Марина — это вид пейзажа, на котором изображено море.
Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики.
Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus — морской.
Иван Айвазовский. Среди волн
Самая ранняя марина, дошедшая до наших дней, создана раньше 79 года н.э. — года извержения Везувия.
Тогда был разрушен древнеримский город Стабии. В одном из патрицианских домов обнаружена роспись,
изображающая морской порт.
Фреска «Морская гавань», найденная при раскопках Стабий.
Итальянцы и голландцы в XIV—XV века писали море не ради него самого,
а в рамках религиозных сюжетов.
Сцены из жизни Святого Николая. Деталь: Святой Николай, чудом наполняющий трюмы
кораблей зерном
Амброджо Лоренцетти
1330-е
«Португальский флот на фоне скалистого берега».
Эта картина размером считается самым ранним случаем, когда художник счел море достойным того,
чтобы изобразить его просто так, ради него самого, а не как фон для религиозного сюжета.
Попросту говоря, это первая марина. Ее датируют 1540-м годом. Морской музей (Лондон), где картина
хранится, не берется назвать имя художника. В разное время работу приписывали Корнелису Антонису
и Питеру Брейгелю.
Как отдельный жанр морской пейзаж сформировался в XVII веке в Голландии. В стране, населенной
мореплавателями и рыбаками, марины пользовались спросом. По сохранившимся картинам той эпохи
мы можем получить представление о кардинально разном подходе живописцев к изображению стихии.
В начале XVII века голландец Корнелис Хендрик Вром показывал морские сражения против испанцев.
Море оставалось «местом, где нечто происходит», просто теперь это нечто историческое, а не
мифологическое.
Хендрик Корнелис Вром
Флотилия в море
1614
Его соотечественник Ян Порселлиссделал решительный шаг: море стало основным объектом изображения.
Порселлис считается одним из основоположников морского направления в пейзажной живописи.
Море в пасмурный день
Ян Порселлис
1630
К кораблям Порселлис, похоже, относился с большим уважением и блестяще передавал их строение и
оснастку. Само море у него почти монохромное, очень мягко изображенное.
В изображении морской стихии голландцы (и фламандцы) были не чужды и символизма. Стихия могла
обозначать как жизненный простор, так и захлестнувшую волну чувств и т. д. Находилось место
воде и в религиозных сюжетах.
Святая Вальбурга и чудо спасения в шторм
Питер Пауль Рубенс
1611
Альтернативные марины
К определению «марина» не стоит подходить слишком узко. К примеру,венецианская форма марины — не
совсем марина. Особенно в этом направлении отличились Каналетто и Гварди, хотя называть их
маринистами не совсем корректно — они писали Венецию и омывающее ее Адриатическое море (впрочем,
Гварди иногда все же обращался к большому морю).
Джованни Антонио Каналь (Каналетто)
Вид гавани Сан Марко
1745
Франческо Гварди
Бучентавр на траверсе Сан Никколо в Лидо
А Клод Лоррен с формальной точки зрения куда больше внимания уделял изображению портов и
мифологических сюжетов, нежели собственно морской стихии. При этом на него едва не молился
величайший маринист Тёрнер. Именно Лоррен внес в морские пейзажи сияющее солнце.
Отплытие царицы Савской
Клод Лоррен
1648
Максимально востребованы марины оказались в первую очередь не классицистами, а романтиками. И в
самом деле, что лучше изобразит бурю чувств, нежели морская буря? А поскольку в романтизме особо
ценили предельные состояния, то марина оказалась очень удобным в этом смысле жанром: идеальный
способ показать максимальный эмоциональный накал, поместив человека в разбушевавшуюся стихию.
Кораблекрушение Дон Жуана
Эжен Делакруа
1840
Крушение плота «Медузы»
Теодор Жерико
1819
В стилеромантизма, а позднее — реализма работал Айвазовский. Пожалуй, его имя первым вспоминается
при слове «марина». Айвазовской оставил порядка 6 тысяч морских пейзажей. Марины молодого художника,
впервые выехавшего за границу, очень высоко оценил уже признанный британский маринист Уильям Тёрнер.
Американские суда у скалы Гибралтара
Иван Константинович Айвазовский
1873
Кстати, о Тёрнере. Мало того, что он залил холст сияющим солнечным светом, соединив его в
невероятный коктейль с морем, мало того, что создал на своих картинах сияющие туманы, из
которых вышли импрессионисты — а значит, задал направление всему последующему развитию живописи…
Главное — Тёрнер провозгласил море самоцелью. Его интересовало только море, солнце над ним и
небо. Пейзаж — более не «среда, в которой», скорее это как раз люди — статисты, позволяющие
оттенить мощь и красоту стихии.
Восход солнца сквозь туман. Рыбаки чистят и продают рыбу
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
1807
Штормовое море с дельфинами
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
1830-е
Бурное море
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер
1840-е
В этом же направлении работает Эжен Буден, прозванный королем небес.
Пляж в Трувиле
Эжен Буден
1893
Автор: Алена Грошева
Источник - artchive.ru
Продолжение ………
Journal information