Дом Бэвинджеров (Bavinger House)
- Норман, Оклахома, США ( 1950–1955)
Архитектор Брюс Гофф (1904–1982)
В доме Бэвинджеров необычно все. Даже привычные представления о «внутри» и «снаружи» здесь смещены.
Разрозненные элементы объединены в единое целое спиральной каменной стеной, которая плавно двигается
от относительно открытого до относительно закрытого пространства.

Все в доме Бэвинджеров подчинено строгой геометрии - это точная логарифмическая спираль
и сложно сказать, где тут главный фасад.

Стеклянная стена абстрактно отделяет «снаружи» от «внутри», но выложенный камнем тротуар одинаков с
обеих сторон, пышная растительность в виде ползучих и вьющихся растений везде одна и та же, и нет
никаких изменений в грубой поверхности облицованных булыжником стен.

В «интерьере» дома на уровне земли расположен вот такой живописный, большой пруд.

Крыша, напоминающая кожуру очищенного яблока, поддерживается не стенами, а натяжными канатами,
которые крепятся к центральной стальной колонне.

Окон в привычном понимании нет. Свет проникает внутрь через непрерывный ряд стекол
между крышей и стеной.

В маленьком центре спирали есть нечто, почти напоминающее обычную кухню.
Хотя это больше похоже на обустроенное место для пикника.

Но где же спальни? Они висят в воздухе, как армада футуристичных летающих тарелок.

Если спать в тарелке, подвешенной к потолку, то где хранить одежду и другие вещи?
А в расположенном тут же шкафу цилиндрической формы, который так же подвешен к потолку.
На планах тарелкам даны обычные названия, например «спальная зона для родителей» или «игровая зона»,
а некоторые утопленные зоны на первом этаже предназначены для отдыха и приема пищи.
Но так ли важно, чем там заниматься? Это почти уголок природы, детский игровой городок или, возможно,
райский сад, свободный от всех ограничений в мире.

Тем не менее, все в доме Бэвинджеров подчинено строгой геометрии. Это точная логарифмическая
спираль, а тарелки, каждая со своим вращающимся шкафом, расположены на площадках спиральной
лестницы через одинаковое расстояние.

По мере того, как спираль сужается, тарелки и их спутники начинают вторгаться в стену дома.
Последняя и самая высокая тарелка, названная «студией», становится выступающим цилиндром,
как башня замка.

Это почти уголок природы, детский игровой городок или, возможно, райский сад, свободный
от всех ограничений в мире.
Джин и Нэнси Бэвинджеры были художниками, преподававшими в местном университете в Нормане,
штат Оклахома, в котором Брюс Гофф возглавлял факультет архитектуры. Они были идеальными
клиентами. Их не заботило, что на строительство дома ушло пять лет, и многое они сделали
сами, с некоторой помощью студентов Гоффа.

Когда дом был закончен, то привлекал толпы любопытствующих посетителей, как архитекторов, так
и местных жителей, поэтому Бэвинджеры стали взимать по доллару за вход и возместили себе
значительную часть израсходованных средств. Супруги прожили в доме более 40 лет.
Брюс Гофф был архитектором-самоучкой, отвергавшим концепцию соблюдения единого стиля. У него
было любопытное отношение ко времени — он говорил, что не интересуется прошлым или будущим,
а только тем, что он называл «непрерывным настоящим». Поэтому по внешнему облику многих его
зданий сложно определить, когда они были построены.

Дом Бэвинджеров хороший тому пример. Это возвращение к природе, которое не выглядит обращением
к прошлому; это своего рода фантазия, которая не футуристична. Другими словами, как и его
архитектор, дом не обязан ничем и никому, за исключением, возможно, старого друга и наставника
Гоффа — Фрэнка Ллойда Райта.
Journal information