?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

"Невиданный Салахов"

В Лондоне в галереи Sothebys при организации фестиваля Бута и поддержке посольства Азербайджана в Великобритании открылась выставки произведений знаменитого азербайджанского художника Таира Салахова.



На выставке под названием "Невиданный Салахов" представлены свыше 30 картин, отражающих различные периоды Азербайджана. Выставка продолжится до 25 февраля.

На мероприятие были приглашены дипломаты аккредитованных в Лондоне некоторых стран, представители азербайджанской, турецкой, российской и др. общин, поклонники искусства. Организаторами события стали Фестиваль Buta и посольство Азербайджана в Великобритании.
Как сообщил Trend Life руководитель центра искусств Buta Насиб Пириев, выступившие на церемонии открытия выставки директор «Sotheby's» лорд Полтимор (Lord Poltimore), посол Азербайджана в Великобритании Фахраддин Гурбанов, высоко оценив данное событие, отметили насколько важно ознакомить лондонцев с богатым культурным наследием Азербайджана, с деятельностью его выдающихся представителей искусства, «подобные выставки содействуют развитию культурных связей между нашими странами, изучению традиций, обычаев, помогают нам лучше узнать и понять друг друга».
Выступавшие были единодушны во мнении, что «произведения последних лет открыли совершенно нового, не знакомого ранее Салахова».
Со словами благодарности за теплые слова в его адрес выступил и автор коллекции, Таир Салахов.
Ожидается, что очередная персональная выставка художника пройдет в одном из престижных салонов Парижа.

Одним из ярких полотен, вызвавших огромный интерес гостей, стал монументальный, шестиметровый триптих «Страна огней» (2007) - гимн Каспию, Азербайджану, поражающий грандиозностью замысла, размахом.



Монументальный триптих «Страна огней» интерпретирует нефть не в индустриальном, а скорее религиозном плане. Она горит уже не сдержанно, в сердцах людей, а открыто, на вершине башен и в алтарях храмов (неких таинственных древних огнепоклонников). А люди стоят в ритуальных позах, в застылости которых уже не чувствуется внутренней свободы. Скорее зависимость от этого — возможно, не такого уж вечного — огня.







Советский модернизм Таира Салахова


Сквозь всю ретроспективу Таира Салахова проходит мотив неподвижного тела, застывшего во «внутреннем горении» — в концентрированной готовности то ли к труду, то ли к подвигу.



Таир Салахов. С вахты. Холст, масло. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств. Санкт-Петербург. 1957

В его работе «С вахты» люди относительно расслабленно (с вахты ведь, не на вахту) идут, овеваемые ветерком довольно-таки импрессионистической живописи, лишенной напряжения. Идут они, правда, против этого ветра — надо понимать, «против течения»: работа выполнена на первой волне десталинизации, или, что то же самое, реленинизации.



Таир Салахов. Портрет композитора Кара Караева. Холст, масло. 1960

На чем-то вроде жесткого табурета сидит и Кара-Караев. Ему трудно. Он на наших глазах трудится. Но трудится сидя. И не барабанит по клавишам в состоянии экстаза, а напряженно думает, а на рояле лежат книги. Он не «творец», но своего рода сознательный «оператор» собственного творчества



Таир Салахов. Резервуар. Холст на картоне, масло. Собственность автора. Баку. 1959



Таир Салахов. Утренний эшелон. Холст, масло. Азербайджанский государственный музей искусств им. Р. Мустафаева. Баку. 1958

Это нефть, точнее, ее продукты едут в цистернах поперек картины «Утренний эшелон» (1958), своей бесперебойной надежностью как бы обеспечивая взлет машин по уходящему вверх шоссе.



«Смена парадигмы» хорошо видна в самом странном произведении Салахова этих лет — шестиметровом панно «Тебе, человечество» (1960), на котором вытянулись в струнку горизонтально летящие символические фигуры, напоминающие валькирий. Это уже не «сталинский» полет одновременно во все стороны — в радостном, свободном, хотя и несколько турбулентном воздушном просторе. Эти мужчина и женщина летят не взмахивая крыльями — прицельно мчат, как баллистические ракеты, причем не в воздухе — в безвоздушном пространстве (этой живописи уж не до импрессионизма).
Куда они летят? К коммунизму, конечно, — к цели, упущенной из виду в вихре сталинских времен. Впрочем, когда и где наступит приземление, неизвестно: лететь они будут явно долго, а может быть, и вечно.



Таир Салахов. Женщины Апшерона. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Москва. 1967
В неизвестности стоят, как на вахте, женщины в ожидании своих мужей-нефтяников («Женщины Апшерона», 1967). Стоят, опустив голову и обреченно принимая нахлест волн (еще и куртки сняли), рабочие в конце бетонного пирса («Новое море», 1970). Такое впечатление, что хотят они уйти куда-то, но идти им некуда — впереди море

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Прекрасно помню каждую картину.
А портрет Караева - просто обожаю.

У меня есть его альбом, выпущенный ещё в соввремя.
Время от времени его рассматриваю с удовольствием.
Его итальянские пейзахи, его Апшерон... Да что говорить, замечательный художник.

(Deleted comment)
Мне тоже нравятся его портреты, особенно семьи - дочерей Айдан, Алагёз и жены. А недавно он написал бесподобный портрет Растроповича.

  • 1