?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Факел Просвещения из Страны Огней




На этой обложке  одного из первых выпусков сатирического журнала Моллы Насреддина изображен принц,
проходящий через сират (Сират, с арабского‎ — путь‎, в исламской эсхатологии, мост, который расположен над
огненной преисподней. Мост Сират очень тонкий и не превышает размеры волоса и острия лезвия меча).
На другой стороне учитель, дающим ему руку  из Эдемских садов, в то время
как мерсийекхан - элегические певцы пытаясь стащить его с мостика.




Переход в райский сад


Принц - последний король династии Каджар - Ахмад-шах Ирана (Персия)

Принц Ахмад изображает Иран, эта иллюстрация отражает веру многих прогрессивных людей в
Азербайджане в том, что спасение для Ирана, а также многих других соседних народов
находится в современном образовании, культуре и литературе, в отличие от гнилых
схоластических традиций и "элегического пения"





Портрет Джалиля Мамедкулузаде


Журнал  "Молла Насреддин"  был основана в 1906 году известным писателем Джалилем
Мамедгулузаде(1866-1932), ярким членом азербайджанской интеллигенции начала 20-го века.
Родившийся в Нахчыване, Мирза Джалиль (как его почтительно называли люди) был
на переднем крае борьбы за просвещение общества.

Журнал был назван в честь популярного персонажа в юмористическом фольклоре многих народов
от Балкан до Китай. Названный как Анастратин греками, как Насреттин Ходжатурецким и
Насурдин Афанди уйгурами, этот остроумный человек называется Молла Насреддинв Азербайджане.
Как и этот изобретательный персонаж, журнал также завоевал популярность в широкой географии
и считается основателем традиции сатирических публикаций и иллюстраций во многих странах,
включая Азербайджан, Иран и Турцию.

Первый выпуск Моллы Насреддина был 7 апреля 1906 года в Тифлисе (Тбилиси, Грузия), и в духе
этого великого культурного центра на Кавказе он был продуктом очень умной и по-настоящему
международной совместной работы. В период Тифлиса в истории журнала (1906-1917) иллюстрации
были сделаны многими художниками, среди них - Оскар Шмерлинг (1863-1938)
и Йозеф Роттером, два представителя школ Санкт-Петербурга и Мюнхена.





Оскар Иванович Шмерлинг


Уроженец  Тифлиса, Шмерлинг был одним из основателей художественной школы,
которая в некотором смысле была предшественником ныне известной
Тбилисской государственной академии искусств в Грузии.





Азим Аслан оглы Азимзаде


Другой художник Муллы Насреддин, базирующийся в Баку Азим Азимзаде (1880-1943), считается
основателем азербайджанской сатирической графики и Бакинской  художественной школы,
где он читал лекции более двадцати лет,  и котора носит его имя.
Его часто называют сабиром азербайджанского искусства,  поэта
Мирзы Алакбара Сабира (1862-1911), который славился написанием
острой сатиры по социальным вопросам.



Фактически, многие иллюстрации были сделаны к стихам Сабира и опубликованы в Молле Насреддине.
Обложка первого номера хорошо иллюстрирует его сатирическое стихотворение, начиная со следующего стиха:




Обложка первого номера Моллы Насреддина


Сон - спасенье для тебя, не раскрой случайно глаз,
Нет, не позволяй ему улететь хотя б на час!
Ты в беспамятство впади, позабудь совсем о нас!
Пусть кипит, бушует мир - не моргни ты, не проснись!



Журнал  "Молла Насреддин"  проходил через три периода: Тифлис (1906-1917), Тебриз (1921)
и Баку (1922-1931). Он был запрещен уже в 1917 году в Российской империи.
В Тебризе было опубликовано всего 8 выпусков. "Молла Насреддин"  прекратил  издание
в 1931 году, вероятно, потому, что Мирза Джалиль скончался в январе 1932 года в Баку.





Мы не позволим вам идти вперед


Надпись на локомотиве говорит - новый стиль, что означает новые методы в образовании.
Два человека , остающиеся на путях, имеют надписи - старые методы, старые знания и старые традиции.
Борьба за просвещение простирались за пределы Северного Азербайджана, который входил
в состав Российской империи,  и по отношению к другим тюркским народам России.





Достопримечательности Бухары


Диалог между доктором и эмиром Бухары:

Эмир: Доктор, в чем его болезнь?
Доктор: мозги бедняка давно иссохли. Ему нужно лекарство сразу, иначе он скоро  умрет.
Эмир: Какое лечение?
Доктор: Его можно вылечить лекарством из этой бутылки.
Эмир: Я должен проконсультироваться с моими министрами и священнослужителями.





