Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Роковая женщина



В изобразительном искусстве XIX века


23 июля 1877 в парижском зале суда собрались толпы людей, желающих стать свидетелями суда над
женщиной, которую обвиняли в том, что она плеснула кислотой в лицо своему любовнику. Данное
преступление, и другие подобные ему, сильно поразило воображение одного видного швейцарского
художника Эжена Грассе. Вдохновленный этим образом, в 1894 он создал картину под названием
«The Acid Thrower» (дословный перевод – «Метательница кислоты»).





La vitrioleuse (The Acid Thrower)
Eugène Samuel Grasset, 1894



В руке у женщины сосуд с опасной жидкостью, лицо ее повернуто к зрителю, как будто она оглядывается,
чтобы проверить, не смотрит ли на нее кто-то. Зеленоватая бледность кожи и иступленные глаза говорят
нам о ее эмоциональном состоянии – злость, смешанная с обидой, затуманенный разум, состояние аффекта
перед совершением преступления.


Образ роковой женщины (Femme Fatale) начал все чаще фигурировать в изобразительном искусстве и
литературе. Конец 19 века – эпоха пост-импрессионизма и символизма - совсем неудивительно, что
образ опасной женщины так органично вписался в культуру того времени. Femme Fatale предстают
перед нами в совершенно различных ипостасях: начиная с обыкновенных женщин и заканчивая вампирами,
гарпиями и другой нечистью. Бессердечная, обманчивая и жестокая, использующая различные тактики
соблазнения для уничтожения своих врагов – такой тогда представляли зрителю роковую женщину.





The Apparition
Gustave Moreau, 1874-1876



Интересен тот факт, что в конце 19 века данный образ приобрел особое значение в связи с изменением
социального статуса женщины в обществе. На протяжении всего столетия в Северной Европе проходили
серьезные общественные метаморфозы, которые впоследствии стали ключевыми для истории человечества
- женщины начали бороться за свои права.


И понятное дело, что подобные социальные колебания нашли свое отражение в искусстве. Многие художники
и писатели того времени изображали женщин опасными соблазнительницами и злодейками, с которыми лучше
не связываться, и от которых стоит держаться подальше. Хотя многие из таких работ можно назвать
женоненавистническими, но они являются лишь продуктом того времени и отражают страхи общества перед
приобретающими независимость женщинами. Искусство, как лакмусовая бумажка, проявляет все скрытое от
человеческого взгляда. Образ роковой женщины в искусстве конца 19 века можно назвать своеобразным
ответом на вызов, который был брошен социуму. Смена парадигмы мировоззрения никогда не проходит
гладко: зачастую принципиально новые идеи на начальном этапе сталкиваются с общественным
непринятием  и отчуждением.




Femme Fatale как монстр


Картина Эдварда Мунка «Вампир» (1893) изначально носила совершенно другое название –
«Любовь и боль». Однако в 1894 году художник вместе со своим почитателем решили переименовать ее.





Vampire II
Edvard Munch, 1895-1902



Обратите внимание на то, как название способно трансформировать всю идею работы: сначала мы видим
пару влюбленных, которые переживают трудный период и находятся в мучениях; однако после смены
названия перед нами предстает жестокая женщина, которая умерщвляет мужчину укусом в шею.

Вампиры были отнюдь не единственными мифическими существами, в которых представляли роковых женщин.
Сфинкс с головой женщины, телом льва и крыльями птицы на полотне Гюстава Моро «Эдип и Сфинкс»
(1864) также изображает femme fatale.





Gustave Moreau
Œdipe et le Sphinx, 1864



Животное насилие и злоба – сфинкс впивается когтями в грудь Эдипа, ее задние лапы находятся в опасной
близости к его гениталиям, что особенно усиливает сексуальное напряжение на картине. Роковая женщина
-чудовище стала собирательным образом и вместила в себе все порочные черты, приписываемые слабому
полу из века в век. Среди них - склонность к распутному поведению, обману и манипуляции.

Многие известные художники, в числе которых Моро, Гоген, Климт и другие, начали обращаться к
историческим, библейским и мифологическим сюжетам, в которых явно прослеживались все опасности,
исходящие от сексуальной женщины.

Например, картина Франца фон Штука «Die Sünde» изображает Еву в Эдемском саду: обнаженная женщина
пронзительно смотрит в сторону зрителя, вокруг ее туловища извивается змея, своими изгибами
подчеркивая сексуальность Евы.





Sin
Franz von Stuk, 1893



Другой популярный образ – Саломея – знаменитая роковая женщина из Нового завета, соблазнительный
танец которой убеждает царя Ирода принести ей голову Иоанна Крестителя на блюде.





Salome
Franz von Stuck, 1906



Появление роковых женщин как в живописи, так и в литературе, служило своеобразным предостережением
для мужчин и женщин того времени.



Источник - estetico.me



Tags: темы
Subscribe

Posts from This Journal “темы” Tag

  • Эклектика

    В системе культурологических координат эклектика находится примерно в той же плоскости, что и постмодернизм; можно даже предположить, что…

  • Все про соль

    «Варение соли». Миниатюра из рукописи «Житие Зосимы и Савватия». Когда Русинов заметил, что Авега употребляет соль лишь в пасмурные дни,…

  • Лотрек и Уайльд

    Оскар Уайльд Уайльд, обвиненный в преступлении против нравственности маркизом Кинсберри, отцом его «друга» лорда Альфреда…

  • Жертва

    « Понятие жертва происходит от слова жратва, жрицы и жрецы это понимали лучше других смертных.» Владимир Пятибрат. «Глубинная…

  • Все девчонки красивые

    Helen Levitt Sally Mann Mary Ellen Mark, Tiny, 1983 Martine Franck Sally Mann Kamila Kulik Julie…

  • Ах, мальчишки

    W. Eugene Smith, Прогулка в райский сад, 1946 Sally Mann Pedro Luis Raota Evgeny Mokhorev William Gedney…

  • Шекспир в искусстве

    Шекспировские образы в произведениях художников, артистов и фотографов. Сцена из «Сон в летнюю ночь» , Edwin Landseer, 1848-1851…

  • В зеркале

    Чиняя себе правёж, душе, уму, порою изведешь такую тьму и времени и слов, что ломит грудь, что в зеркало готов подчас взглянуть. (Иосиф Бродский)…

  • Тщеславие (vanitas)

    Екклесиаст, «сын Давида, царь Иерусалимский», написал в своей поэтической книге : «Cуета сует! Все суета».…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments