Венецианец Андреа Палладио (1508-80) – единственный архитектор,
чьим именем был назван известный архитектурный стиль.

Стоу-хаус - дворец - главный дом поместья , знаменитого английского Ландшафтного парка Стоу
/Stowe Landscape Garden.
Палладианство в архитектуре, опираясь на строгое истолкование формальных принципов, основополагающих
для греческой и римской храмовой архитектуры, распространилось по всему миру благодаря публикации
произведения I Quattro Libri dell'Architettura («Четыре книги об архитектуре»).
«В архитектуре палладианство сделало возможным использование храмовых мотивов в строительстве
самых различных сооружений».

Квинс-хаус (домик королевы) в Гринвиче, построенный по проекту Иниго Джонса в 1616-1619 годах, помимо
прочего, имеет открытые галереи, безошибочно адресуя наблюдателя к южному климату Италии – родины Палладио.
Творения Палладио оказывали влияние по всей Европе шестнадцатого века, а особое признание получили
в Англии, где без особого энтузиазма принимали роскошь итальянского барокко. Этот стиль, которым
Иниго Джонс воспользовался в 1616 году для строительства Квинс-хаус (домика королевы) в Гринвиче,
процветал и век спустя.
Палладианство в архитектуре восемнадцатого века стало популярным благодаря различным публикациям,
важнейшими из которых стали произведение Колина Кэмпбелла «Британский Витрувий» (1715) и «Четыре
книги», переведённые на английский Джакомо Леони и Николя Дюбуа с 1715 по 1720 годы. Книга Кэмпбелла
приобрела популярность среди богатых клиентов, которым он построил несколько загородных домов в
палладианском стиле, включая знаменитый Стоурхед, в котором разместился один из известнейших садов
того времени.
Центральной фигурой в распространении архитектуры палладианства были аристократ Ричард Бойль, третий
граф Бёрлингтон, и его протеже Уильям Кент. Вместе они стояли у истоков системы английского сада,
ставшей ответом абсолютизму французских садов (и государственному строю), который Бёрлингтон не выносил.

Одним из самых идеальных примеров палладианства в архитектуре можно считать Чизик-хаус (1726-29)
– резиденция лорда Бёрлингтона, спроектированная им в 1729 году на манер Палладиевой виллы Ротонда.
Собственная резиденция Бёрлингтона, Чизик-хаус, была спроектирована в 1729 году на манер
палладианской виллы Ротонда, но, в основном, лишена орнамента – особенность английского
палладианства, характерная также и для Холкхэм-Холла в Норфолке.

Холкхэм-Холл в Норфолке, построенный по проекту архитектора Уильяма Кента и лорда Бёрлингтона,
приобрел дополнительные, теперь хорошо знакомые нам крылья здания, имевшие практически такую же
значимость, как и сама постройка.
В американской архитектуре палладианство также завоевало популярность.

Томас Джефферсон (1743-1826), президент и архитектор-любитель, говорил о «Четырёх книгах», как
о своей архитектурной библии. Он внедрил принципы палладианства в архитектуру Америки при
проектировании своей семейной усадьбы Монтичелло,
а также Виргинского университета, остающегося, пожалуй, одним из выдающихся архитектурных
ансамблей в Северной Америке.

Влияние «палладианизма» распространилось и на общественные здания, как, например, Ротунду, где
размещалась библиотека Виргинского университета (1822-26), изначально спроектированного Томасом
Джефферсоном.
Знаменитые дома плантаторов на Юге в большинстве своём следовали палладианскому стилю и зачастую
строились по образцу гравюр, которыми тогда располагали архитекторы. Не удивительно – учитывая
климат – что передний портик храмов оказался здесь величественным и практичным основным элементом.

Палладианизм, использованный в его ирландском варианте при строительстве здания Белого дома в
Вашингтоне (1792-1800), окончательно утвердил свою значимость в качестве широко растиражированного
символа американского государства.

Плантация «Дубовая аллея» в штате Луизиана являет собой классический пример дома плантаторов на Юге
- передний портик оказался здесь величественным и практичным основным элементом, обрамлявшим весь
дом по периметру.
Источник - tartle.net/petrova.katerina
Journal information