Миниатюрист эпохи средневековья
Jean Pucelle — французский художник - миниатюрист, который
упоминается в документах с 1319 по 1335 годы.
Жана Пюселя называют одним из основоположников аутентичного стиля французской живописи. Этот мастер
жил в XIV веке и долгое время его имя оставалось забытым. Но ситуация изменилась, когда специалист
по средневековым рукописям Леопольд Делиль обнаружил в «Бельвильском бревиарии» упоминание имени
Жана Пюселя, как главы мастерской где изготавливались манускрипты. Позже имя Жана Пюселя всплыло еще
в нескольких источниках и сегодня он является хоть и не очень популярным в широких массах, но очень
уважаемым творцом среди исследователей и экспертов.
Пюселю обычно приписывается открытие техники гризайль. Благодаря использованию этой техники страницы
его манускриптов обладали декоративной целостностью, персонажи — пластичностью, а стиль —
непосредственностью. Его первым учителем был Мастер Оноре из Амьена. Кроме того, некоторые находят в
его работах сходные черты с произведениями Дуччо и Джотто, исходя из чего существует не подтвержденная
гипотеза, что Жан Пюсель побывал в Италии, приблизительно в 1320 году, где и почерпнул современные
достижения школ живописи из Сиены и Флоренции.
Мастер родился примерно в 1300 году, а умер в 1335 году. Несмотря на малую продолжительность, его
жизнь была успешна и полна открытий. Выделяются три главных особенности стиля Пюселя, не характерные
для более ранней французской живописи. Эти особенности также важны для понимания роли художника в
становлении французской живописи. В своих работах Жан использовал необычную пластическую моделировку
фигур, которую, вероятнее всего, «подсмотрел» у итальянцев, из опыта которых он также почерпнул
интуитивное чувство пространства. Мастер смело играл с ракурсами и освещением, экспериментировал
и отдельные элементы прямой. Также он был новатором в сфере использования тонов и, как уже
упоминалось, открыл технику гризайль.
Кроме прочих, одной из главных особенностей стиля Жана Писеля считается юмор, который находил свое
воплощение в забавном бестиарии, который содержали поля его манускриптов. Многообразие необычных
растений, насекомых, птиц и животных в работах Писеля дали начало «готическому натурализму», элементы
которого будут присущи всей живописи северной Европы на протяжении XIV—XV веков.
Имя Жана Пюселя обычно ассоциируется с тремя манускриптами. Это «Бельвильский бревиарий»,
«Часослов Жанны д’Эврё» и «Библия Роберта де Биллинга», каждый из которых достоин отдельной
статьи.