Еда — это символ.
Фотография кушанья рассказывает об экономическом статусе и образе жизни, находит единомышленников
и получает социальное одобрение. Игнорируя продукты определенной страны или торговой марки, или
наоборот, поддерживая локальных производителей – мы высказываем национально-политическую позицию .
Такие «тайные смыслы» еды совершенно не новшество 21-го столетия. Если обратиться к живописи, какого
бы периода она ни была, можно найти множество сюжетов, где за простыми изображениями различной снеди
скрываются неожиданные истории.

«Притча о богаче и Лазаре», придворный художник лорда-стюарда Шотландии Якова IV, 1510–1520 гг.
К примеру, одна из наиболее часто используемых проблематик — это классовая принадлежность и характерные
им благодетели или греховность. Красноречивая иллюстрация этих слов — работа придворного художника
лорда-стюарда Шотландии Якова IV, датируемая 1510–1520 гг., и отсылающая нас к притче о Лазаре и Богаче.
Как видно, трапеза в самом разгаре: здоровые и розовощекие феодалы довольствуются дичью, в то время как
за дверью стоит бедняк, просящий накормить его. Отказ поделиться пищей из-за упоённости собственной
скупостью и чревоугодием описывается художником как греховный поступок. И нижняя часть картины объясняет,
что за свои пороки обжоры попадут в ад, в то время как благочестивый нищий отправится на небеса.

«Вакх», Караваджо, 1595 г.
Тема праздности и гедонизма поднималась в изобразительном искусстве не раз. Обратите внимание на
корзину с фруктами на полотне «Вакх», созданную кистью Караваджо. Виноград, айва и гранат уже начали
гнить, а на яблоках и груше виднеются следы от червей. Критики полагают, что в таком состоянии
фрукты изображены неспроста: они олицетворяют скоротечность жизни и бренность мирской суеты.

«Натюрморт с артишоками», Осиас Беерт Старший, 1610 г.
Сейчас перед вами пример поэтичной метафоричности Осиаса Беерта Старшего на картине с прозаичным
названием «Натюрморт с артишоками». Вино и устрицы, оливки и артишоки — очень часто они представляют
собой намёк на сомнительные и низменные плотские наслаждения. Однако в данной работе используется
более утонченная иносказательность. Уже вскрытая раковина рассматривается в контексте противопоставления
бренности человеческого тела бессмертию души. Оттого усматривается на холсте и религиозный мотив:
мерцание перламутра напоминает о воде и крещении, а луч света в бокале с вином — о таинстве причастия
(символы воскрешения и бесконечности духа).

«Натюрморт: кубок вина, устрицы и лимоны», Ян ван де Велде, 1656 г.
А вот за «Натюрморт с устрицами и ремером» кисти Ян ван де Велде скрывается совершенно другая история.
Изображение мухи — символа смерти, зла и грехопадения — предполагает интерпретацию образа устриц в
негативном ключе: за их изображением скрываются пороки распутства и сладострастия.

«Едоки картофеля», Винсент Ван Гог, 1885 г.
И вновь еда выступает символом принадлежности к социальному слою. Знаменитая ранняя работа Винсента
Ван Гога «Едоки картофеля». Суть произведения невозможно описать ярче, чем это сделал художник:
«…ей (картиной) я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми
же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом
труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду», — писал Ван Гог в письме к брату Тео.

«Молочница», Ян Вермеер, 1657–1658 гг.
Или Ян Вермеер и рассказанная им история повседневного быта кухарки на картине «Молочница». Лаконичность
здесь проявляется во всём: цветах, сюжете, облике самой кухарки; и заурядность продуктов —
хлеб и молоко — лишь дополнительно подчеркивают простоту уклада жизни девушки.

«Разбитые яйца», Жан-Батист Грёз, 1756 г.
Всё не так просто и на картине «Разбитые яйца» Жана-Батиста Грёзе.
Эти яйца таят в себе историю о потерянной невинности.

«Банка с супом Кэмпбелл», Энди Уорхол, 1962 г.
Знаменитая банка супа Campbell’s противоречивого художника поп-арт культуры Энди Уорхолла до сих пор
не теряет своей актуальности, являясь символом эпохи консьюмеризма. Проблемы овеществления, замена
уникальности стереотипизированной массовостью и возведение этого феномена в ранг искусства, стирание
грани между социальными слоями — все эти вопросы скрываются в простом образе консервной банки.
Сам Уорхол в одном из интервью назвал изображение супа «Кэмпбелл» своей самой любимой работой и
добавил, что ел его (суп) каждый день за обедом на протяжении 20 лет.
Источник - estetico.me
Journal information