Исмаил Гаспринский из Крыма


На этой иллюстрации Исмаила Гаспиралы ( Гаспрински ) (1851-1914) известного крымскотатарский
интеллектуал, педагог, издатель и политик с газетой Терджуман и учебником  "Ходжа-и-Сюбьян
- учитель детей"  в руке.
Двое мужчин, угрожающих ему, похожи на татарских и азербайджанских священнослужителей.
Надписи на бумагах, которые они держат, говорят, что они против новых методов
- это исламский шариатский закон и Текфир - отступничество, объявляющее Гаспиралы как неверующего.





В Рушдийской школе в Крыму



Директор, конфискующий оборудование, говорит:
«Вы можете учить всем, чем  хотите, например « Священной историей »,
но у вас нет права преподавать науку."








Хорошая школа, плохая школа


Почти та же тема - тема двух других иллюстраций изображает Северный Азербайджан.
В заголовке для первй говорится:
«Это то, что должно быть; путь которым надо идти ».
Во второй солдаты удаляют столы из школы:
«Тебе не нужны такие новые школы. Демонтируйте это быстро ».


Политические и социальные проблемы в Российской империи, как и в мире, часто были
темами для иллюстраций в журнале "Молла Насреддин" , на которых было много знакомых лиц.




Михаил Меньшиков


Этот мультфильм с кавказцами, сражающимися друг с другом на заднем плане, сатира
на Михаила Меньшикова (1859-1918) - известного российского интеллектуала,
издателя и общественного деятеля, одного из идеологов русского национализма .
« Новое время» - газета «Новый век», плачет крестьянка:
« Бедствие! ... Кавказ уходит! ... »





Вопрос о поселенцах


Иллюстрация как решается вопрос поселенцев, русских иммогрантов, и с кыргызской семьей.
Правительственный чиновник говорит:
«Убирайтесь и двигайтесь отсюда: нашим нужна земля».





Лев Толстой


Вы наверняка узнали белого бородатого джентльмена на этой иллюстрации.
Это всемирно известный русский писатель граф Лев Толстой (1828-1910).

Один из «религиозных» азербайджанцев на заднем плане говорит другому:
« Мешеди Пирведи,этот русский, уверен, порядочный человек, если у него такая борода, да!»
Карикатура, вероятно, относится к широко известному факту, что Толстой интересовался
  исламом и читал некоторые исламские религиозные тексты, даже опубликовали книгу с
избранными высказываниями пророка Мухаммада.






Молла Насреддин очень уважал известного русского писателя,
это его с черно-белая обложка, посвященная смерти Толстого в 1910 году.





Железнодорожная партия


На этой иллюстрации рассказано, что Османская империя проводит железную дорогу
в Германию и Австрию. Подпись на кастрюле - Osmanli memleketi - Османская империя.

Оттоман говорит:
«Будь терпелив: я тоже проведу тебе в Италию, Болгарию и Сербию»,
ждущих на заднем плане.



Многие иллюстрации также критиковали различные традиции и негативы в азербайджанском
обществе, от насилия в семье до социального и политического участия женщин в обществе.





Свободная любовь


Принудительный брак - тема для иллюстрации с надписью на русском языке « Свободная любовь» - Свободная любовь. Важно отметить, что читать надо изображения справа налево, как в арабском языке, используемом в то время в Азербайджане.
Итак, первая фотография справа говорит:
«Если вы не захотите добровольно, я возьму вас силой».
На следующей картине ахун- клерик говорит:
«Леди, так как вы ничего не говорите, кажется, вы согласны.
По приказу Бога я выйду за вас , господин ».





Русская жена


Диалог между старой дамой и джентльменом таков.
- "Дорогой! Почему вы держите русскую жену, оставляя мусульманских девушек незамужними
(избегете одиноких мусульманских девушек)?

- «Тетя! Что делать, жениться на мусульманке, мне нужно не менее
тысячи манатов, я бы не собрал такие деньги ».





Мусульманский интеллектуал и его жена


Подпись к этой иллюстрации гласит, что это Müselman inteligenti ve arvadi
- мусульманский интеллектуал и его жена.
Один образ «в Париже», другой - «в его деревне на Кавказе».



Молла Насреддинбыл флагманом движения за просвещение в начале 20-го века
в Азербайджане, который оставил много замечательных достижений:
1901 год - первая светская школа для мусульманских девушек;
1908 год - первая опера на Востоке, сочетающая классическую европейскую музыку
с национальной музыкальной традицией;
и в конечном счете 1918 год - Азербайджанская Демократическая Республика, первая
парламентская республика на мусульманском Востоке, с женщинами,
имеющими права голоса и даже раньше, чем многие современные демократические
государства, как Соединенные Штаты (1920) и Франция (1944).



Источник - arazyusubov.wordpress.com




Posts from This Journal by “сатира” Tag

  • Серебряный век

    Адская почта Адская почта — российский еженедельный иллюстрированный сатирический журнал. Издавался в Санкт-Петербурге в 1906 году.…

  • Гарики

    Так может сказать только Игорь Губерман 17 гениальных гариков о женщинах и любви. Только тот, кто может докопаться до самых…

  • И всё-таки это любовь....

    рисунок Андрея Будаева


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.