ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

«Палестинская серия»



Василий Васильевич Верещагин, русский художник, воин и путешественник, родился 14 октября 1842 года
в Череповце (ныне Вологодской области России), а погиб 31 марта 1904 года вместе с адмиралом
С. О. Макаровым на броненосце «Петропавловск», который подорвался на мине на внешнем рейде Порт-Артура.





Василий Васильевич Верещагин


В 1860 году Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, где учился до 1863 года у
А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл
около года. Затем отправился в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864—1865).
В марте 1865 года Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Осенью 1865 года
Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить учёбу. Зиму
1865-1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Весной 1866 года художник вернулся
на родину, завершив своё официальное обучение.





Иерусалим. Царские гробницы. 1884-1885


Почти всю жизнь В.В. Верещагин провел в экспедициях, военных походах, разъездах и путешествиях. Он
участвовал в долгих экспедициях и путешествиях - по Кавказу, Туркестану, западному Китаю, Семиречью,
Индии и Палестине. Путешествовал по Европе и России. Был на Филиппинах и на Кубе, на Тянь-Шане,
Америке и Японии.


В Палестине он написал около пятидесяти этюдов, главным образом виды природы, памятники библейской
истории, которые Верещагин не поэтизирует, не стилизует, но стремится зафиксировать с абсолютной
достоверностью в их тогдашнем состоянии. Он пишет местные типы и сцены быта: арабов у мечетей, евреев,
молящихся у Стены плача, отшельников, приезжающих в Палестину отовсюду, в том числе из России.
Человек, лишенный религиозного чувства, он пишет Святую землю исключительно с реальной и исторической
точки зрения, освобождая мифы и легенды от сверхъестественного, перелагая ее "на ясный и понятный язык".






Два еврея. 1883-1884


В этом ключе решены несколько картин из Священной истории, входивших в Палестинскую серию: "Святое
семейство", "Воскресение", "Пророчество" и другие. Пройдет почти столетие, прежде чем Пазолини в
фильме "Евангелие от Матфея" утвердит эстетическую и нравственную правомочность подобной интерпретации
священного сюжета.


Современникам подход Верещагина казался святотатством. Впервые показанные на выставке в Вене в 1885
году евангельские картины вызвали скандал. Показ Палестинской серии в России был запрещен. Выступления
Верещагина в России надолго прерываются: петербургскую выставку 1883 года отделяет от следующей
экспозиции в Москве двенадцать лет.





Стена Соломона 1884-1885


Лишенный религиозного чувства, Верещагин открывал Святую Землю в своем творчестве исключительно с
исторической точки зрения. После возвращения из этой поездки художник в Париже, где была его
мастерская, создает так называемую «Палестинскую серию». В нее вошли и картины на библейские сюжеты
«Святое семейство, «Воскресение», «Распятие на кресте» и другие. Но картины не были приняты ни на
выставке в Вене, ни на родине художника. Верещагин не романтизировал тему, он не изображал драму
Библейской истории. Он создавал документальное полотно, своего рода «репортаж в красках». Бенуа
писал о Верещагине, что «он не был никогда художником, но вся его неутомимая, бескорыстная, беззаветно
преданная науке и видимой правде личность не лишена известной грандиозности и принадлежит к самому
значительному, что в этом роде дала Россия».





Улица в Иерусалиме конец XIX века




Святое семейство. 1884-1885




Русский отшельник на Иордане




Воскресение Христово. 1884-1885




Христос на Тивериадском озере




Арабская женщина в Иерусалиме.
В.В. Верещагин. Частная коллекция





Пещера Эндор. В.В.Верещагин.




Вифания. В.В.Верещагин. 1885 г.


Эта «Палестинская серия» экспонировалась на передвижных выставках в Америке, куда художник отправился
в 1888-1890 годах. Для того, чтобы собрать деньги на возвращение в Россию, художник был вынужден
устроить аукцион, поэтому бо̀льшая часть работ (их было сто десять) целиком так никогда не экспонировалась.
Многие из них были потеряны. Впоследствии часть рисунков и картин оказалась в России. В целом,
Палестинская серия до сих пор остается Terra Incognita для всех, кто интересуется творчеством этого
художника. Только несколько лет назад одна из картин этой серии «Стена Соломона» оказалась в Москве
Была устроена культурная акция, картину показали в Нью-Йорке, Москве, Тель-Авиве, затем она опять
вернулась в Нью-Йорк, где была продана на аукционе Sotheby’s. Ее купил русский собиратель за очень
большие деньги. Возможно, когда-нибудь эта картина окажется в России...


Автор: Елена Узденикова, Москва
Источник - newswe.com





Posts from This Journal by “русская живопись” Tag

  • История России

    От Григория Ивановича Угрюмова Григорий Иванович Угрюмов (1764 — 1823) — исторический живописец и портретист; представитель…

  • Из истории и греческой мифологии

    От Ивана Акимова Иван Акимович Акимов (1755—1814), российский живописец, представитель классицизма. Иван Акимов (1755-1814)-…

  • Суровая крестьянская жизнь

    Суровость и легкость в картинах Андрея Дроздова. Андрей Дроздов – художник Студии военных художников им. М.Б. Гре¬кова. Andrei…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

?

Log in

No account? Create an account