?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Советское искусство


Галерея художников Советского Союза


Женщины тридцатых годов


В 1934 году на выставке в Ленинграде впервые предстали перед зрителем десять акварелей на тему
«Девушки Метростроя» кисти Александра Николаевича Самохвалова. Героини отмечены красотой и
грацией движений, несколько неожиданной оттого, что художник намеренно преувеличил физическую
стать девушек, придал им почти титаническую мощь. Летописцем зарождающихся социалистических
отношений 30-х годов предстает автор серии «Девушки Метростроя».





Александр Николаевич Самохвалов. (1894-1971) Шпульница. 1930.


Общее настроение превращают серию в своеобразную сюиту, воспевающую те черты современницы, которые
казались Самохвалову наиболее характерными и притягательными. Почти все метростроевки изображены
на рабочих местах.

Впоследствии мастер, определяя место серии в своем творчестве, указывал, что она была завершением
определенного этапа работы, итогом «образов напряженного труда и борьбы». Одной из самых ярких
примет будущего воспринималось появление нового типа женщины – бодрой, уверенной в своих силах и
прекрасной этой уверенностью. светлые оптимистические образы современниц рождались под кистью
Г. Ряжского и Н. Касаткина, А. Пахомова и А. Дейнеки.





Александр Николаевич Самохвалов. (1894-1971) Ремонт паровоза. 1932.


Только представим себе начало 30-х годов. Появление первой шахты Метростроя в столице, работа на
стройке тринадцати тысяч комсомольцев, добровольно, горячо, с молодым задором взявшихся за
незнакомое трудное дело. Строительство Московского метро объявляется Всесоюзной ударной комсомольской
стройкой. За пуск первой очереди метро Московская комсомольская организация награждается
орденом Ленина.





Александр Николаевич Самохвалов. (1894-1971) Стакан молока. Из серии «Девушки Метростроя». 1934.


Ракурсы акварелей Самохвалова энергичны, в композициях преобладают женские фигуры. Могучая сила,
воскрешающая в памяти доблестных воительниц древнерусского эпоса, покоряет в «Несущей арматуру»,
- упруг и решителен ее шаг, а контуры арматуры, расчленяющие плоскость листа, усиливают внутреннюю
динамику композиции.





Александр Николаевич Самохвалов. (1894-1971) Несущая арматуру. Из серии «Девушки Метростроя». 1934.


Героиню акварели «Перед душем», почти без изменений перешедшую в картину «Девушка со сверлом», отличает
волевая собранность. Она так величественна и прекрасна, что А. Дейнека сравнил ее с богиней, заметив,
однако, что «все-таки она наша, русская девчонка».





Александр Николаевич Самохвалов. (1894-1971) С отбойным молотком. Из серии «Девушки Метростроя». 1934.


В акварели «У крана» девушка в красной футболке, кажется, взмывает в небо, словно освободилась на
миг от власти земного притяжения.
Язык произведений, достаточно сложный, образный, представляется яркой особенностью творческого метода
художника, сложившегося в 20-е годы и органически сочетавшего непосредственные контакты с натурой.
Работая в начале 1930-х годов в сельскохозяйственной коммуне «Ленинский путь», Самохвалов подолгу
наблюдал заинтересовавших его людей в поле и на току, в труде и отдыхе. И когда становился ясен
характер той или иной личности, с натуры писались портреты – картины, где черты реального человека
давали художнику возможность говорить о современнике вообще. Этот принцип работы привел чуть
позднее к созданию «Девушки в футболке» (1932 г.), одной из самых удачных картин художника.





Александр Николаевич Самохвалов. (1894-1971) С лопатой. Из серии «Девушки Метростроя». 1934.


Так, в произведениях, выполненных в 20-е годы, Самохвалов стремился осмыслить художественные возможности,
таящиеся в особенностях новгородской и псковской фресковой живописи. Отчасти и работа по расчистке
росписей в соборах Старой Ладоги помогла узнать и почувствовать высокий пафос образов, созданных
безвестными русскими мастерами, понять, что многие их достижения можно использовать и в рассказе о
современности.





Александр Николаевич Самохвалов. (1894-1971) У лебедки. Из серии «Девушки Метростроя». 1934.


В работах на производственные темы Самохвалов сумел показать не просто физическое совершенство героев.
Ему удалось сделать зримым высказанное однажды убеждение:
«Труд, который возникал как необходимый труд, был трудом не только лопаты и молотка, но также и ума,
и души человеческой, и торжество в сознании достигнуто влекло к новым преодолениям».


Источник - aria-art.ru




Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.