Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Советское искусство


Галерея художников Советского Союза


Женщины тридцатых годов


В 1934 году на выставке в Ленинграде впервые предстали перед зрителем десять акварелей на тему
«Девушки Метростроя» кисти Александра Николаевича Самохвалова. Героини отмечены красотой и
грацией движений, несколько неожиданной оттого, что художник намеренно преувеличил физическую
стать девушек, придал им почти титаническую мощь. Летописцем зарождающихся социалистических
отношений 30-х годов предстает автор серии «Девушки Метростроя».





Александр Николаевич Самохвалов. (1894-1971) Шпульница. 1930.


Общее настроение превращают серию в своеобразную сюиту, воспевающую те черты современницы, которые
казались Самохвалову наиболее характерными и притягательными. Почти все метростроевки изображены
на рабочих местах.

Впоследствии мастер, определяя место серии в своем творчестве, указывал, что она была завершением
определенного этапа работы, итогом «образов напряженного труда и борьбы». Одной из самых ярких
примет будущего воспринималось появление нового типа женщины – бодрой, уверенной в своих силах и
прекрасной этой уверенностью. светлые оптимистические образы современниц рождались под кистью
Г. Ряжского и Н. Касаткина, А. Пахомова и А. Дейнеки.





Александр Николаевич Самохвалов. (1894-1971) Ремонт паровоза. 1932.


Только представим себе начало 30-х годов. Появление первой шахты Метростроя в столице, работа на
стройке тринадцати тысяч комсомольцев, добровольно, горячо, с молодым задором взявшихся за
незнакомое трудное дело. Строительство Московского метро объявляется Всесоюзной ударной комсомольской
стройкой. За пуск первой очереди метро Московская комсомольская организация награждается
орденом Ленина.





Александр Николаевич Самохвалов. (1894-1971) Стакан молока. Из серии «Девушки Метростроя». 1934.


Ракурсы акварелей Самохвалова энергичны, в композициях преобладают женские фигуры. Могучая сила,
воскрешающая в памяти доблестных воительниц древнерусского эпоса, покоряет в «Несущей арматуру»,
- упруг и решителен ее шаг, а контуры арматуры, расчленяющие плоскость листа, усиливают внутреннюю
динамику композиции.





Александр Николаевич Самохвалов. (1894-1971) Несущая арматуру. Из серии «Девушки Метростроя». 1934.


Героиню акварели «Перед душем», почти без изменений перешедшую в картину «Девушка со сверлом», отличает
волевая собранность. Она так величественна и прекрасна, что А. Дейнека сравнил ее с богиней, заметив,
однако, что «все-таки она наша, русская девчонка».





Александр Николаевич Самохвалов. (1894-1971) С отбойным молотком. Из серии «Девушки Метростроя». 1934.


В акварели «У крана» девушка в красной футболке, кажется, взмывает в небо, словно освободилась на
миг от власти земного притяжения.
Язык произведений, достаточно сложный, образный, представляется яркой особенностью творческого метода
художника, сложившегося в 20-е годы и органически сочетавшего непосредственные контакты с натурой.
Работая в начале 1930-х годов в сельскохозяйственной коммуне «Ленинский путь», Самохвалов подолгу
наблюдал заинтересовавших его людей в поле и на току, в труде и отдыхе. И когда становился ясен
характер той или иной личности, с натуры писались портреты – картины, где черты реального человека
давали художнику возможность говорить о современнике вообще. Этот принцип работы привел чуть
позднее к созданию «Девушки в футболке» (1932 г.), одной из самых удачных картин художника.





Александр Николаевич Самохвалов. (1894-1971) С лопатой. Из серии «Девушки Метростроя». 1934.


Так, в произведениях, выполненных в 20-е годы, Самохвалов стремился осмыслить художественные возможности,
таящиеся в особенностях новгородской и псковской фресковой живописи. Отчасти и работа по расчистке
росписей в соборах Старой Ладоги помогла узнать и почувствовать высокий пафос образов, созданных
безвестными русскими мастерами, понять, что многие их достижения можно использовать и в рассказе о
современности.





Александр Николаевич Самохвалов. (1894-1971) У лебедки. Из серии «Девушки Метростроя». 1934.


В работах на производственные темы Самохвалов сумел показать не просто физическое совершенство героев.
Ему удалось сделать зримым высказанное однажды убеждение:
«Труд, который возникал как необходимый труд, был трудом не только лопаты и молотка, но также и ума,
и души человеческой, и торжество в сознании достигнуто влекло к новым преодолениям».


Источник - aria-art.ru



Tags: XX век, советское искусство, художник Александр Самохвалов
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments