Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Братствo Прерафаэлитов – 4-2

Джон Эверетт Миллес - John Everett Millais
(8 июня 1829 Саутхемптон – 13 августа 1896 Лондон )




Уильям Холман Хант. Портрет Джона Эверетта Миллеса

Джон Эверетт Миллес был самым младшим из блестящей троицы и лучше других владел различной живописной техникой. Увлекшись поэтическими фантазиями Россетти и теоретическими рассуждениями Ханта, он первый применил на практике "прерафаэлитский" метод письма, напоминающий фресковую живопись.
По примеру Ханта, Миллес пишет яркими красками по сырому белому грунту, не использует профессиональных натурщиков и старается быть предельно достоверным в изображении материального мира.



В 1849 году друзья приняли участие в выставке художников-прерафаэлитов. Поначалу их работы были благосклонно встречены критикой, но вскоре отношение к прерафаэлитам изменилось, причем большинство острых стрел обрушилось на Миллеса и его картину "Христос в родительском доме".

Миллес был удручен, расстроен, ведь полотно "Христос в родительском доме" стало его первой неудачей. После этого случая он решил навсегда оставить религиозные сюжеты, а взялся писать романтические костюмированные сцены, которые пользовались большим успехом на выставках Королевской академии художеств.

Миллес действительно хотел разрушить академическую традицию, которая казалась ему мертвенной и жеманной. Он стремился к простоте, даже наивности средневекового искусства.

Под конец же Миллес как будто окончательно теряет всякую связь со своими прерафаэлитскими корнями и создает совершенно викторианские, приторные или назидательные картины, гравюры с которых расходятся тысячными тиражами и украшают стены сотен детских и классных комнат:
Спелая вишня (1879 – цветных литографий с одного этого полотна было сделано более полумиллиона!)




Принцы в Тауэре (1878) - сентиментальное видение двух несчастных детей, заточенных в башню смерти негодяем Ричардом III




и Мыльные пузыри (1886). Удивительно, но художник, начавший с полного отвержения бездуховности современного ему искусства, закончил тем, что написал картину, копии с которой служили рекламой мыла...

"Слава влюблена в него" - писали современники о Джоне Эверетте Миллесе. Ни один из английских художников не пользовался при жизни таким головокружительным успехом: был ли он в рядах прерафаэлитов, рисовал ли сентиментальные жанровые сценки или парадные портреты - толпа следует за ним. Однако, именно его называют "падшим ангелом живописи", и этому падению нет аналогии в истории живописи.

Его искусство вызывало жаркие споры. Его называли «падшим ангелом живописи», но платили за его работы громадные деньги. Он в молодости боролся с Академией художеств, но закончил жизнь её президентом. Пожалуй, ни до, ни после Миллеса художники не пользовались таким успехом у английской публики, какой выпал на его долю.

В настоящее время Милле относится к числу самых любимых англичанами художников середины XIX века.


«Изабелла»




Изабелла (1848-49)

Первая картина, написанная Миллесом после вступления в "Братство прерафаэлитов"
. На ножке стула Изабеллы можно обнаружить инициалы прерафаэлитского Братства — P.R.B. (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood)

Сюжет знаменитой поэмы Джона Китса, вдохновлявшей художников, был заимствован из «Декамерона» Боккаччо. Китс написал «Изабеллу и горшок с базиликом» в 1818 году, пересказав пятую новеллу четвертого дня «Декамерона».
Но сам Китс весьма критически оценивал поэму: .: «В ней слишком много жизненной неопытности и простодушного неведения.»

Это рассказ о любви, вспыхнувший между Изабеллой и Лоренцо. Лоренцо был слугой в доме, где Изабелла жила со своими богатыми и заносчивыми братьями. Когда те узнали об их отношениях, то решили тайно убить юношу, чтобы избавить сестру от позора. Изабелла ничего не знала о судьбе Лоренцо и сильно тосковала.

Однажды ночью дух Лоренцо явился девушке и указал, где братья зарыли его зарыли тело. Изабелла отправилась туда, выкопала голову возлюбленного и спрятала в горшок с базиликом, с котором проводила почти все время.
Когда братья узнали, что именно хранится в горшке, они, боясь наказания, похитили его у сестры и сбежали. А Изабелла умерла от горя и тоски.
Тем не менее, сюжет именно благодаря стихотворной обработке Китса пользовался большой популярностью в живописи. Особую любовь питали к нему прерафаэлиты.

Все герои в сборе. И все живы. Но братья Изабеллы уже знают, что убьют ее возлюбленного. Художник изобразил момент, когда один из мрачных братьев Изабеллы пинает ее собаку (это животное традиционно считалось символом верности). На лице же второго явно читается злой умысел. А на окне уже стоит тот самый горшок.

На полотне отсутствует перспектива: все фигуры, сидящие за столом, одного размера. Братья Изабеллы написаны с Ф.Д.Стивенса (с бокалом в руке) и Д.Харриса (толкает собаку). На заднем плане справа – Д.Г.Россетти (пьет из бокала). Пожилой человек, вытирающий губы салфеткой – отец Миллеса. Для Лоренцо позировал Уильям Россетти (брат Данте Габриэля), для Изабеллы – жена сводного брата Миллеса.

