?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

У истоков

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
И зову мечтателей... Вас я не зову!


К. Бальмонт

1874 год. Париж. Ателье фотографа Надара.




Здесь открылась выставка художников, буквально взорвавшая художественную жизнь Парижа. Картины же этих художников на первый взгляд казались враждебными традиции. Реакция на это новшество со стороны посетителей и критиков была далеко не дружественной. Они обвиняли художников в том, что те пишут не так, как признанные мастера, - просто для того, чтобы привлечь внимание публики.

Наиболее снисходительные рассматривали их работы как насмешку, как попытку подшутить над честными людьми. Потребовались годы жесточайшей борьбы, прежде чем члены маленькой группы смогли убедить публику не только в своей искренности, но и в своем таланте. Эта группа включала Моне, Ренуара, Писсарро, Сислея, Дега, Сезанна и Берту Моризо.




Берта Моризо Автопортрет



Члены ее обладали не только различными характерами и различной степенью одаренности, но в известной мере придерживались также различных концепций и убеждений. Однако все они принадлежали к одному поколению, прошли через одни и те же испытания и боролись против общей оппозиции. Объединившись почти случайно, они сообща разделили свою участь, так же как приняли название "импрессионисты" - название, придуманное в насмешку одним журналистом-сатириком.
Среди этих художников была и одна женщина, Берта Моризо, причем, представительница уважаемой и добропорядочной буржуазной семьи.




Берта Моризо. Начало 1870-х.

Внучка французского живописца Жана Оноре Фрагонара, который в своём творчестве продолжал традиции искусства рококо. Газетчики тут же предположили, что её дед должен был в гробу перевернуться от экстравагантной выходки внучки.




Автопортрет Фрагонар Жан Оноре

Учитель живописи Берты Жозеф Гишар писал в письме её матери свои впечатления от посещения выставки:
«Когда я вошел туда, дорогая мадам Моризо, меня охватило чувство подавленности при виде работ Вашей дочери в этом нездоровом окружении... Если смотреть добросовестно, то, конечно, можно кое-где найти отличные работы, но все они в той или иной мере не совсем нормальны. Мадемуазель Берта тоже оказалась жертвой этого помешательства, у нее несколько свихнулись мозги...»




Берта Моризо, 1872

Однако Берта Моризо несмотря ни на что продолжила избранный путь и навсегда осталось в истории первой женщиной импрессионистом.

Берта (Berthe Morisot) родилась в 14 января 1841 году в Бурже, где ее отец занимал высокую должность префекта. Девушка получила прекрасное образование. Еще в детстве она вместе с сестрой Эдмой увлеклась живописью.

Произошло её знакомство с признанным мэтром французской живописи Камилем Коро, виднейшим французский живописцем, рисовальщиком, мастером портрета и пейзажа, одним из предшественников импрессионизма.
Коро увидел в еще несовершенных работах юной художницы проблески несомненного таланта. Он не только начал давать Берте советы, внимательно следить за её становлением как художника, но и стал другом её семьи, что даже вызвало пересуды, так как мэтр славился замкнутостью и нелюдимостью.




Коро "Автопортрет с палитрой в руках". 1834 г.

Берта многое переняла у Коро, особенно умение передавать в картинах игру света и своеобразную манеру пейзажной живописи. Уже в 1864 году несколько пейзажей Берты, которой было всего 23 года, были выставлены в Салоне, а это если еще и не признание, то явный путь к нему.




Берта Моризо "Морской пейзаж (Порт в Лорьяне)". 1869 гг.

Кстати, отбор картин для выставления в Салоне был весьма строгим, но работы Берты Моризо в нем экспонировались в течение нескольких лет.




Берта Моризо "Чтение: мать и сестра художницы". 1869-1870 гг.
Холст, масло. 101х81,8 см. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

Сотрудничество с Салоном она прекратила сама, когда близко сошлась с кружком молодых художников, увлеченно экспериментировавших с цветом. Её близким другом стал Эдуард Мане, восторженно относившийся не только к живописи Берты, но и к ней самой.




Берта Моризо "В парке". 1874 г.

Берта Моризо быстро стала любимицей в кружке Мане.




Эдуард Мане

Эдуард Манэ, весьма чувствительный к женской красоте, по-настоящему увлекся Бертой. Вскоре он попросил ее позировать для своей новой картины «Балкон», и девушка стала приходить в мастерскую художника, но... всегда в сопровождении матери.




Эдуард Мане "Балкон"

Когда картина была показана в Салоне 1869 года, Берту стали называть «роковой женщиной», хотя сама она находила себя скорее странной в изображении Манэ. В течение нескольких лет Берта Моризо продолжала позировать художнику, но даже оставаясь наедине с ним, умела держать себя в руках. Удивительно, что Манэ, легко и не раз изменявший своей жене Сюзанне, в данном случае строго придерживался правил, принятых в респектабельном обществе.




Эдуард Мане Портрет Берты Моризо с букетом фиалок 1872 г. Частная коллекция

Его невысказанная любовь вылилась в полотна. Художник изобразил свою любимую модель в четырнадцати картинах, большая часть из которых осталась в его мастерской. Последняя работа серии была написана в 1874 году. Именно в конце этого года Берта Моризо вышла замуж за младшего брата Эдуарда Манэ и больше никогда не позировала ему.

Мане создал более десятка портретов Берты, но, когда она вышла замуж за его младшего брата Эжена, писать её перестал. А произошло все это в год открытия знаменитой выставки.




Берта Моризо "Эжен Мане на острове Уайт". 1875 г. Частная коллекция.

