?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Роковая женщина



В изобразительном искусстве XIX века


23 июля 1877 в парижском зале суда собрались толпы людей, желающих стать свидетелями суда над
женщиной, которую обвиняли в том, что она плеснула кислотой в лицо своему любовнику. Данное
преступление, и другие подобные ему, сильно поразило воображение одного видного швейцарского
художника Эжена Грассе. Вдохновленный этим образом, в 1894 он создал картину под названием
«The Acid Thrower» (дословный перевод – «Метательница кислоты»).





La vitrioleuse (The Acid Thrower)
Eugène Samuel Grasset, 1894



В руке у женщины сосуд с опасной жидкостью, лицо ее повернуто к зрителю, как будто она оглядывается,
чтобы проверить, не смотрит ли на нее кто-то. Зеленоватая бледность кожи и иступленные глаза говорят
нам о ее эмоциональном состоянии – злость, смешанная с обидой, затуманенный разум, состояние аффекта
перед совершением преступления.


Образ роковой женщины (Femme Fatale) начал все чаще фигурировать в изобразительном искусстве и
литературе. Конец 19 века – эпоха пост-импрессионизма и символизма - совсем неудивительно, что
образ опасной женщины так органично вписался в культуру того времени. Femme Fatale предстают
перед нами в совершенно различных ипостасях: начиная с обыкновенных женщин и заканчивая вампирами,
гарпиями и другой нечистью. Бессердечная, обманчивая и жестокая, использующая различные тактики
соблазнения для уничтожения своих врагов – такой тогда представляли зрителю роковую женщину.





The Apparition
Gustave Moreau, 1874-1876



Интересен тот факт, что в конце 19 века данный образ приобрел особое значение в связи с изменением
социального статуса женщины в обществе. На протяжении всего столетия в Северной Европе проходили
серьезные общественные метаморфозы, которые впоследствии стали ключевыми для истории человечества
- женщины начали бороться за свои права.


И понятное дело, что подобные социальные колебания нашли свое отражение в искусстве. Многие художники
и писатели того времени изображали женщин опасными соблазнительницами и злодейками, с которыми лучше
не связываться, и от которых стоит держаться подальше. Хотя многие из таких работ можно назвать
женоненавистническими, но они являются лишь продуктом того времени и отражают страхи общества перед
приобретающими независимость женщинами. Искусство, как лакмусовая бумажка, проявляет все скрытое от
человеческого взгляда. Образ роковой женщины в искусстве конца 19 века можно назвать своеобразным
ответом на вызов, который был брошен социуму. Смена парадигмы мировоззрения никогда не проходит
гладко: зачастую принципиально новые идеи на начальном этапе сталкиваются с общественным
непринятием  и отчуждением.




Femme Fatale как монстр


Картина Эдварда Мунка «Вампир» (1893) изначально носила совершенно другое название –
«Любовь и боль». Однако в 1894 году художник вместе со своим почитателем решили переименовать ее.





Vampire II
Edvard Munch, 1895-1902



Обратите внимание на то, как название способно трансформировать всю идею работы: сначала мы видим
пару влюбленных, которые переживают трудный период и находятся в мучениях; однако после смены
названия перед нами предстает жестокая женщина, которая умерщвляет мужчину укусом в шею.

Вампиры были отнюдь не единственными мифическими существами, в которых представляли роковых женщин.
Сфинкс с головой женщины, телом льва и крыльями птицы на полотне Гюстава Моро «Эдип и Сфинкс»
(1864) также изображает femme fatale.





Gustave Moreau
Œdipe et le Sphinx, 1864



Животное насилие и злоба – сфинкс впивается когтями в грудь Эдипа, ее задние лапы находятся в опасной
близости к его гениталиям, что особенно усиливает сексуальное напряжение на картине. Роковая женщина
-чудовище стала собирательным образом и вместила в себе все порочные черты, приписываемые слабому
полу из века в век. Среди них - склонность к распутному поведению, обману и манипуляции.

Многие известные художники, в числе которых Моро, Гоген, Климт и другие, начали обращаться к
историческим, библейским и мифологическим сюжетам, в которых явно прослеживались все опасности,
исходящие от сексуальной женщины.

Например, картина Франца фон Штука «Die Sünde» изображает Еву в Эдемском саду: обнаженная женщина
пронзительно смотрит в сторону зрителя, вокруг ее туловища извивается змея, своими изгибами
подчеркивая сексуальность Евы.





Sin
Franz von Stuk, 1893



Другой популярный образ – Саломея – знаменитая роковая женщина из Нового завета, соблазнительный
танец которой убеждает царя Ирода принести ей голову Иоанна Крестителя на блюде.





Salome
Franz von Stuck, 1906



Появление роковых женщин как в живописи, так и в литературе, служило своеобразным предостережением
для мужчин и женщин того времени.



Источник - estetico.me



Tags:

Posts from This Journal by “темы” Tag

  • Эклектика

    В системе культурологических координат эклектика находится примерно в той же плоскости, что и постмодернизм; можно даже предположить, что…

  • Все про соль

    «Варение соли». Миниатюра из рукописи «Житие Зосимы и Савватия». Когда Русинов заметил, что Авега употребляет соль лишь в пасмурные дни,…

  • Лотрек и Уайльд

    Оскар Уайльд Уайльд, обвиненный в преступлении против нравственности маркизом Кинсберри, отцом его «друга» лорда Альфреда…

  • Жертва

    « Понятие жертва происходит от слова жратва, жрицы и жрецы это понимали лучше других смертных.» Владимир Пятибрат. «Глубинная…

  • Все девчонки красивые

    Helen Levitt Sally Mann Mary Ellen Mark, Tiny, 1983 Martine Franck Sally Mann Kamila Kulik Julie…

  • Ах, мальчишки

    W. Eugene Smith, Прогулка в райский сад, 1946 Sally Mann Pedro Luis Raota Evgeny Mokhorev William Gedney…

  • Шекспир в искусстве

    Шекспировские образы в произведениях художников, артистов и фотографов. Сцена из «Сон в летнюю ночь» , Edwin Landseer, 1848-1851…

  • В зеркале

    Чиняя себе правёж, душе, уму, порою изведешь такую тьму и времени и слов, что ломит грудь, что в зеркало готов подчас взглянуть. (Иосиф Бродский)…

  • Тщеславие (vanitas)

    Екклесиаст, «сын Давида, царь Иерусалимский», написал в своей поэтической книге : «Cуета сует! Все суета».…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.