сам себе начальник и сам падишах,
он поставил им мат и он поставил им шах
и он глядит на них глазами, ууу...»
Сугерий из Сен-Дени. Средневековый витраж
В середине 12-го века аббат Сугерий из французского аббатства Сен-Дени поручил перестроить свою
церковь. Зданию церкви придали совершенно новый вид—стрельчатые арки, большие окна с витражными
стёклами, высокие каменные своды и арочные контрфорсы. Этот архитектурный стиль произвёл такой
эффект, что он распространился по всей Европе и занял доминирующее положение в архитектуре на
более чем 300 лет. Он стал известен как готический стиль в архитектуре.
Базилика Сен-Дени, с которой силами аббата Сугерия начала свое распространение готика по всей
Европе и заняла доминирующее положение в архитектуре более чем на 300 лет.
В 12-м веке монаха по имени Сугерий назначили аббатом монастыря Сен-Дени на севере Парижа. Он решил
перестроить церковь, начав с её восточной части. Здание приобрело новые хоры и семь приделов,
окружавших его восточную часть, в каждом из которых было по два больших окна с великолепными витражами.
Основными особенностями новой архитектуры стали стрельчатые арки, арочные контрфорсы и большие окна
с цветным витражами, что было совершенно не типично для храмовой архитектуры и мирских сооружений
того времени. Вскоре нововведения Сугерия копировались по всей Франции и в остальной части Европы.
Когда закончилось строительство новых пристроек к церкви Сугерия, свет заструился в здание с
востока и запада, наполняя всё внутреннее убранство храма сиянием, доселе не виданным в храмах.
«Сиянье это то, что сияюще сплавлено со светом,
и сияет благородный храм, который пронизан светом…»
– Аббат Сугерий
Чем же был обоснован новый способ строительства, предложенный Сугерием? Аббат любил яркие цветные
витражи, блестящий металл, украшенные драгоценностями реликварии и аналогичные вещи. Тем не менее,
многим людям подобная роскошь казалась неподобающей для монастыря – всё-таки монахи принимали обет
нестяжания. Несмотря на это, Сугерий усматривал истоки блеска и света в христианской теологии.
В готических храмах сюжет витражей, как правило, иллюстрирует сцены и значимые моменты из Священного
Писания. Это также оправдано тем, что витражи занимают существенную площадь и неизбежно привлекают
к себе внимание.
Сугерий в совершенстве изучил Библию и труды отцов церкви. Он обратился к описаниям Храма Соломона
в Ветхом Завете, трудам святых и свидетельствам ранних христиан, описывавших священную природу
религиозных изображений. И, без сомнения, он перечитал такие библейские тексты, как Послание св.
апостола Павла к Ефесянам, в котором христианская община рассматривается как братство со святыми
и дом самого Бога.
«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании
Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], на котором все здание, слагаясь
стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устроетесь в жилище Божие Духом»
– Послание к Ефесянам
Главный фасад Шартрского собора традиционно украшен «розой», символизирующей в количественном
отношении элементов Иисуса Христа в центре и 12 апостолов по периметру. Три центральных витража
и три входа, соответственно: Отца, Сына и Святого Духа. Все пропитано символизмом, ничто не случайно.
Церковь для Сугерия была воплощением Царства Божьего. Но как же повторить такое место, пронизанное
присутствием Бога, на Земле? Сугерий воспользовался указаниями христианских авторов, изображавших
Бога через призму исходящего от него света. Так, например, в Откровении св. Иоанна Богослова небеса
описываются в виде радужного света и хрусталя, а в трудах Псевдо-Дионисия Ареопагита все видимые
предметы описываются как отражение света Господа. Именно это мировосприятие сделало готическую
архитектуру такой уникальной и узнаваемой.
Интерьер собора Нотр-Дам де Пари также высок и весь пронизан светом в лучших традициях жанра.
Вот почему аббат попросил построить церковь, наполненную светом, струящимся из окон всеми цветами
радуги, окон настолько огромных, что стен практически не осталось, и настолько высоких, что основная
часть здания - от пола до потолка, была из стекла. Когда закончилось строительство новых пристроек
к церкви Сугерия, свет заструился в здание с востока и запада, наполняя всё внутреннее убранство
храма сиянием, доселе не виданным в церквях.
На снимке базилики Сен-Дени видно, как арочные сегменты подобно балкам одной стороной упираются в
стену, а другой связаны с вертикальными пилонами, компенсируя тем самым распор, передаваемый на
стену центральным шатром.
Этот ошеломляющий эффект свойственный готической архитектуре был достигнут благодаря новой системе
строительства. В храмах предыдущего периода арки в архитектуре были полукруглыми, как было принято
у римлян. Но в церкви аббатства Сен-Дени и других возведённых после неё церквях арки, верхние
части окон и рёбра сводов были заострёнными. Поэтому они производили впечатление устремлённых
к небу, что было выразительным символическим жестом.
У стрельчатых арок имеется также и конструкционное преимущество. У прежних полукруглых арок ширина
охватываемого ими проёма практически в два раза превышала высоту, что затрудняло возведение сводов.
Стрельчатые арки, характерные для готической архитектуры, напротив, могут проектироваться, исходя
из обратного соотношения ширины и высоты, благодаря чему перекрывать прямоугольные и неравномерные
пространства сводами становится гораздо проще.
Готический стиль в архитектуре прекрасно иллюстрирует интерьер Шартрского собора, который
поражает как масштабом пространства, так и богатством отделки.
Таким образом, в архитектуре готических соборов каменная кладка превращается в элегантный каркас со
стрельчатыми арками, созданный из колонн, вертикальных опор, средников окон и рёбер сводов.
Все элементы являются заострёнными, а все литые профили настолько сочетаются друг с другом, что вся
конструкция выглядит гармонично. На уровне стен между элементами каркаса в основном используется
стекло; ближе к сводам пространства между рёбрами заполняются камнем. Возникающее в результате
внутреннее пространство, заполненное светом, заключается в почти что волшебный, невесомый несущий
каркас, весьма характерный для архитектуры готических храмов.
Но возникла проблема. Лёгкая конструкция из колонн и стоек была не очень надёжной опорой для каменного
свода. Под весом камней возникает распор, который может привести к разрушению стен, и, впоследствии,
к обрушению всего здания. Гениальное изобретение арочных контрфорсов решило эту проблему и стало,
пожалуй, самой узнаваемым элементом, благодаря которому готическая архитектура обрела свой
окончательный вид.
Хорошо всем известный Нотр-Дам де Пари является классическим образцом готической архитектуры.
Вот так, благодаря сочетанию духовного видения и архитектурных способностей аббата, появилась
средневековая готическая архитектура. Этот новый прием в строительстве, так успешно применённый
в Сен-Дени, распространился по Франции, а затем проник в Англию и остальную континентальную
часть Европы. Каменщики придумывали различные способы дополнения готических элементов, но этот
стиль сохранялся в разнообразных формах до конца 15-го века и был возрождён в 18-м и 19-м веках.
Для многих видение Сугерия о том, какой должна быть церковь, до сих пор является определяющим.
По мере того, как средневековые каменщики осваивали приемы новой архитектуры, которые в готических
соборах постепенно усложнялись, они создавали всё большие по размеру окна и новые средства разделения
каждого окна на серию витражей (называемых заполнениями), куда стекольщик мог вставить витражное
стекло. Конструкция каменной кладки, зачастую чересчур замысловатая, известна под названием ажурной
каменной работы (так как эскизы рисовались мелом на полу, а потом переносились на деревянные пластины,
которым могли следовать каменщики). Ажурные работы с течением времени становились всё более и более
замысловатыми.
В готических замках и храмах арочные контрфорсы удерживают распор, возникающий в центральном «барабане»
- так вынужденная конструктивная мера стала узнаваемым и весьма декоративным элементом готических
сооружений.
Поперечный разрез типичного готического храма демонстрирует, как вес каменного свода и его распор
контролируются массивной каменной кладкой арочных контрфорсов снаружи здания. Полуарки каждого из
контрфорсов превращают выталкивающую наружу силу распора в вертикальную, направляющую его вниз,
через каменную кладку к земле. Ни одна из этих массивных конструкций не видна изнутри здания, где
преобладающую роль играют стрельчатые арки и огромные, сияющие всеми цветами радуги витражи.
Готическая архитектура Шартрского собора до сих пор производит сильное впечатление. А представьте
1-2-х этажную Европу 13-го века! На человека того времени подобные формы и масштабы должны были
производить поистине магическое воздействие.
Хронология
• 1122 – Сугерий назначается аббатом Сен-Дени
• 1140 – Освящён западный фасад Сен-Дени
• 1144 – Проводятся церемонии освящения новых хоров в
Сен-Дени, ставших образцом для готической архитектуры
• 1150 – Начало строительства нового собора Нотр-Дам в Париже
• 1175 – Начало восстановления Кентерберийского собора:
готический стиль утверждается в Англии
• 1194-1220 – Строительство Шартрского собора
Один из первых масштабных готических храмов в Англии – Кентерберийский собор. Его контрфорсы не так
сильно выражены. Они скорее напоминают пилоны – перпендикулярные сегменты, поставленные с равными
промежутками вдоль стен.
Главный фасад Кентерберийского собора также имеет огромных размеров центральный витраж с ажурными
проставками, т.к. не существовало технологий, позволяющих иным образом застеклить столь внушительных
размеров площадь.
Аналогичным образом расположенные вдоль стен витражи, в промежутках между наружными контрфорсами
великолепно освещают внутреннее пространство, придавая при этом видимую легкость всей конструкции.
Источник - tartle.net/fedor.stakhov
Journal information