Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Еда – символ эпохи, и не только




Еда — это символ.



Фотография кушанья рассказывает об экономическом статусе и образе жизни, находит единомышленников
и получает социальное одобрение. Игнорируя продукты определенной страны или торговой марки, или
наоборот, поддерживая локальных производителей – мы высказываем национально-политическую позицию .
Такие «тайные смыслы» еды совершенно не новшество 21-го столетия. Если обратиться к живописи, какого
бы периода она ни была, можно найти множество сюжетов, где за простыми изображениями различной снеди
скрываются неожиданные истории.





«Притча о богаче и Лазаре», придворный художник лорда-стюарда Шотландии Якова IV, 1510–1520 гг.


К примеру, одна из наиболее часто используемых проблематик — это классовая принадлежность и характерные
им благодетели или греховность. Красноречивая иллюстрация этих слов — работа придворного художника
лорда-стюарда Шотландии Якова IV, датируемая 1510–1520 гг., и отсылающая нас к притче о Лазаре и Богаче.
Как видно, трапеза в самом разгаре: здоровые и розовощекие феодалы довольствуются дичью, в то время как
за дверью стоит бедняк, просящий накормить его. Отказ поделиться пищей из-за упоённости собственной
скупостью и чревоугодием описывается художником как греховный поступок. И нижняя часть картины объясняет,
что за свои пороки обжоры попадут в ад, в то время как благочестивый нищий отправится на небеса.




«Вакх», Караваджо, 1595 г.


Тема праздности и гедонизма поднималась в изобразительном искусстве не раз. Обратите внимание на
корзину с фруктами на полотне «Вакх», созданную кистью Караваджо. Виноград, айва и гранат уже начали
гнить, а на яблоках и груше виднеются следы от червей. Критики полагают, что в таком состоянии
фрукты изображены неспроста: они олицетворяют скоротечность жизни и бренность мирской суеты.





«Натюрморт с артишоками», Осиас Беерт Старший, 1610 г.


Сейчас перед вами пример поэтичной метафоричности Осиаса Беерта Старшего на картине с прозаичным
названием «Натюрморт с артишоками». Вино и устрицы, оливки и артишоки — очень часто они представляют
собой намёк на сомнительные и низменные плотские наслаждения. Однако в данной работе используется
более утонченная иносказательность. Уже вскрытая раковина рассматривается в контексте противопоставления
бренности человеческого тела бессмертию души. Оттого усматривается на холсте и религиозный мотив:
мерцание перламутра напоминает о воде и крещении, а луч света в бокале с вином — о таинстве причастия
(символы воскрешения и бесконечности духа).





«Натюрморт: кубок вина, устрицы и лимоны», Ян ван де Велде, 1656 г.


А вот за «Натюрморт с устрицами и ремером» кисти Ян ван де Велде скрывается совершенно другая история.
Изображение мухи — символа смерти, зла и грехопадения — предполагает интерпретацию образа устриц в
негативном ключе: за их изображением скрываются пороки распутства и сладострастия.





«Едоки картофеля», Винсент Ван Гог, 1885 г.


И вновь еда выступает символом принадлежности к социальному слою. Знаменитая ранняя работа Винсента
Ван Гога «Едоки картофеля». Суть произведения невозможно описать ярче, чем это сделал художник:
«…ей (картиной) я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми
же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом
труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду», — писал Ван Гог в письме к брату Тео.





«Молочница», Ян Вермеер, 1657–1658 гг.


Или Ян Вермеер и рассказанная им история повседневного быта кухарки на картине «Молочница». Лаконичность
здесь проявляется во всём: цветах, сюжете, облике самой кухарки; и заурядность продуктов —
хлеб и молоко — лишь дополнительно подчеркивают простоту уклада жизни девушки.




«Разбитые яйца», Жан-Батист Грёз, 1756 г.


Всё не так просто и на картине «Разбитые яйца» Жана-Батиста Грёзе.
Эти яйца таят в себе историю о потерянной невинности.





«Банка с супом Кэмпбелл», Энди Уорхол, 1962 г.


Знаменитая банка супа Campbell’s противоречивого художника поп-арт культуры Энди Уорхолла до сих пор
не теряет своей актуальности, являясь символом эпохи консьюмеризма. Проблемы овеществления, замена
уникальности стереотипизированной массовостью и возведение этого феномена в ранг искусства, стирание
грани между социальными слоями — все эти вопросы скрываются в простом образе консервной банки.
Сам Уорхол в одном из интервью назвал изображение супа «Кэмпбелл» своей самой любимой работой и
добавил, что ел его (суп) каждый день за обедом на протяжении 20 лет.



Источник - estetico.me



Tags: еда в искусстве
Subscribe

Posts from This Journal “еда в искусстве” Tag

  • Пища XV века

    Миниатюры Рукопись Tacuinum Sanitatis была основана на работе «Taqwin al-Sihha» Ибн Бутлана (1038-1075), христианского врача в…

  • Что они ели?

    Еда в XVIII веке от Peter Jakob Horemans (фламандско-голландский художник, 1700-1776) Был придворным художником в Мюнхене. На его полотнах…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments