?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Окимонó



Окимонó – изящный мостик между искусством Японии и Европы





Скульптура – самый древний вид японского изобразительного искусства. Исследователи утверждают, что она
зародилась в Японии раньше живописи еще на заре ее цивилизации, и долгий период была фактически
единственной областью изобразительного искусства.


Именно в пластике получили воплощение самые древние представления японцев о взаимосвязи человека с
окружающим миром.





Надгробная скульптура (Ханива), ок. V века, терракота


К сожалению, так сложилось, что в европейском искусствоведении японская скульптура до сих пор остается
наименее изученной областью. Вот почему, когда мы говорим об искусстве Страны восходящего солнца,
память выдает, прежде всего, информацию о замечательных японских гравюрах, а представления о японской
пластике часто ограничивается лишь нэцке, привлекательными резными миниатюрными фигурками-брелками
из кости или дерева.
Своим возникновением нэцке обязано особенностям «конструкции» японской традиционной одежды. Уже само
название «нэцке», или «нэ-цуке» (два иероглифа «корень» и «прикреплять»), выявляет их назначение.





Крестьянин с фруктами. Нецке


Поскольку в японской одежде отсутствовали карманы, мужчины держали мелкие предметы (личные печати,
ключи, лекарства, табак и т. п.) в небольших лаковых коробочках («инро»), емкостях, кисетах, которые
с помощью шнура прикрепляли на поясе, используя фигурки нэцкэ (размером 3-15 см) в качестве брелка-
противовеса (японские женщины использовали для этого рукава кимоно).





Нецке (видно отверстие «химотоши»)


Очень важным является тот факт, что нэцкэ не имеет острых углов и должно обязательно иметь сквозное
отверстие («химотоши») для шнура.
Отсутствие химотоши в резной фигурке говорит о том, что это «неправильное» нэцке скорее всего относится
к другому виду миниатюрной японской пластики – окимонó (ударение на последнее «о», как в слове «кимоно»).





Крестьянин и утки. Окимонó (слоновая кость)


Введение в Японии в конце XIX века европейской одежды в качестве официальной и закрытие множества
буддийских монастырей привело к тому, что смысл ношения нэцке в качестве брелков отпал, и многие
резчики нэцкэ даже потеряли работу.
Вот тут на сцену выходит, другой традиционный, но менее известный вид японской пластики, окимонó –
станковая (имеющая самостоятельное значение) скульптура малых форм.
Сформировалось окимонó (дословно – «поставленная вещь») еще в XVI веке, когда в традиционных японских
жилищах появились специальные ниши культового назначения («токонома»), в которые помещали религиозные
свитки, икебану и статуэтки окимонó в качестве оберега, хранителя домашнего очага.





Ниша «токонома»


Своими размерами, технологией изготовления и сюжетами окимонó напоминали нэцке, но имели подставки и,
конечно, не имели отверстий для шнура. До второй половины XIX века окимонó были мало известны вне
Дальнего Востока.
После Революции Мэйдзи (1866-1869) Япония вступает на путь модернизации своей политической и социальной
жизни и становится открытой миру.
В 1873 году Всемирная выставка впервые проводилась за пределами Англии и Франции в столице Австро-Венгрии,
Вене. И впервые на Всемирной выставке принимали участие экзотические страны Африки, а также Япония.
Отличительной чертой выставки в Вене было внимание к национальным культурам стран-участниц.
Среди экспонатов, представляющих культурные традиции и ремесла Японии, были выставлены и окимоно,
которые ошеломили европейцев своей изысканностью и тонкостью исполнения.





Кокон над городом Окимонó (слоновая кость)


Интерес европейцев к окимонó наметил новые требования к этим резным скульптуркам, предназначавшимся
теперь в основном для коллекционирования и украшения европейских интерьеров. Размеры окимонó стали
значительно больше (от 20 до 60 см), поверхность их тщательно обрабатывалась. Для того чтобы общаться
с европейским зрителем, на понятном ему пластическом языке, талантливые и трудолюбивые японские резчики
окимонó за несколько десятилетий освоили пластические традиции, развивавшиеся в Европе в течение веков.





Богини природы Окимонó (слоновая кость)


Так возник феномен японского европеизированного реализма в скульптуре, в русле которого работали мастера
окимоно. Изготавливались окимоно чаще всего из слоновой кости (иногда их тонировали раствором чая),
дерева, бронзы, серебра или из комбинации этих материалов.
Для большей декоративности мастера использовали гравировку орнаментов, золотой лак, инкрустацию
перламутром, эмалями и кораллом.





Окимонó (слоновая кость, коралл)


Наиболее популярные сюжетами для резчиков окимонó были: боги, исторические персонажи, герои сказок и
легенд, крестьяне и рыбаки, музыканты и актеры, старики и женщины с детьми, игры детей, животные,
птицы, морская фауна, овощи и фрукты.





Играющие дети. Окимонó (слоновая кость)


Весной 1910 года, когда в Лондоне прошла масштабная промышленная Японско-Британская выставка, японские
мастера «европеизированных» окимонó произвели уже настоящий фурор.
Расцвет окимоно в конце XIX века связан с именами выдающихся мастеров токийской школы, таких как Асахи
Гёкудзан (1843-1923), Исикава Комэй (1852-1913) и Удагава Кадзуо (1900-1910).
Изначально окимонó появились в Европе, включая Россию, как дипломатические дары. Например, Николаю II
(тогда еще цесаревичу) великолепные окимонó и нэцке были презентованы в Японии в 1891 году. Известно,
что российский император постоянно носил нэцке с собой в кармане как амулет. В настоящее время эти
раритеты хранятся в Эрмитаже.
После Русско-японской войны нэцке и окимоно стали широко известны в России.
В числе ценителей и собирателей окимоно были Максим Горький, Карл Фаберже, Федор Шаляпин.





Ребенок на быке. Окимонó (кость, дерево)


В Японии нет значительных музейных коллекций окимоно, ибо в начале прошлого века лучшие работы были
вывезены из страны и стали украшениями европейских и американских музеев и частных собраний. Ценные
и редкие окимонó так называемой Белой эпохи (из слоновой кости) в Японии сегодня можно встретить
только в Императорском дворце.
Самыми значительными коллекциями окимонó обладают Антропологический музей университета Миссури, Музей
Виктории и Альберта, Краковский национальный музей, Эрмитаж. Из крупных частных собраний окимонó
можно назвать коллекции профессора Нассера Халили (Лондон), Курта С. Эриха (Бохум) и бизнесмена
Александра Фельдмана (Украина).





Дедушка с внуком. Окимонó (слоновая кость)


Харьковскому меценату и коллекционеру Александру Фельдману за 20 лет удалось собрать одну из лучших и
крупнейших в мире коллекций окимонó (около 400 произведений).
Среди настоящих жемчужин этой коллекции – «Мать, кормящая ребенка» (Кадзуо), «Продавец цветов» (Комэй),
«Дедушка с внуком» (Чикааки), «Бодхисатва Канон» (Асахи Мейдо), «Конфуций» (Сеюнсан), «Дождь» (Рюичи),
«Цапли» (Морино Корин), «Семь богов счастья и корабль сокровищ» (группа мастеров) и другие.

Работа У. Кадзуо «Мать, кормящая ребенка» (45 см, слоновая кость) экспонировалась в 1900 году на
Всемирной выставке в Париже и по праву снискала славу «японской мадонны».





Мать, кормящая ребенка. Окимонó (слоновая кость)


Фигурка привлекает лиризмом, задушевностью, мягкой пластикой. Впервые в японской скульптуре дано
изображение кормящей матери с обнаженной грудью. В образе молодой матери даже находят некую аналогию
с мадоннами Леонардо да Винчи. Мастер Кадзуо создал несколько вариантов своей скульптуры из
различных материалов. Самым ценным считается вариант окимонó из слоновой кости – это «визитная
карточка» коллекции А. Фельдмана.
В коллекции харьковчанина можно увидеть одно из самых крупных окимоно из кости в мире –
«Семь богов счастья и корабль сокровищ» («Ситифукудзин и такарабунэ»).





Семь богов счастья и корабль сокровищ. Окимонó (слоновая кость)


Японцы верят, что под Новый год семеро небожителей разносят по домам счастье. Даже увидеть такарабунэ
во сне – к счастью. Корабль и боги были вырезаны из нескольких частей группой мастеров в 1860 годах
по заказу императора Мэйдзи (потом он подарил «Корабль» Наполеону III).





Продавец цветов Бодхисатва Канон Окимонó (слоновая кость)


А вот композиция «Продавец цветов» (высота 55 см, слоновая кость) знаменитого резчика И. Комей
отличается высочайшим мастерством исполнения и тщательной передачей мельчайших подробностей:
от морщин на лице старика до передачи лепестков цветов.