Эта работа написана в радостных светлых и прозрачных тонах, что не понравилось ни зрителям, ни критикам
Когда Миллес представил свою картину публике, в каталог выставки были включены следующие цитаты из поэмы Китса:

Вассал любви - Лоренцо молодой,
Прекрасна, простодушна Изабелла!
Возможно ль, чтоб под кровлею одной
Любовь сердцами их не овладела;
Возможно ль, чтоб за трапезой дневной
Их взгляды не встречались то и дело;
Чтобы они средь ночи, в тишине,
Друг другу не пригрезились во сне!


***
Так братья, догадавшись по всему,
Что к их сестре Лоренцо полон страсти
И что она не холодна к нему,
Поведали друг другу о напасти,
От злобы задыхаясь, - потому,
Что Изабелла с ним находит счастье,
А для нее им нужен муж иной:
С оливковыми рощами, с казной.



«Марианна»




Sir John Everett Millais. Mariana. 1851..

Эта картина написана по литературному сюжету. Шекспировский сюжет в обработке Теннисона.
В пьесе Шекспира «Мера за меру» Мариана должна была выйти замуж за персонажа по имени Анджело, но была отвергнута, так как её приданое оказалось утеряно в результате кораблекрушения.
Девушка ведёт одинокую жизнь, до сих пор тоскуя о своём возлюбленном..

Ах, возьми и губы те,
Что так сладко мне клялись,
И глаза, что в темноте
Ложным солнцем мне зажглись;
Но верни печать любви, печать любви,
Поцелуи все мои, все мои!


Видно стремление к реализму, отсутствует "красивость",
Мариана стоит в неудобной, некрасивой позе, которая передает ее томительное, долгое ожидание. Роскошная обстановка - оклады средневековых книг, инкрустированные драгоценными камнями, все убранство комнаты с витражами и стенами, обитыми бархатом, во вкусе викторианской эпохи. Превосходно проработанные детали - от изображения сада за окном до изысканной вышивки на столе, а также сюжет картины - отражают основные особенности движения прерафаэлитов.

Когда полотно Миллеса впервые появилось на выставке в Королевской Академии художеств, оно сопровождалось строчкой из стихотворения Альфреда Теннисона «Мариана»:
„Он не придёт“,- говорила она.


«Офелия»




Sir John Everett Millais. Ophelia. 1851-1852..

Самая знаменитая картина Миллеса,.
Здесь Миллес обратился к трагедии Шекспира "Гамлет".
Офелия сошла с ума от того, что принц Гамлет, которого она любила, убил ее отца, Полония. Безумие привело Офелию к смерти.

Миллес начал писать эту картину в 22 года, как многие молодые люди его возраста, он буквально бредил бессмертной пьесой Шекспира. И на холсте старался как можно точнее передать все нюансы, описанные драматургом.
В этой работе он почти иллюстративно, но с большой реалистичностью отобразил шекспировский сюжет. На своем знаменитом полотне Миллес запечатлел тот момент, когда Офелия, наполовину погруженная в воду, поет.

Самым сложным для Миллеса в создании этой картины было изобразить наполовину погруженную в воду женскую фигуру. Писать ее с натуры было довольно опасно, но техническое мастерство художника позволило ему совершить ловкий трюк: написать воду на пленэре (работа на природе постепенно входила в практику живописцев с 1840-х годов, когда впервые появились масляные краски в металлических тюбиках), а фигуру - в своей мастерской.

Для этой картины позировала Лиззи Сиддел, которую Миллес заставил лежать в ванне, чтобы наиболее правдоподобно написать мокрую ткань и волосы (Лиззи, конечно же, простудилась). У цветов, изображенных на картине с потрясающей ботанической точностью, есть и символическое значение – они отсылают к тексту пьесы. Ручей и цветы Миллес писал с натуры.
Картина рождалась в муках, а Элизабет Сиддел, позировавшая ему в образе шекспировской героини, даже получила воспаление легких из-за долгого лежания в ванне

«Офелия» потрясла зрителей и принесла автору заслуженную славу. .

После «Офелии» Королевская академия художеств, чьи каноны он опровергал предыдущими работами, принимает Миллеса в свои члены. Братство прерафаэлитов распадается, а художник возвращается к академической манере живописи, в которой не остается ничего от прежних прерафаэлитских исканий.


«Христос в родительском доме»




Христос в родительском доме (1849-50), Галерея Тейт, Лондон

Говорят, что сюжет для, этой картины Миллес придумал летом 1848 года во время церковной проповеди. На полотне изображен маленький Иисус в мастерской своего отца Иосифа (у картины есть еще и второе название -"Христос в плотницкой мастерской"). Иисус только что поранил руку гвоздем, что можно понять как предчувствие будущего распятия.

Первые наброски Миллес сделал в ноябре 1849 года, в декабре приступил к холсту, а в апреле 1850 года закончил картину. Через месяц художник представил ее на летней выставке Королевской академии - и на него обрушились недовольные критики.
Особенно возмущался писатель Чарльз Диккенс. В статье, опубликованной в еженедельнике "Семейное чтение", он писал о том, что Иисус выглядит "отталкивающим, непоседливым, рыжеволосым мальчишкой - плаксой в ночной рубашке, который, кажется, только что вылез из соседней канавы".
О Марии Диккенс сказал, что она написана "до ужаса уродливой".

В подобных выражениях отозвалась о картине Миллеса и газета "Тайме", назвавшая ее "омерзительной".
По мнению критика, "удручающие до тошноты подробности столярной мастерской заслоняют собой действительно важные элементы картины".

В самом деле, необычно представленную Миллесом религиозную сцену многие сочли слишком грубой и почти кощунственной. Художник, отчаявшись, решил, что пропали даром все его старания. Много дней просидел он в настоящей столярной мастерской, наблюдая за работой местного плотника и стараясь в мельчайших подробностях зафиксировать каждое его движение. Между тем эта картина до сих пор считается одним из самых значительных произведений Миллеса.


«Осенние листья»




Осенние листья (1855-56), Городская художественная галерея, Манчестер

Эту картину можно считать первой попыткой Миллеса отойти от ставших привычными для него повествовательных и исторических сюжетов. В ноябре 1854 года он задумал написать полотно, которое станет пробуждать философские мысли о быстротечности жизни, о времени.

В ту пору художник гостил у своего друга, поэта Теннисона. Однажды вечером он помогал ему собирать и сжигать опавшие листья. Воспоминания Миллеса о тех осенних сумерках оказались настолько сильными, что подтолкнули его к созданию этого грустного полотна. Композиция картины проста: желто-красные листья, дымок, поднимающийся от костра, и фигуры молодых девушек.
Миллес писал в Шотландии, в саду дома, где они с женой жили первое время после свадьбы. Четыре девушки - это младшие сестры Эффи, Алиса и Софи Грей, и местные жительницы.


«Северо-западный проход»




Северо-западный проход (1870), Галерея Тейт, Лондон

Эта картина - поистине дань уважения художника славному прошлому его родины. Миллес впервые показал полотно зрителям с сопровождающей его надписью: "Это должно быть сделано во славу Англии". Эти слова помогали людям лучше понять сюжет картины, где изображен старый морской капитан, мечтающий отыскать, наконец, вместе с молодыми преемниками проход, который даст возможность британским судам огибать арктическое побережье Северной Америки и позволит связать два океана, Атлантический и Тихий. (Этот проход был открыт в 1906 году великим норвежским путешественником Руалем Амундсеном).

Сидящая на полу молодая женщина - дочь капитана, она читает отцу выдержки из бортового журнала. Возможно, это записи самого капитана, оставшиеся от его походов в Арктику. На стене, прямо над стариком, художник поместил портрет адмирала Нельсона, национального героя, одного из выдающихся британских флотоводцев.


«Портреты»




Портрет мисс Эвелин Теннант

Миллес быстро становится одним из самых востребованных английских мастеров. Написанные им портреты, отличающиеся красивостью и изысканностью исполнения, пользуются большой популярностью. Видимо, салонная живопись, хотя и приносит хороший доход, не удовлетворяет мастера. Он пробует себя в книжной и журнальной иллюстрации, сотрудничает с журналом «Once a Week». Но главное место в его живописи теперь прочно занимает портрет. На его многочисленных портретах высший свет викторианской Англии, люди, которые прочно вошли в историю Объединенного королевства. Во многом благодаря этим работам он в 1885 году получил титул барона.




портрет Джона Раскина

Миллес написал портрет Джона Раскина. Раскин задумчиво созерцает водопад, и очень точно выписанные скалы и вода потока отражают интерес и любовь, которые Раскин испытывал к природе.

По своей выразительности интересен ещё один портрет




Портрет Уилки Коллинза 1850


«Мыльные пузыри»




Мыльные пузыри 1885—1886.

Реклама с использованием картины «Мыльные пузыри»




В картинах мастера появляется не свойственная ему раньше сентиментальность и назидательность. Но именно такие работы и нравятся публике. Цветные литографии с его картин расходятся многотысячнымм тиражами. В этом отношении любопытна его работа «Мыльные пузыри», на которой он изобразил своего сына. В период прерафаэлитской молодости ему в самом страшном сне не могло присниться, что с репродукциями его картины торговцы мылом сделают рекламные плакаты, которые станут «украшением» английских заборов. Кстати, это была первая реклама с использованием картины известного художника.


«Журчание потока Мэни»




Журчание потока Мэни

Во многих работах Миллеса пейзаж занимает важное место, создавая нужный психологический настрой всему полотну. В последний период своего творчества он обращается к пейзажу как к самостоятельному жанру. Мастер с любовью пишет виды Шотландии, ему нравятся дикие уголки, где природа еще не ощутила на себе пагубное влияние человека и пребывает в первозданной красоте.

Источник

Tags: прерафаэлиты
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments