?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Flag Next Entry
ngasanova

Еда – символ эпохи, и не только




Еда — это символ.



Фотография кушанья рассказывает об экономическом статусе и образе жизни, находит единомышленников
и получает социальное одобрение. Игнорируя продукты определенной страны или торговой марки, или
наоборот, поддерживая локальных производителей – мы высказываем национально-политическую позицию .
Такие «тайные смыслы» еды совершенно не новшество 21-го столетия. Если обратиться к живописи, какого
бы периода она ни была, можно найти множество сюжетов, где за простыми изображениями различной снеди
скрываются неожиданные истории.





«Притча о богаче и Лазаре», придворный художник лорда-стюарда Шотландии Якова IV, 1510–1520 гг.


К примеру, одна из наиболее часто используемых проблематик — это классовая принадлежность и характерные
им благодетели или греховность. Красноречивая иллюстрация этих слов — работа придворного художника
лорда-стюарда Шотландии Якова IV, датируемая 1510–1520 гг., и отсылающая нас к притче о Лазаре и Богаче.
Как видно, трапеза в самом разгаре: здоровые и розовощекие феодалы довольствуются дичью, в то время как
за дверью стоит бедняк, просящий накормить его. Отказ поделиться пищей из-за упоённости собственной
скупостью и чревоугодием описывается художником как греховный поступок. И нижняя часть картины объясняет,
что за свои пороки обжоры попадут в ад, в то время как благочестивый нищий отправится на небеса.




«Вакх», Караваджо, 1595 г.


Тема праздности и гедонизма поднималась в изобразительном искусстве не раз. Обратите внимание на
корзину с фруктами на полотне «Вакх», созданную кистью Караваджо. Виноград, айва и гранат уже начали
гнить, а на яблоках и груше виднеются следы от червей. Критики полагают, что в таком состоянии
фрукты изображены неспроста: они олицетворяют скоротечность жизни и бренность мирской суеты.





«Натюрморт с артишоками», Осиас Беерт Старший, 1610 г.


Сейчас перед вами пример поэтичной метафоричности Осиаса Беерта Старшего на картине с прозаичным
названием «Натюрморт с артишоками». Вино и устрицы, оливки и артишоки — очень часто они представляют
собой намёк на сомнительные и низменные плотские наслаждения. Однако в данной работе используется
более утонченная иносказательность. Уже вскрытая раковина рассматривается в контексте противопоставления
бренности человеческого тела бессмертию души. Оттого усматривается на холсте и религиозный мотив:
мерцание перламутра напоминает о воде и крещении, а луч света в бокале с вином — о таинстве причастия
(символы воскрешения и бесконечности духа).





«Натюрморт: кубок вина, устрицы и лимоны», Ян ван де Велде, 1656 г.


А вот за «Натюрморт с устрицами и ремером» кисти Ян ван де Велде скрывается совершенно другая история.
Изображение мухи — символа смерти, зла и грехопадения — предполагает интерпретацию образа устриц в
негативном ключе: за их изображением скрываются пороки распутства и сладострастия.





«Едоки картофеля», Винсент Ван Гог, 1885 г.


И вновь еда выступает символом принадлежности к социальному слою. Знаменитая ранняя работа Винсента
Ван Гога «Едоки картофеля». Суть произведения невозможно описать ярче, чем это сделал художник:
«…ей (картиной) я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми
же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом
труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду», — писал Ван Гог в письме к брату Тео.





«Молочница», Ян Вермеер, 1657–1658 гг.


Или Ян Вермеер и рассказанная им история повседневного быта кухарки на картине «Молочница». Лаконичность
здесь проявляется во всём: цветах, сюжете, облике самой кухарки; и заурядность продуктов —
хлеб и молоко — лишь дополнительно подчеркивают простоту уклада жизни девушки.




«Разбитые яйца», Жан-Батист Грёз, 1756 г.


Всё не так просто и на картине «Разбитые яйца» Жана-Батиста Грёзе.
Эти яйца таят в себе историю о потерянной невинности.





«Банка с супом Кэмпбелл», Энди Уорхол, 1962 г.


Знаменитая банка супа Campbell’s противоречивого художника поп-арт культуры Энди Уорхолла до сих пор
не теряет своей актуальности, являясь символом эпохи консьюмеризма. Проблемы овеществления, замена
уникальности стереотипизированной массовостью и возведение этого феномена в ранг искусства, стирание
грани между социальными слоями — все эти вопросы скрываются в простом образе консервной банки.
Сам Уорхол в одном из интервью назвал изображение супа «Кэмпбелл» своей самой любимой работой и
добавил, что ел его (суп) каждый день за обедом на протяжении 20 лет.



Источник - estetico.me




Posts from This Journal by “еда в искусстве” Tag

  • Пища XV века

    Миниатюры Рукопись Tacuinum Sanitatis была основана на работе «Taqwin al-Sihha» Ибн Бутлана (1038-1075), христианского врача в…

  • Что они ели?

    Еда в XVIII веке от Peter Jakob Horemans (фламандско-голландский художник, 1700-1776) Был придворным художником в Мюнхене. На его полотнах…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.