Не спроста Зигмунд Фрейд повесил в своей приемной репродукцию виновника нашего материала — английского
живописца швейцарского происхождения Johann Heinrich Füssli. («Ночной кошмар» — серия из четырёх
картин швейцарского и английского художника Johann Heinrich Füssli (1741-1825), которые иллюстрируют
готическое направление в искусстве Нового времени.)
Картина «Ночной кошмар», копия которой и висела в приемной основателя психоанализа, является вершиной
художественного наследия Heinrich Füssli, воплощая в себе концентрат его художественного стиля, в чем
сходятся практически все искусствоведы. Но творческое наследие художника куда обширнее, да и сама его
персона достаточно любопытна.
Генрих Фюссли, портрет кисти Джеймса Норткота, 1778
Вообще, можно отметить, что художником Фюссли считается достаточно слабым, чему виной допускаемая им
небрежность в композиции, отсутствие как такового пространства, излишняя театральность и прочее.
Вместе с тем, это все можно назвать авторским стилем и больше внимания уделить содержанию, нежели форме.
А чтобы проследить за формированием художественного стиля Фюссли и понять источники его вдохновения —
необходимо обратиться к фактам из его биографии.
Родился Генрих в Цюрихе, в 1741 году. Склонностью к живописи и интерес к ней он проявлял, будучи еще
совсем юным, но отец, профессиональный портретист, не понаслышке был знаком со всеми тяготами этого
ремесла и отдал сына на обучение в семинарию. Доучился Генрих до магистратуры теософского факультета
в Цюрихе, но недовольство смотрителем магистрата реализовалось в форме брошюры, вызвавшей достаточно
бурную реакцию. В результате Генрих был вынужден покинуть родные края.
Художнику шел 21-й год.
Фюссли беседует с Иоганном Якобом Бодмером, 1778–1781
Попутешествовав по Германии, пока еще будущий Хранитель лондонской Королевской Академии художеств попадает
в Париж, где сближается с Жан-Жаком Руссо, изобретателем теории прямой демократии и видным мыслителем
того времени. Будучи в то время более склонным к письму, нежели к живописи, а также обладая отличным
образованием, Фюссель анонимно издает «Заметки о сочинениях и поступках Жан-Жака Руссо». Кроме того,
Генрих переводит на немецкий «Макбет» Шекспира и «Письма леди Монтэгю», благодаря чему заводит знакомство
с британским послом в Берлине и принимает его предложение поехать в Англию.
В Лондоне Генрих живет в течении 5 лет, работая переводчиком. Джошуа Рейнолдс, ставший к тому времени
приятелем Фюссли, дал ему судьбоносный совет — оставить труд переводчика и попробовать себя в живописи.
Идея пришлась Генриху по душе и он отправился в Италию, славящуюся своими школами живописи. Именно в
Италии, где он на протяжении 8-ми лет жил, учился и работал, Фюссли познакомился с античным искусством
и был им крайне восхищен. Равно как и работами живописцев эпохи Возрождения, в особенности — Микеланджело.
Сон королевы Екатерины, 1781
В 1779 году Генрих возвращается в Англию уже как художник. Он быстро завоевывает признание в художественных
кругах. В течении последующих 25-ти лет Фузели, как знали его тогда в Лондоне, стал членом лондонской
Королевской Академии художеств, получил профессорскую степень и, в итоге, возглавил Аккадемию. Именно на
этот период выпадает активная творческая деятельность Фюссли как художника. После — он вновь вернулся к
литературной деятельности. Что, в прочем, и не удивительно, учитывая, что вдохновение художник во многом
черпал в сексуальности и даже рисовал откровенную порнографию, которую исправно сжигала его супруга, а
к тому моменту он уже был на экваторе седьмого десятка.
Но не сексуальностью единой. Увлечение живописью эпохи Возрождения и античные мотивы присутствовали во
многих в его работах. Как и мистицизм, всевозможные знаки и символы — в то время в Англии, открывшей для
себя Восток со всеми его премудростями и диковинками, уже входило в моду увлечение сверхъестественным,
и Фюссли исправно подливал масла в этот огонь. Правда, на данном поприще куда больших успехов, равно как
и признания, добился друг и коллега Генриха — Уильям Блейк. Этим двум господам приписывается чуть ли не
главная роль в становлении романтизма в английской живописи.
Титания и Боттом, 1790, (по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»)
Но Фюссли определенно тяготел и к классицизму. Особую любовь он питал к произведениям Шекспира, которые
в юности переводил, а освоив кисти — иллюстрировал. По воспоминаниям Томаса Коутса, Фюссли легко
цитировал Шекспира на память.
Кошмар навещает лапландских ведьм, 1796
Картины Генриха похожи на сновидения. Размытые очертания, неясный фон, нереальность происходящего. Но
сумеречное и подсознательное граничит в его полотнах с рассудочным и театральным. В его полотнах, как
уже отмечалось, место реально «осязаемого» пространства занимает неопределенный мрак, из которого
появляются герои. Художник испытывал определенную любовь к удлиненным фигурам, запечатленным в
неестественном движении или ракурсе, угловатым линиям контура, ярким перепадам света и тени,
порождаемым освещением «сбоку», которое и делало пространственные границы размытыми.
Литературность Фюссли выражалась в неожиданных аллегорических образах исполненных мрачного символизма,
коим его картины иногда даже чересчур перегружены.
Титания, обнимающая Осла, 1793—1794, (по мотивам комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь»)
Несмотря на то, что сегодня Генри Фюзели (именно под таким именем запомнили его современники) не является
популярным и активно тиражируемым художником, его вклад в становление европейского романтизма и символизма
XIX века, а также влияние на личности многих других известных деятелей, ярчайшим из которых является
Уильям Блейк — переоценить трудно. Равно как и то, что острый ум, богатая эрудиция и философские измышления
современных художнику и античных мыслителей, привели Фюссли в дебри поисков ключей к пониманию
подсознательного, проникновения в глубины сексуальности, размышления на тему сновидений и прочие
психологические, по сути своей, изыскания, существенно опередившие и предвосхитившие фундаментальный
научный (или псевдонаучный) анализ данных областей.
Не зря Зигмунд Фрейд повесил в своей приемной репродукцию его картины. Ой не зря.
Ночной кошмар, 1781 (репродукция именно этой картины и висела в приемной у Фрейда)
Ночной кошмар, 1802
Фальстаф в корзине для белья, 1792
Битва Тора с Ёрмунгандом, 1790
Сон Белинды, 1790
Friar Puck
Christ Disappearing at Emmaus, 1792
Scene of Witches from The Masque of Queens, 1785
The Shepherd's Dream, 1793
Иллюстрация к пьесе Шекспира «Буря»
Одиссей между Сциллой и Харибдой, 1794-1796
Ночной кошмар
Journal information