?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Самураи




Этим фотографиям более 150 лет - и на них сенсационные виды старой Японии: историки обнаружили снимки,
сделанные прусской делегацией, которая посещала Японию в 1860 г. в рамках специальной миссии.
Здесь можно увидеть как высокопоставленных лиц, так и обычную повседневную жизнь.





Японский колодец. Фото Карла Бисмарка, 1860





Ежедневные заботы, уборка улиц, набор воды из колодца. Двойной оттиск сделан для стереоскопического
просмотра при помощи специального диаскопа.



Шторм зарождается перед рассветом, набирате силу, сбрасывая прусских матросов из их подвесных коек и
гамаков. Они всего лишь в двух днях пути от цели. Шхуна "Фрауэнлоб" находится на пути в Токио, куда,
однако, ей попасть не суждено.

"Утром в четыре часа началась непогода, при этом шхуна исчезла из вида",
так описывает разыгравшуюся бурю кадет военно-морского училища Карл фон Эйзендехер,
находившийся на борту парового корвета "Аркона", сопровождавшего "Фрауэнлоб".

"Около 8 часов непогода превратилась в ураган".
Мачты и такелаж шхуны оказались непрочными и рухнули.
"В течение 8 часов ветер поменял своё направление на 16 румбов, вследствие чего
возникло ужасное беспорядочное волнение на море",

вспоминает Эйзендехер. К 12-ти часам всё было кончено и
"наступил штиль, какого я еще не видел. Однако шхуны не было видно нигде".
Тысячемильное морское путешествие шхуны "Фрауэнлоб", финансировавшееся на пожертвования
немецких женщин, закончилось 2 сентября 1860 г. в холодной пучине на северо-западе Тихого океана.


Потеря шхуны стала лишь одной неудачей в длинном ряду потерь японской миссии, численностью в 800
человек, руководимой 44-летним графом Фридрихом Альбрехтом фон Эйленбургом, бывшим генеральным
консулом Антверпена. И своей цели - заключения дружественного, торгового и судоходного соглашения
с Японией по заданию основанного в 1834 г. немецкого таможенного союза, миссия достигла лишь частично.
И тем не менее, "Миссия Эйленбурга" была необычайно успешной, поскольку доставила домой бесценное
сокровище: первые фотоснимки загадочной, закрытой страны, известной в Европе лишь по рассказам.





Это фото центральной части фасада Дзиндзя (синтоистского святилища) было сделано Карлом Бисмарком
в 1860 г. недалеко от Токио



1400 фотографий было сделано в Японии, считает британский фотограф-историк Себастиан Добсон.
Это именно тот человек, который вытащил эти сокровища на свет божий - спустя почти 150 лет
после "Миссии Эйленбурга".





"Когда колотится сердце!"




Кладбище невдалеке от Токио. Похоже, что пакет с редчайшими фотографиями из Азии не открывали с 1861 г.

С начала своих поисков в 2003 г., Добсон смог идентифицировать почти 50 снимков миссии. Очевидные
доказательства размаха фоторабот миссии обнаружились в сообщении Эйленбурга в министерство иностранных
дел. Там он упомянул о свёртке с фотографиями, сделанными на месте новым фотографом - Джоном Вилсоном.
Однако прежде чем, как попасть по назначению, пакет "сделал крюк" в немецкое посольство в Лондоне,
вероятно в связи с тем, что "тогда вся почта в Европу поступала через Лондон". Затем этот пакет нашёл
приют в Прусском, позже в Восточно-Германском архиве. И лишь несколько лет спустя после воссоединения
Германий, он вновь присоединился к докладу Эйленбурга, который хранился в секретном Государственном
архиве.

"Было похоже на то, что пакет так и не вскрывали с 1861 г."
рассказывал Добсон,
"вот когда заколотилось сердце и я был по-настоящему взволнован".




Японская архитектура, фото Карла Бисмарка.

После обработки негативов на стеклянной пластине и перенесения их на обработанную альбумином
бумагу, в закрепляющем химическом растворе снимки приобретали мягкий, коричневый тон (сепия)





Маленькое синтоистское святилище - Дзиндзя


Основной задачей миссии было проведение ознакомительных кампаний в целях пропаганды неизвестного
тогда в Японии таможенного союза и 29-ти стран-участниц его, однако в свите графа состояли также
естествоиспытатели, художники и фотографы, поскольку дальнейшей целью экспедиции были исследования
и документация загадочных стран Востока. К счастью, точная и весьма современная для того времени
фотоаппаратура уцелела во время шторма, поскольку находилась на оставшихся трёх кораблях.

Снаряжение состояло из шести камер, в том числе две крупноформатных, три - средних и одна,
предшественница современного диаскопа для объёмного показа фотографий. К этому прилагались
фотохимикаты, палатки, служившие тёмными помещениями и 2500 стеклянных пластин.



Дома и ландшафты, самураи и вельможи




Японский сад, фото Карла Бисмарка, 1860




Самурай с мечом позирует немецкому фотографу перед большим каменным фонарём, фото Карла Бисмарка, 1860


Уже 1400 фотоснимков являются чрезмерным объёмом, учитывая тогдашний уровень техники и затрат: поскольку
каждый мотив должен был сначала перенесён на стклянную пластину а затем, при помощи нитрата серебра,
на предварительно обработанную альбумином бумагу. Поскольку экспозиция длилась около 10 секунд,
оставаться в неподвижном состоянии людям помогали специальные зажимы на шее:

"Они выглядели как орудия пытки, что-то типа металлического штатива с с передвижным
"ошейником", позволявшим закрепить голову",

говорит Добсон.




Сидеть неподвижно в течение времени экспозиции, людям помогали металлические штативы с
закрепляющими "ошейниками"





Застывшая уличная жизнь. Технические возможности того времени практически не позволяли снимать
импровизации и большинство фотографий делалось в студиях. Уличные фото из Японии представляют
собой самый настоящий раритет



В то время фотографии делались чаще всего в студиях, но в Японии было сделано много импровизированных
снимков, например чайный домик в Оомори севернее якорной стоянки в Иокагаме. Несколько кадетов с
корабля "Тетрис" обнаружили его во сремя своих пеших прогулок, и затем часто посещали. В окружении
японских чайных девушек в кимоно они стали
"сюжетом для очаровательной фотографии, примером встречи молодой Японии и молодой Германии",
так писал рисовальщик Вильгельм Гейне.





Прусские моряки с молодыми японками в чайном доме Оомори


Шедевры "цвета сепия" показывают нам дома и ландшафты, самураев и вельмож, как впрочем и простой народ
в повседневных трудах. Снимки делались не для коммерческих целей, а как основа для дальнейшей работы
художников делегации, Альберта Берга и Вильгельма Гейне. Позже они переносили людей, часто в позах
один в один, с фотографий на свои рисунки.





Этнографический раритет. Японская пара в национальных костюмах.
Женщина справа держит в руках соломенную шляпу



В разочаровании делегация отправилась дальше в Китай.

В те времена фотография была очень молода. Открытие процесса дагеротипии в 1839 г. считается её
рождением. Молод был и официальный фотограф экспедиции, 20-летний Карл Бисмарк, имевший, по словам
Добсона
"мало опыта в фотографировании и слывший к тому же медлительным".
Почему же именно он был ангажирован на эту должность?
"Он был внебрачным сыном Эйленбурга от одной 15-летней девушки из семьи Бисмарков",
снисходительно объясняет фотоисторик.





Это фото Карл Бисмарк надписал "Деревня у Ози", имея в виду, вероятнее всего, Оодзи


В качестве "подручного рабочего" для неопытного отпрыска семьи Бисмарков, был взят Август Затхлер,
который вообще-то должен был продемонстрировать подарок для принимающей стороны - телеграф фирмы
Сименс&Хальске. Позже Затхлер стал руководителем одной из самых успешных фото-студий в Сингапуре.
Ещё один фотограф, американец Джон Вильсон, был принят делегаций на службу сроком на три месяца,
уже в Японии. Добсон предполагает, что именно этим двум людям и принадлежит большая часть снимков,
сделанных в Японии.





