?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Одессит и парижанин – 1




Владимир Баранов-Россине родился в Одессе, уехал в Париж, и погиб в Освенциме. Работы художника
поражают разнообразием: сегодня они находятся в престижнейших музеях, а аукционные цены перешагнули
за миллионный порог. Предтеча скульптурных экспериментов Пикассо и изобретатель уникального
«светозвукового» пианино — оптофона, Баранов-Россине — яркая фигура эпохи новаторства в искусстве.
О художнике рассказывает коллекционер и писатель Евгений Деменок.






Все всякого сомнения, Париж начала прошлого века был мировой столицей искусств. Художники и скульпторы
со всего мира приезжали в него, чтобы быть в авангарде мирового художественного движения. Новые стили
и направления возникали чуть ли не еженедельно. Парадокс Парижской школы первой половины ХХ века
состоял в том,что она во многом развивалась за счёт художников, приехавших в Париж жить и работать.
За счёт иммигрантов. Пабло Пикассо и Амедео Модильяни, Марк Шагал и Константин Бранкузи, Кес Ван Донген
и Жюль Паскин именно во французской столице стали ведущими фигурами мирового художественного процесса.
Большую роль в развитии Парижской школы сыграли выходцы из Российской империи: тот же Шагал,Александр
Архипенко, Хана Орлова и Александра Экстер, Хаим Сутин и Мане-Кац,Михаил Бойчук и Михаил Ларионов,
Наталья Гончарова и Алексей Явленский, Осип Цадкин и Жак Липшиц, Иван Пуни и Соня Делоне…




Владимир Давидович Баранов-Россине Петух 1911


Разумеется, не обошлось без одесситов. Список впечатляющий: Василий Кандинский и Теофил Фраерман,
Натан Альтман и Давид Видгофф, Филип Гозиассон и Айзик Федер, Сандро Фазини и Сигизмунд Олесевич
— и ещё десятки имён. Есть в этом ряду и поистине выдающееся имя: Владимир Баранов-Россине.









Шулим-Вольф Баранов родился 1 (13) января 1888 года в селении Большая Лепетиха Мелитопольского уезда
Таврической губернии (ныне Запорожская область Украины) в семье Мелитопольского мещанина Давида
Баранова и его жены Розалии. В пятнадцатилетнем возрасте — в 1903 году, — поступил в Одесское
художественное училище, которое успешно окончил в 1908-м.





Владимир Давидович Баранов-Россине Автопортрет с кистью 1907


Будучи студентом художественного училища, Шулим Баранов принимал активное участие в выставках. Первыми
были XVII, XVIII и XIX выставки Товарищества «Южно-Русских художников». Уже ранние училищные работы
свидетельствуют о незаурядном мастерстве. Например, первым номером в каталоге выставки трёх «российских
авангардистов» (Малевича, Баранова-Россине и Мансурова) в 1972−73 годах в Центре Жоржа Помриду числился
его «Пейзаж Одессы» 1905 года. А знаменитый «Автопортрет с кистью» 1907 года, мастерски сделанный в
стиле пуантилизма? Это фактически работа зрелого мастера, хотя на тот момент Шулиму Баранову было всего
девятнадцать лет. Баранов-Россине был мастером автопортрета. Он писал их много и в разных стилях,
особенно известны его кубистические автопортреты первой половины 1910-х годов.






Если в ранних классах училища Баранов находился под влиянием Южнорусской школы, то уже через несколько
лет он быстро пошёл дальше. Юный художник быстро схватывает современные тенденции в изобразительном
искусстве,пробует себя в разных стилях и манерах — от импрессионизма до абстракции.

Баранова-Россине в течение жизни неоднократно будут упрекать во всеядности,вторичности, неумении найти
свой собственный стиль. Он действительно работал во многих стилях, но в каждую работу привносил что-то
своё, индивидуальное,узнаваемое, не столько повторяя, сколько исследуя и «репрезентируя» происходящи
в современном искусстве процессы.






Ещё в годы учёбы в Одесском художественном училище, во время первой поездки по Европе, Баранов-Россине
встретился с дадаистом Хансом Арпом, с которым впоследствии будет неоднократно видеться уже после
отъезда в Париж. Общительность,активность, умение завязывать знакомства, умение дружить — характерные
для Баранова черты,которые способствовали его вхождению в среду известнейших художников своего времени.
Знакомство с Давидом и Владимиром Бурлюками помогло ему войти в круг русского авангарда.
Вероятно, именно глубокое вовлечение в мир авангардной живописи послужило причиной того, что после
успешного окончания в мае 1908 года живописного отделения Одесского художественного училища и поступления
в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге Владимир Баранов фактически забросил учёбу.
Уже 21 декабря 1909 года его отчислили за непосещение. Его ждал Париж.





Владимир Баранов-Россине. «Утро" Коллекция Одесского художественного музея

Источник - artchive.ru

Продолжение следует




Recent Posts from This Journal

  • Байки

    Император Николай Павлович был озабочен постоянным дефицитом, который приносит государству Кавказ. Портрет Николая I. Джордж Доу…

  • Двери

    … дверь рассказывает обо всем Та Прум - чистая магия Та Прум— храм в Ангкоре, построен Джайяварманом VII в честь своей…

  • Место встречи Европы и Азии

    Константинополь Европа и Азия встречаются на Босфоре. В 658 г. до н.э. группа греческих колонистов под предводительством человека по…


promo nemihail 10:00, вчера 162
Buy for 30 tokens
Бедных действительно становится все меньше, сегодня людей живущих за чертой бедности 19 миллионов, это те, чьи доходы ниже прожиточного минимума. А ещё зимой этого года их было почти 21 миллион. Подозреваю, что сейчас у многих начнет бомбить от этой информации, однако нужно понимать, что в любом…

  • 1
"Все всякого сомнения, Париж начала прошлого века был мировой столицей искусств."
Люблю Париж, но правильно:
Все всякого сомнения, Париж начала прошлого века был мировой столицей ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ искусств.
Вена начала прошлого века был мировой столицей музыкального искусства и энергично вытесняла Париж и в ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ искусствах(О.Вагнер, Кокошко, Климт,Шиле,Лоос,...

Я заметила, что импрессионизм вы вообще не жалуете, если не права - поправьте. Но все-таки, а куда денем Дебюсси, Равеля, Дюка из Парижа 20 века? Но ведь был еще и Сен-Санс и его музыка. А концерты, которые организовывал в Париже Дягилев. Кажется и Игорь Стравинский любил выступать в Париже, если не путаю. Нет, все-таки столицей искусств.

"Я заметила, что импрессионизм вы вообще не жалуете, если не права - поправьте. Но все-таки, а куда денем Дебюсси, Равеля, Дюка из Парижа 20 века? Но ведь был еще и Сен-Санс и его музыка. А концерты, которые организовывал в Париже Дягилев. Кажется и Игорь Стравинский любил выступать в Париже, если не путаю. Нет, все-таки столицей искусств."
Поправляю, жалую.
Парижские импрессионисты в музыке на фоне венских титанов(Малер,Шенберг, Берг,Веберн,..) как и парижские импрессионисты в живописи на фоне обитателей Прадо(Эль Греко, Веласкес, Гойя, Босх, Дюрер,...) подобны Дунаевскому на фоне Бетховена.
Все достойны благодарности, но в разных категориях(одни хирурги-другие терапевты).
Ну а русские гастролировали там, где больше денег и ПИАР-а.

Я бы классифицировала немного иначе -
не хирурги, а величие и признание
не терапевты, а чувства и понимание

  • 1