм. Философов. Портрет Л. Бакста

На бытовом уровне Гиппиус и Мережковский мечтали создать союз из нескольких людей, объединенных
не только интимной, но и глубокой духовной и интеллектуальной связью, и выбрали для «тройственного союза»
красивого, изящного и утонченного публициста и литературного критика Дмитрия Философова.





Зинаида Гиппиус, Дмитрий Философов и Дмитрий Мережковский


В Великий Четверг 29 марта 1901 года ночью часа три в "доме Мурузи" Философов, Гиппиус, Мережковский
совершили обряд, сопровождаемый молитвами перед образами, за столом, украшенном цветами и фруктами.
Они пили вино из одной церковной чаши, вкушали хлеб, пропитанный вином, как кровью Господней,
трижды менялись нательными крестами, целовали друг друга крестообразно, читали Евангелие.
И так три раза.





Дмитрий Философов, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский


Этот союз существовал почти 15 лет: Философов был соратником, союзником и товарищем Мережковских,
но никогда — любовником. Они жили под одной крышей, вместе принимали гостей и путешествовали
только втроем. Исследователи полагают, что Гиппиус искренне любила его как мужчину, хоть он и отверг ее.
За свою поэтическую карьеру она лишь однажды написала стихотворение от женского лица и
посвятила его именно Философову.


ПРЕДЕЛ

Д. В. Философову

Сердце исполнено счастьем желанья,
Счастьем возможности и ожиданья, —
Но и трепещет оно и боится,
Что ожидание — может свершиться...
Полностью жизни принять мы не смеем,
Тяжести счастья поднять не умеем,
Звуков хотим, — но созвучий боимся,
Праздным желаньем пределов томимся,
Вечно их любим, вечно страдая, —
И умираем, не достигая...


1901, Зинаида Гиппиус





З. Гиппиус на портрете Л. Бакста. 1906 год



Как часто выразить любовь мою хочу,
Но ничего сказать я не умею,
Я только радуюсь, страдаю и молчу
Как будто стыдно мне – я говорить не смею.
И в близости ко мне живой души твоей
Так все таинственно, так все необычайно,-
Что слишком страшною божественною тайной
Мне кажется любовь, чтоб говорить о ней.
В нас чувства лучшие стыдливы и безмолвны,
И все священное объемлет тишина
Пока шумят вверху сверкающие волны,
Безмолвствует морская глубина.


Мережковский Дмитрий





Ре-Ми. Шарж на З. Гиппиус, Д. Мережковского и Д. Философова. Петербург. 1908—1913


Мережковский (в письме В. В. Розанову 14 октября 1899 года) признавался:
«Зинаида Николаевна… не другой человек, а я в другом теле».


«Мы — одно существо», — постоянно объясняла знакомым и Гиппиус.

В. А. Злобин обрисовывал ситуацию следующей метафорой:
«Если представить себе Мережковского как некое высокое древо с уходящими за облака ветвями,
то корни этого древа — она. И чем глубже в землю врастают корни, тем выше в небо простираются ветви.
И вот некоторые из них уже как бы касаются рая.
Но что она в аду — не подозревает никто»





Дмитрий Мережковский


О,Боже мой,благодарю
Зато,что дал моим очам
Ты видеть мир,
Твой вечный храм,
И ночь, и волны, и зарю...


Дмитрий Мережковский


Разрыв Мережковских с Философовым произошел в 1920 году.
В декабре 1919 года с Мережковским, Гиппиус и В. А. Злобиным под видом командировки для чтения лекций
в красноармейских частях он выбрался из Петрограда. Беглецы пересекли польско-большевистский фронт в районе
Жлобина и в середине января 1920 года добрались до Минска. Проведя ряд лекций и литературных вечеров,
в конце февраля они прибыли в Вильно, откуда в первых числах марта уехали в Варшаву. Мережковский и
Гиппиус, разочарованные в Польше, заключившей с большевиками мирный договор, уехали в Париж.
Философов, сблизившийся с Б. В. Савинковым, остался в Польше для продолжения борьбы с большевизмом.





Дмитрий Философов на склоне лет. 1930-е



Русская эмиграция жила надеждами на борьбу с большевиками. Террорист Борис Савинков (1879-1925),
формировавший  русский отряд на польские деньги, предложил Философову быть его помощником.
Тот, не смотря на сопротивление Гиппиус и Мережковского, согласился.
Зинаида Николаевна, подозревавшая в причинах столь быстрого согласия Дмитрия Владимировича
какой-то интимный момент, возненавидела Савинкова...


Что бы ни говорили об именах второстепенных, чья судьба - лишь сопутствовать славе других,
последние двадцать лет своей жизни Дмитрий Владимирович Философов провел как вполне
самостоятельная общественно-политическая фигура.
Он стал одним из лидеров русской эмиграции в Польше.
Он умер в августе 1940 года. Гиппиус, не простившая ему измены, но все еще любившая его,
записала в дневнике:
"...где ты скитаешься, мой весный, мой верный тому, чему нельзя не быть верным".






Впоследствии в шуточной стихотворной автобиографии Гиппиус признавалась:

«Решала я — вопрос огромен
Я шла логическим путём,
Решала: нумен и феномен
В соотношении каком?»


. Владимир Злобин (секретарь, проведший подле поэтессы большую часть своей жизни) впоследствии отмечал:
"Всё, что она знает и чувствует в семьдесят лет, она уже знала и чувствовала в семь, не умея это выразить."

'Всякая любовь побеждается, поглощается смертью',
— записывала она в 53 года…


И если она четырёхлетним ребёнком так горько плачет по поводу своей первой любовной неудачи,
то оттого, что с предельной остротой почувствовала, что любви не будет, как почувствовала
после смерти отца, что умрет.



Тройною бездонностью мир богат.
Тройная бездонность дана поэтам.
И разве поэты не говорят
Только об этом?
Только об этом?

Тройная правда — и тройной порог.
Поэты, этому верному верьте.
Только об этом думает Бог:
О человеке.
Любви.
И Смерти


Зинаида Гиппиус




Могила Мережковского и Гиппиус, Сен-Женевьев де Буа





Posts from This Journal by “любовь” Tag

  • Любовь и искусство

    Нежность, возбуждение, хищные объятия… Душевные метания и тлеющие угольки страсти – все эти чувства нередко становятся объектами…

  • Забытые

    Афанасий Фет и Елена Ларина Эта история принадлежит не только и не столько истории литературы. В ней - вечное нам напоминание о том, как…

  • Забытые музы

    ГАВРИИЛ ДЕРЖАВИН: ПЛЕНИРА И МИЛЕНА Владимир Боровиковский. Портрет Михаила Державина. 1795 Свою первую жену один из главных русских…

  • С любовью

    Андрей Ремнёв. Водонос. 1997 На каменных кострах Ветер целует траву семи ветров. Вернулся в небеса Путник, одетый в шелк змеиных слов.…

  • С любовью

    Константин Сомов. Влюбленные. Вечер. 1910. Это было не раз, это будет не раз В нашей битве глухой и упорной: Как всегда, от меня ты…

  • С любовью

    Михаил Нестеров. Два лада. 1905. Нижегородский государственный художественный музей Ветер веющий донес Вешний дух ветвей. Кто споет о…

  • С любовью

    Николай Ярошенко. На качелях. 1888. Русский музей Что за зной! Даже тут, под ветвями, Тень слаба и открыто кругом. Как сошлись и какими…

  • С любовью…

    Григорий Седов. Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву. 1875. Русский музей Вся в лазури сегодня явилась Предо мною царица…

  • С любовью

    Карл Брюллов. Женщина, посылающая поцелуй из окна. 1826. Русский музей Вот, Зина, вам совет: играйте, Из роз веселых заплетайте Себе…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Не претендуя на глубокое понимание этой пары, мне она была всегда симпатична:
1. Она принципиально(игнорируя разных там Блоков) отвергала большевизм.
2. Помню мальчиком отец читал мне стихи Мережковсого и они мне нравились.
3. Мне уже взрослому понравилось мнение(приблизительно) о Л.Толстом, к которому я пришел ещё в школе:
"Великий талант, но глупый человек".

1. не очень люблю женскую поэзию, в том числе Гиппиус,
но люблю Серебряный век.И Гиппиус как типаж этого века,
ищущая и независимая, мне интересна.
2. наверно по вкусу - мне нравятся некоторые только.
3. Совершенно не приемлю отношения к Толстому, как глупому,
Разве глупый человек мог бы написать - "Казаки", "Хаджи Мурат",
"Смерть Ивана Ильича", "Записки сумасшедшего" и т.д.
Ну нельзя говорит о его таланте только по величию "Войны и мира", "Анны Карениной".
Вообще-то "".Войну и мир" следует читать не раньше лет тридцати, мне кажется.


Конечно, все познается в сравнении.
У меня роль интеллектуального "эталона метра":И.В.Гёте.
Сравним:
1.Совершенство в профессии:сравнимы.
2. Самооценка:трезвость и ребячество(оценка Шекспира).
3. Вмешательство в практическую жизнь:успешный премьер-министр и дилетантские упреки профессионалу Столыпину.
4.Вред будущему своей страны:только польза и создание ереси в православии(базе русской государственности).
5.В семье:гармония и провал.

Всё зависит от процесса, в который вы будете вовлечены, а не от сравнения.
"Ведьмина таблица умножения" Фауста результат процесса измерения земного меридиана.
Время расцвета жизни, время вдохновения, эпоха Наполеона, развитие науки, которой вдруг
захотелось измерить земной меридиан и создать эталон.
Конечно, преодоление трудностей, великие свершение - они в то время могли быть только великими.
И вот метр создан, с огромными трудностями и затратами, - эталон есть, ура.
А не проще бы было в фиксированном месте завести эталонный маятник.
Ну был бы метр немного покороче - что страшного-то?
А чем плохи дюймы, футы, ярды?
Также и Шекспир - Шекспир не меняется, читаете вы его в 15 лет, или в 25, сравнивать там нечего.
Это вы вовлечены в процесс взросления, и т.д

Сравнение - это философские категории, неплохо у Шекспира -

Все благо и прекрасно на земле,
Когда живет в своем определенье;
Добро везде, добро найдешь и в зле.
Когда ж предмет пойдет
по направлению,
Противному его предназначенью,
По сущности добро, он станет - злом.
Так человек: что добродетель в нем,
То может быть пороком.
.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account