Почему же она согласилась стать женой Эжена Манэ? Возможно, чтоб быть ближе к любимому человеку, а может быть, поддавшись на уговоры матери. Мадам Моризо хоть и считала Эжена «на три четверти сумасшедшим», полагала, что лучше, принеся некоторые жертвы, выйти замуж (в 33 года), чем оставаться независимой, но одинокой. Этот брак оказался на удивление удачным.




Берта Моризо "У воды. Набережная в Буживале". 1883 г.

Эжен Манэ тоже был художником, но отказывался выставлять свои работы, зато он постоянно поддерживал Берту, помогал советами, готовил ее картины на выставки. В их доме на улице Вильжюст постоянно бывали многие художники, поэты и музыканты.




Берта Моризо Подсолнечники.

В доме супругов Мане часто бывали Ренуар, Дега, поэты Анри де Ренье, Стефан Малларме. Художники, ее товарищи, высоко ценили Берту и как живописца, и как человека.




Берта Моризо "Девочка с куклой". 1884 г.

А с рождением их единственной дочери в творчестве Берты появляется новая тема, она создает хронику детства Жюли, глядя на нее внимательными и любящими глазами матери.




Берта Моризо "Жюли Мане с собакой". 1893 г.

Казалось, все в жизни Берты Моризо складывается удачно, и впереди её ждут долгие годы счастливой семейной жизни и творчества. В её гостеприимном доме часто собирались друзья-художники Клод Моне, Гюстав Кайботт, Эдгар Дега, Пьер-Огюст Ренуар, Джеймс Уистлер, Пюви де Шаванн.




Берта Моризо "Мечтающая Жюли". 1894 г.

Подрастающая дочь Жюли делала успехи в живописи и явно собиралась пойти по стопам матери. Но в 1893 году умер Эжен Мане, муж Берты, а через два года сама художница заболела и 2 марта скоропостижно скончалась. Ей было всего 54 года.

На похороны Берты смогли приехать многие из тех, с кем она стояла у истоков импрессионизма, и кто теперь тяжело переживал её уход из жизни. О тех горьких днях осталось много свидетельств.

Вот что писал сыну Камиль Писсарро:

«Я остался в Париже, чтобы быть на похоронах нашего старого товарища Берты Моризо; она умерла от инфлюэнцы. Ты не представляешь себе, как мы были поражены и огорчены смертью этой очаровательной художницы, с таким прелестным женственным талантом украшавшей нашу импрессионистическую группу».

Дело Берты Моризо продолжила дочь Жюли. Она и на самом деле стала талантливой художницей, причем её манера живописи была близка к той, в которой предпочитала работать её мать.

Берта Моризо была одним из самых верных членов группы импрессионистов. Она пропустила только одну из восьми совместных выставок в 1879 году (из-за рождения дочери), а до этого в течение четырех лет была единственной женщиной в группе. Импрессионисты, которые порой бывали несправедливы друг к другу, высоко ценили Моризо и были ей преданы.




Берта Моризо "Деревня"

Картины Берты Моризо, представленные на первой выставке импрессионистов, были вполне добропорядочны. Если бы не манера письма, её полотна «У колыбели», «Игра в прятки», «Чтение» (всего 9 картин) не вызвали бы нареканий. Собственно, к ней у критиков, ругавших выставку, претензий было меньше, чем к другим художникам




Берта Моризо. "У колыбели", 1872

Пожалуй, самая знаменитая картина Берты Моризо. На ней запечатлена сестра Эдна, склонившаяся над колыбелью маленькой дочери. Тут проявились все достоинства кисти художницы: сочетание чистых пастельных тонов, незагроможденность полотна, нарочитая эскизность и при этом четкость в обозначении женского профиля. Картина находится в музее Д’Орсе в Париже.




"Молодая женщина в бальном платье". 1879-1880 гг. Музей д'Орсэ, Париж.

Наряд модели по цвету гармонирует с фоном, словно бы созданным из листьев, цветов, ветвей, и фигура девушки выступает, как лесная нимфа.

Стоит отметить, что живопись Берты все-таки отличалась от работ остальных основателей импрессионизма, в ней были нотки лиричности и даже сентиментализма, созвучные с живописью предыдущих эпох. В отличие от большинства импрессионистов, писавших мелкими мазками с четким разделением цветов, Моризо предпочитала писать широкими свободными мазками, используя традиционные приемы смешения цветов. Кстати, подобным способом живописи пользовался и Мане.




"Крестьянка, развешивающая белье". 1881 г. Холст, масло. 46х67 см.
Глиптотека Карлсберга, Копенгаген.

В своих работах Берта воспевала обыденную жизнь обеспеченной буржуазной семьи — материнство, домашний быт, отдых с детьми на природе и т.п. Верность этой теме она сохранила до конца своих дней.
Так, как изображала жизнь обеспеченной женщины Берта Моризо, раньше практически не писали. В её картинах не было социальных мотивов и всплесков эмоций, но они заставляли по-новому вглядываться в обыденные и привычные события повседневной жизни, от них веяло теплом, уютом и тихим семейным счастьем.
Это направление живописи оказалось востребованным, картины Берты охотно покупали, они неизменно вызывали интерес зрителей на выставках. У художницы оказалось много последователей по всему миру, особенно среди женщин-живописцев.




Берта Моризо "В столовой". 1884 г.

Берта Моризо не упрощала реальность, она изображала ее такой, какой видела.
В ее акварелях и рисунках больше эмоциональности; глядя на них, легче дышится. Художница создает акварели размытыми красками, почти прозрачными, оставляет большие пространства белой бумаги, потому цвет, даже самый светлый, кажется темнее, чем он есть на самом деле. Многие ее акварели служили заготовками к будущим полотнам.




Берта Моризо Дама с зонтиком

Художественное наследие Берты Моризо составляет около четырехсот произведений. Это живопись, акварель, рисунок, гуашь и даже две скульптуры.

Источник: Русский портрет


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.