Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

«Ночной кошмар»



Не спроста Зигмунд Фрейд повесил в своей приемной репродукцию виновника нашего материала — английского
живописца швейцарского происхождения Johann Heinrich Füssli. («Ночной кошмар» — серия из четырёх
картин швейцарского и английского художника Johann Heinrich Füssli (1741-1825), которые иллюстрируют
готическое направление в искусстве Нового времени.)
Картина «Ночной кошмар», копия которой и висела в приемной основателя психоанализа, является вершиной
художественного наследия Heinrich Füssli, воплощая в себе концентрат его художественного стиля, в чем
сходятся практически все искусствоведы. Но творческое наследие художника куда обширнее, да и сама его
персона достаточно любопытна.





Генрих Фюссли, портрет кисти Джеймса Норткота, 1778


Вообще, можно отметить, что художником Фюссли считается достаточно слабым, чему виной допускаемая им
небрежность в композиции, отсутствие как такового пространства, излишняя театральность и прочее.
Вместе с тем, это все можно назвать авторским стилем и больше внимания уделить содержанию, нежели форме.
А чтобы проследить за формированием художественного стиля Фюссли и понять источники его вдохновения —
необходимо обратиться к фактам из его биографии.

Родился Генрих в Цюрихе, в 1741 году. Склонностью к живописи и интерес к ней он проявлял, будучи еще
совсем юным, но отец, профессиональный портретист, не понаслышке был знаком со всеми тяготами этого
ремесла и отдал сына на обучение в семинарию. Доучился Генрих до магистратуры теософского факультета
в Цюрихе, но недовольство смотрителем магистрата реализовалось в форме брошюры, вызвавшей достаточно
бурную реакцию. В результате Генрих был вынужден покинуть родные края.

Художнику шел 21-й год.





Фюссли беседует с Иоганном Якобом Бодмером, 1778–1781


Попутешествовав по Германии, пока еще будущий Хранитель лондонской Королевской Академии художеств попадает
в Париж, где сближается с Жан-Жаком Руссо, изобретателем теории прямой демократии и видным мыслителем
того времени. Будучи в то время более склонным к письму, нежели к живописи, а также обладая отличным
образованием, Фюссель анонимно издает «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо». Кроме того,
Генрих переводит на немецкий «Макбет» Шекспира и «Письма леди Монтэгю», благодаря чему заводит знакомство
с британским послом в Берлине и принимает его предложение поехать в Англию.

В Лондоне Генрих живет в течении 5 лет, работая переводчиком. Джошуа Рейнолдс, ставший к тому времени
приятелем Фюссли, дал ему судьбоносный совет — оставить труд переводчика и попробовать себя в живописи.
Идея пришлась Генриху по душе и он отправился в Италию, славящуюся своими школами живописи. Именно в
Италии, где он на протяжении 8-ми лет жил, учился и работал, Фюссли познакомился с античным искусством
и был им крайне восхищен. Равно как и работами живописцев эпохи Возрождения, в особенности — Микеланджело.




Сон королевы Екатерины, 1781



В 1779 году Генрих возвращается в Англию уже как художник. Он быстро завоевывает признание в художественных
кругах. В течении последующих 25-ти лет Фузели, как знали его тогда в Лондоне, стал членом лондонской
Королевской Академии художеств, получил профессорскую степень и, в итоге, возглавил Аккадемию. Именно на
этот период выпадает активная творческая деятельность Фюссли как художника. После — он вновь вернулся к
литературной деятельности. Что, в прочем, и не удивительно, учитывая, что вдохновение художник во многом
черпал в сексуальности и даже рисовал откровенную порнографию, которую исправно сжигала его супруга, а
к тому моменту он уже был на экваторе седьмого десятка.


Но не сексуальностью единой. Увлечение живописью эпохи Возрождения и античные мотивы присутствовали во
многих в его работах. Как и мистицизм, всевозможные знаки и символы — в то время в Англии, открывшей для
себя Восток со всеми его премудростями и диковинками, уже входило в моду увлечение сверхъестественным,
и Фюссли исправно подливал масла в этот огонь. Правда, на данном поприще куда больших успехов, равно как
и признания, добился друг и коллега Генриха — Уильям Блейк. Этим двум господам приписывается чуть ли не
главная роль в становлении романтизма в английской живописи.





Титания и Боттом, 1790, (по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»)


Но Фюссли определенно тяготел и к классицизму. Особую любовь он питал к произведениям Шекспира, которые
в юности переводил, а освоив кисти — иллюстрировал. По воспоминаниям Томаса Коутса, Фюссли легко
цитировал Шекспира на память.





Кошмар навещает лапландских ведьм, 1796


Картины Генриха похожи на сновидения. Размытые очертания, неясный фон, нереальность происходящего. Но
сумеречное и подсознательное граничит в его полотнах с рассудочным и театральным. В его полотнах, как
уже отмечалось, место реально «осязаемого» пространства занимает неопределенный мрак, из которого
появляются герои. Художник испытывал определенную любовь к удлиненным фигурам, запечатленным в
неестественном движении или ракурсе, угловатым линиям контура, ярким перепадам света и тени,
порождаемым освещением «сбоку», которое и делало пространственные границы размытыми.

Литературность Фюссли выражалась в неожиданных аллегорических образах исполненных мрачного символизма,
коим его картины иногда даже чересчур перегружены.




Титания, обнимающая Осла, 1793—1794, (по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»)


Несмотря на то, что сегодня Генри Фюзели (именно под таким именем запомнили его современники) не является
популярным и активно тиражируемым художником, его вклад в становление европейского романтизма и символизма
XIX века, а также влияние на личности многих других известных деятелей, ярчайшим из которых является
Уильям Блейк — переоценить трудно. Равно как и то, что острый ум, богатая эрудиция и философские измышления
современных художнику и античных мыслителей, привели Фюссли в дебри поисков ключей к пониманию
подсознательного, проникновения в глубины сексуальности, размышления на тему сновидений и прочие
психологические, по сути своей, изыскания, существенно опередившие и предвосхитившие фундаментальный
научный (или псевдонаучный) анализ данных областей.

Не зря Зигмунд Фрейд повесил в своей приемной репродукцию его картины. Ой не зря.





Ночной кошмар, 1781 (репродукция именно этой картины и висела в приемной у Фрейда)




Ночной кошмар, 1802




Фальстаф в корзине для белья, 1792




Битва Тора с Ёрмунгандом, 1790




Сон Белинды, 1790




Friar Puck




Christ Disappearing at Emmaus, 1792




Scene of Witches from The Masque of Queens, 1785




The Shepherd's Dream, 1793




Иллюстрация к пьесе Шекспира «Буря»




Одиссей между Сциллой и Харибдой, 1794-1796




Ночной кошмар



Tags: художник Heinrich Füssli
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Карточные столы и светская жизнь

    Ещё раз про столы, но на этот раз не для рукоделия, а для игры в карты, да и другие игры. Американский стол из красного…

  • Гончарные изделия

    Из Стаффордшира Искусство изготовления керамики известно с древних времен. Однако первый настоящий фарфор был изготовлен в Китае только во…

  • Аллегорические портреты

    От столетия к столетию – 7 Первые портреты людей современности начинались как аллегории, так как часто художники наносили лица своих…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment