Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Просто так…



Серен Кьеркегор (1813 — 1855)
— датский религиозный философ и писатель.



Серен Кьеркегор — философ, чьи труды повлияли на становление экзистенциализма и постмодернизма;
в своем эссе «Несчастнейший» он рассуждает о бессмысленности жизни и смерти, душевном отчаянии
прошлого, будущего и настоящего, и о том, какое последствие это оказывает на человека.
Эссе было опубликовано в 1842 году и вошло в первую часть известной работы «Или-или»





Незаконченный эскиз портрета. Художник: Нильс Кристиан Кьеркегор, 1840


«Мы, что живём отверженные и отторгнутые, как афоризмы в жизни, вне общения с людьми, непричастные к
их печалям и радостям, мы, что являемся не созвучием в жизненном шуме, но одинокими птицами в ночном
безмолвии, собравшимися один-единственный раз, дабы проникнуться назидательным зрелищем ничтожества
жизни, медлительности дня и бесконечной длительности времени, мы, дорогие Ευμπαρανεχρωνοτ (сотоварищи
в смерти), не верящие ни игре радости, ни счастью глупцов, мы, кто ни во что не верит, кроме несчастья.»






«Несчастный, стало быть, — тот, чей идеал, чьё содержание жизни, чья полнота сознания, чья настоящая
сущность так или иначе лежит вне его. Несчастный всегда отторгнут от самого себя, никогда не слит с
самим собой. Но отторгнутый от самого себя может, очевидно, жить либо в прошедшем, либо в будущем
времени. Этим в достаточной степени очерчена вся область несчастного сознания.»







«Человек, который надеется на вечную жизнь, в известном смысле — несчастный человек, поскольку он
отрекается от настоящего, но он несчастен не в строгом смысле слова, так как он слит с самим собою
в этой надежде и не приходит в столкновение с отдельными моментами конечности. Наоборот, если он
не слит с самим собою в надежде, но теряет свою надежду, снова надеется и так далее, то он отторгнут
от самого себя, не только в настоящем, но и в будущем, и тогда перед нами пример несчастного.»

«Но если надеющаяся личность хочет надеяться на будущее, которое не может стать для неё
действительностью, или вспоминающая — вспоминать время, которое не было действительностью
для неё, то перед нами истинно несчастные личности.»






«Его жизнь не знает никакого покоя и лишена всякого содержания, он чужд своему мгновению, чужд своему
будущему, потому что он уже пережил будущее, чужд и прошедшему, потому что прошлое ещё не пришло.
И вот он гоним, как Лето, к сумраку Гипербореев, к светлому острову Экватора, и он не может родить и он
вечно как рождающий. Одинокий, на самого себя покинутый, стоит он в безмерном мире, и у него нет
настоящего, где бы он мог почить, ни прошлого, по которому он бы мог тосковать, так как его прошлое ещё
не настало, как нет и будущего, на которое он мог бы надеяться, ибо его будущее уже прошло. И перед ним
— один лишь безмерный мир, как это Ты, с которым он в разладе; ибо весь остальной мир — как
одно-единственное существо для него, и это существо, этот неразрывный, назойливый друг — Непонимание.
Ему нельзя состариться, так как он никогда не был молодым, так как он уже стар; в известном смысле
ему нельзя и умереть, так как он ведь и не жил; в известном смысле ему нельзя и жить, так как он уже
умер; он не может и любить, потому что любовь всегда — в настоящем, а у него нет ни настоящего, ни
прошедшего, ни будущего, и в то же время он — восприимчивая душа, и он ненавидит мир, только потому,
что любит его; у него нет никакой страсти, не потому, что он чужд всякой страсти, но потому, что в
одно и то же мгновение у него и противоположная страсть, у него нет времени ни на что, не потому,
чтобы его время было занято чем-нибудь другим, а потому, что он совсем не знает времени; он бессилен,
не потому, что лишён силы, а потому, что собственная сила обессиливает его.»





Tags: просто так
Subscribe

Posts from This Journal “просто так” Tag

  • Просто так...

    Дневники / М.М. Пришвин

  • Просто так...

    Неудавшийся бал уранийцев (уранитов) Оствальд, Ханс Отто Август (1873-1940). Мужская проституция : Пер. с нем. / Ганс…

  • Просто так…

    Жестокое обращение с детьми по статистике 1913 года. Василевский Л.М. Голгофа ребенка. - Л.-М., 1924.

  • Просто так...

    Почему те или иные книги попадали в списки исключенных. Одной из причин, конечно, были репрессии, другой - опечатки и идеологические…

  • Просто так...

    "Приятное место" Асхабад или город Смертоноша Гартевельд, В.Н. Среди сыпучих песков и отрубленных голов: путевые очерки…

  • Просто так… - что такое гельминтология

    Истории из жизни академика Скрябина всегда великолепны. Вот, например, случай, который вспоминает Корней Чуковский в дневниках за 1968 год.…

  • Просто так...

    Русский хтонизм Поразительная история, описанная в книге Ивана Яковлевича Строда «В якутской тайге» (Воениздат, 1961). Ранний…

  • Каблуки

    Толпа каблуков, Бриджит Дэвис Линн Чедвик (1914-2003)

  • Просто так

    Циолковский, Константин Эдуардович (1857-1935). Философия космической эпохи / К. Э. Циолковский. - Москва : Академический Проект :…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments