?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Эклектика




В системе культурологических координат эклектика находится примерно в той же плоскости,
что и постмодернизм; можно даже предположить, что второе является прямым идеологическим
наследием первого, но лишь переосмысленным и усовершенствованным в контексте времени.





Барселонский собор Саграда-Фамилия архитектора Антонио Гауди — яркий пример эклектики.
Он сочетает различные стили и, заложенный на пике развития эклектики (1883—1926),
строится до сих пор


Суть эклектики — использование разнородных элементов для создания чего-то нового. Касательно философии,
откуда этот термин пришел, речь идет о заимствовании идей из различных систем в процессе формирования
«новой», «удивительной и неповторимой». Как правило, подобные системы в определении истинности собственных
суждений опираются на «здравый смысл», как следствие — рушатся под напором сколь либо серьезной критики.

В некоторых своих проявлениях эклектические философские системы тяготеют к синкретизму, что есть явный
признак ухода творческой составляющей из философии. В исторической ретроспективе подобное наблюдается
после каждого бурного всплеска философской мысли, привносившего в миропонимание людей определенные
фундаментальные принципы, которые, постепенно разрушаясь под воздействием прибоя обывательской мысли,
превращаются в обломки цельной некогда конструкции и смешиваются с подобными остатками других философских
построений, порождая эклектичную философию.





Выступление Марка Туллия Цицерона, известного популяризатора древнегреческой философии
(полотно Мартина Кноллера)


Эклектика, таким образом, является еще и методом. Пусть это не покажется вам богохульством, но современная
христианская религия и ее основные догматы были созданы эклектичным методом: выборочно, из различных
источников, будучи подвергнутыми серьезной цензуре и загнанными в плотные рамки канона. Если присмотреться,
то окажется, что догматы — утверждены в качестве таковых на Вселенских соборах, элементы визуального стиля
— одолжены из древнеегипетской школы мистерий, античного язычества и зороастризма, философские постулаты
позаимствованы из буддизма, а «Ветхий Завет» является сборником древнееврейских религиозных текстов.
В данном случае не поднимается вопрос индивидуальной веры, но лишь фактического формирования основ
крупнейшей религиозной системы.





«Христос среди учителей», Альбрехт Дюрер, 1506 год.



Впрочем, термин «эклектика» вышел за рамки методологического и философского полей, и получил большое
распространение, например, в отношении архитектуры. Эклектизм в архитектуре был господствующим стилем
последние две трети XIX столетия. В Европе он был известен под названием боз-ар, а в России процветало
множество различных «исторических» архитектурных стилей, известных, как неовизантийский, неоготика,
необарокко и прочие, с приставкой «нео». Уже позже, в советскую эпоху, архитектурные тенденции того
периода были обозначены как эклектический архитектурный стиль.





Церковь Сент-Огюстен (1860—1871) в Париже архитектора Виктора Бальтара соединяет барокко и романо
-византийский стили.



Эклектика вмещает в себя характерные черты европейской архитектуры XV—XVIII веков и продолжает опираться
на архитектурный ордер, но все это выступает лишь как декоративные элементы, в то время, как во главе
угла стоит функциональное назначение здания или даже отдельных его секторов.





Доходный дом Черкесских, архитектор Л. Л. Влодек, Одесса



Так, характерный доходный дом 80-хх годов XIX ст. в Одессе или, скажем, Петербурге, будучи четырехэтажным,
мог совмещать в себе элементы трех различных стилей: отделка первого этажа — характерный линейный руст;
там же располагается монументальный портал, по бокам подпертый дорическими полуколоннами; на втором и
третьем этажах фасад украшен готическим красным кирпичом; дорические пилястры на втором этаже сменяются
ионическими полуколоннами на третьем; между третьим и четвертым этажами проходит композиционная граница
— геометрическая орнаментальная тяга; на фасаде четвертого этажа лежит контрастирующая с предыдущими
уровнями светло-бежевая штукатурка; оконные проемы на четвертом этаже имеют полуциркульную форму и
криволинейные формы наличников в качестве декора, характерные для барокко. При этом фасад обладает
строгой трехдольной симметрией, вертикальностью линий и акцентированным поэтажным членением.





Храм всех религий в Казани(Россия) Ильдара Ханова — пример конфессиональной и архитектурной эклектики.


Эклектичным часто именуют стиль интерьера, совмещающий в себе разнородные элементы из близких или даже
не очень стилистических течений. Сегодня убранство с меткой «эклектика» крайне популярно, как раз в силу
звучности данного термина — «эклектичный интерьер» отлично продается. Вместе с тем, если декоратор обладает
хорошим вкусом, то сочетание близких стилей может быть действительно гармоничным и эстетичным. А может и
не быть — на вкус и цвет, как говориться.





Интерьер, равно как и экстерьер парижской Оперы Гарнье являет собой прекрасный пример эклектики.


Звучность термина и его широкое значение способствовали тому, что теперь есть и эклектичный стиль одежды,
и эклектичная музыка, и татуировка, и прочая «эклектика», вполне оправдывающая подобный свой ярлык, но
далеко не всегда отличающаяся от того самого синкретизма или, скажем, постмодернизма с его, порой,
абсурдными перформансами.







Храм Святого Семейства в Барселоне — просто невероятное смешение стилей.


Источник - estetico.me



Tags:

Recent Posts from This Journal

  • Портреты американского сообщества - 2

    Соседи из Бивер-Брук разных цветов, годы 1897-1917 От William Bullard 1908 Портрет женщины. 1901 Портрет Сьюзи Иделлы Моррис…

  • Чувственные мифы

    От François Boucher Доведись вам попасть во Францию времен короля Людовика XV, и вы поинтересовались бы у просвещённой публики, чьи полотна…

  • Рынок

    От Hendrick Sorgh Hendrick Martenszoon Sorgh (ca 1611-1670)- был художником голландского золотого века жанровых произведений.…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
главное, чтобы красиво было

Главное соединить, из трех красивых может получиться одно некрасивое

Главное в искусстве(и в эклектике) талант меры.
Г.Товстоногов, К.Сен-Санс,Э.Виолле-ле-Дюк имели этот редкий талант.
А.Гауди, испанская и московская архитектура в целом, по-моему,нет.
Впрочем, американец в черно-белой паре, галстуке и спортивных мокасинах:явление не редкое.

Мне кажется, что также имеет значение мода.
Когда появляется любая мода, взгляд сначала отторгает,
потом приглядывается, затем начинает привыкать,
а потом уже принимает как красивое.
Например, если раньше, в дни моей юности, на сочетание
в одежде желтого и зеленого говорили - яичница с луком,
то сейчас это вполне приемлемое сочетание.
Но, конечно, участие таланта и вкуса неоспоримо.

Из воспоминаний С.Юрского:
Навестил отца в больнице.
Он просит:"Почитай, Сережа, что-нибудь новенькое".
Читаю из Евтушенко с рифмой:"Воздух ломок" с "группой лодок".
Отец:"Ломок и лодок?! Нет, Сережа. Это не для меня."

  • 1