Некоторые фотографии содержат в себе нечто загадочное. Поблёкшие и выцветшие от времени,
они хранят трудно разгадываемую тайну



Пруссаки пробыли в Японии почти пять месяцев. Лишь 24 января 1861 г., ровно 150 лет назад, были
подписаны международно-правовые договоры, однако, только между Японией и Пруссией, а не всем
таможенным союзом. Разочарованные, делегаты отправились дальше в Китай и Сиам (Таиланд).
Добсон хотел бы, когда-нибудь, проследить там путь Эйленбурга, который по возвращении из Азии
стал министром иностранных дел Пруссии.





Храм в окрестностях Токио, 1860


Но прежде всего, предстоит ещё много открытий в Японии:
"Где-то должно быть фото знаменитого самурая Саиго Такамори".
Саиго, который вошёл в историю как "последний самурай", вдохновивший голливудскую
звезду Тома Круза на создание фильма, умер в 1877 г. при неизвестных обстоятельствах.
Поскольку первые японские дагеротипы появились за 20 лет до того, то чтобы "поставить"
самурая перед объективом, времени было предостаточно. Но может ему не понравилась идея с
"ошейником", или он не захотел стоять в центре.
"Поскольку",
объясняет Добсон,
"японцы твёрдо верили: кто оказался в центре, тот умирает первым!"





Кто оказался в середине - умрёт первым. Если верить этой старой японской поговорке,
то буддистский монах в тёмном кимоно первым покинет этот мир



Прояснилось, например, что стало с молодым кадетом по имени Эйзендехер, тем самым, который так
детально описывал своё пребывание на борту "Арконы". Он сделал карьеру и почти 15 лет спустя после
путешествия, вернулся в Японию в качестве резидента министра и генерального консула в Токио.





В японском храме. Здесь Карл Бисмарк выбрал в качестве мотива второстепенное строение,
"Барабанную башню"



Источник






Posts from This Journal by “Япония” Tag

  • Оружие самурая

    Обожествление и сакрализация оружия, особенность, свойственная большинству мировых культур, начиная от каменных изделий глубокой древности, до…

  • Японские красавицы

  • Окимонó

    Окимонó – изящный мостик между искусством Японии и Европы Скульптура – самый древний вид японского изобразительного…

  • Япония конца XIX века

    Фотографии от Кусакабе Кимбей Самурай в доспехах В 1881 году, много лет работая с европейскими фотографами Фелис Беато и бароном…

  • Старинные японские предания (1979)

    Оригинал взят у philologist Анна Глускина. Старинные японские предания (1979) Анна Евгеньевна Глускина (1904, Тюмень —…

  • Утка-мандаринка

    Любой, кто знает, что такое утка-мандаринка, ассоциирует эту птицу с понятием идеальной моногамии. Поэтому не удивительно, что и в Китае, и в Японии…

  • Нэцкэ

    Оригинал взят у gorbutovich Нэцкэ: европейцы, философы-обезьяны, маски Из собрания Эрмитажа Нэцкэ: Три обезьяны, играющие в…

  • Японский музей камней

    Камни, которые выглядят как лица В двух часах езды к северо-западу от Токио, в Титибу, есть музей камней под названием Chinsekikan, где вы…

  • Школа для юных – 1920 год

    Фото из Японии, 1920 год Майко и гейко - юные ученицы школы гейш Майко (на японском танцующее дитя) называют учениц гейши либо гэйко.…


promo nemihail 10:00, yesterday 306
Buy for 30 tokens
На днях я рассказал печальную историю о том, как попал с арендой собственной квартиры. Да, к сожалению такое иногда случается. Но оказывается, что в США с этим куда хуже, так как прав больше не у капиталиста рантье, а у потре​**теля его услуг. Но американцы таки научились зарабатывать иначе.…