Продавец цветов Бодхисатва Канон Окимонó (слоновая кость)


Великолепная работа А. Мейдо «Бодхисатва Канон» (45 см, слоновая кость), изображающая буддийскую богиню
милосердия, отличается виртуозной ажурной резьбой и считается одним из лучших образцов окимоно XIX века.

Миниатюрное окимонó неизвестного резчика «Гранат на веточке» (7 см, тонированная кость) как нельзя лучше
свидетельствует о любви японских мастеров к изящным и реалистичным сюжетам из живой природы.





Гранат на веточке. Окимонó (слоновая кость)


Вот такие они – окимонó, соединившие в себе пластические традиции Японии и Европы в результате
творческого диалога двух великих цивилизаций. Они пронизаны глубоким восхищением перед каждым
мгновением жизни, восприятием ее как бесценного и неповторимого дара.



Автор - Валерий Койфман

Источник - 7iskusstv.com




Posts from This Journal by “Япония” Tag

  • Оружие самурая

    Обожествление и сакрализация оружия, особенность, свойственная большинству мировых культур, начиная от каменных изделий глубокой древности, до…

  • Японские красавицы

  • Самураи

    Этим фотографиям более 150 лет - и на них сенсационные виды старой Японии: историки обнаружили снимки, сделанные прусской делегацией, которая…

  • Япония конца XIX века

    Фотографии от Кусакабе Кимбей Самурай в доспехах В 1881 году, много лет работая с европейскими фотографами Фелис Беато и бароном…

  • Старинные японские предания (1979)

    Оригинал взят у philologist Анна Глускина. Старинные японские предания (1979) Анна Евгеньевна Глускина (1904, Тюмень —…

  • Утка-мандаринка

    Любой, кто знает, что такое утка-мандаринка, ассоциирует эту птицу с понятием идеальной моногамии. Поэтому не удивительно, что и в Китае, и в Японии…

  • Нэцкэ

    Оригинал взят у gorbutovich Нэцкэ: европейцы, философы-обезьяны, маски Из собрания Эрмитажа Нэцкэ: Три обезьяны, играющие в…

  • Японский музей камней

    Камни, которые выглядят как лица В двух часах езды к северо-западу от Токио, в Титибу, есть музей камней под названием Chinsekikan, где вы…

  • Школа для юных – 1920 год

    Фото из Японии, 1920 год Майко и гейко - юные ученицы школы гейш Майко (на японском танцующее дитя) называют учениц гейши либо гэйко.…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Очень интересно и познавательно! Спасибо!

Сами скульптуры замечательные.)))

Восхитительно. Особенно 3 последние.
Есть сходство с немецкой скульптурой Рименшнейдера и Ствоша.
"Скульптура – самый древний вид японского изобразительного искусства."
Скульптура же, по-моему, лучшая часть германского изобразительного искусства.
"Японцы-пруссаки Азии"?

Мне тоже особенно понравился гранат. Сходство есть, согласна с вами.
Но, мне кажется, что индивидуальность преобладает. А Ствош кажется - поляк, не немец?
Что-то мне не нравится определение "Японцы-пруссаки Азии".
Что-то внутри бунтует - только не могу понять : обидно за японцев, или за немцев.

В Вас говорят стереотипы черного Пиара не только советской, но и российской пропаганды начала 20 века, когда
Россия поменяла своего естественного стратегичесого союзника Германию на легкомысленную Францию и коварную Британию (Лично я-англофил со стажем десятилетий).
И Германию(Пруссия-ядро) и Японию объединяет непревзойденное умение получать максимальные результаты из минимальных ресурсов в минимальное время. И Пруссия и Япония не имеют естественных природных ресурсов, сравнимых с США или с Россией.
Главный их ресурс:человеческий капитал делателей, а не болтунов.
Их общий недостаток:неумение себя выгодно подать(французский талант) и некачественная дипломатия(английский талант).
При личном общении пруссаки(Берлин):доброжелательны и гостеприимны. Японцы:более замкнутые(все же Восток).
-------------------------------------------------------------
P.S.Ствош, как автор скульптур Марианского Алтаря(Краков) выдавался поляками за своего до развала СССР в добрых восточных традициях( архитектор Синан -великий турок, К.Брюллов-великий русский живописец).

  • 1