Одно из самых распространенных млекопитающих на нашей планете, крохотная мышь, столетиями
прогрызает собственный путь в искусстве. Животинка наконец получила свой собственный
художественный сборник, созданный Лорной Оуэнс — «Муза мышь: мышь в искусстве».
Книга вышла в издательстве Monacelli Press.

Шибата Зешин Мышь, XIX в., бумага, лак. © Попечители Британского музея
/ Ресурс об искусстве, Нью-Йорк.
Свой интерес к мышам Оуэнс объясняет так:
Мышь — замечательное млекопитающее. Она обладает острым обонянием, превосходя в этом кошек и собак;
является превосходным пловцом; и, как недавно выяснилось, умеет петь в ультразвуковом диапазоне,
фактически имея репертуар из специфических фраз. Но что действительно провокационно, так это то,
что мышь, которую многие считают незначительным существом, вдохновила в искусстве одно из самых
мощных выражений того, какими мы являемся людьми — качеств, которые часто диаметрально противоположны:
добро и зло, трудолюбивость и беспомощность, трусость и мужество.
«Муза мышь», изданная в твёрдом переплете, содержит описание более 80 произведений искусства.
Каждый пример сопровождается коротким рассказом, описывающим историю работы и причины
использования в ней образа мыши.
Автор отмечает, что причины, по которым мышь «попадала» в произведения искусства, со временем менялись:
от символа сочувствия в бронзовых древнеримских статуэтках, которые можно было найти почти
в каждом доме, до символа смерти, таившегося в натюрмортах.
Оуэнс разыскивала вредителей, не только в произведениях художников, известных своей любовью
к природе, к примеру, Франса Снейдерса или Франца Марка, но в их дневниках и письмах.
Такое кропотливое исследование принесло несколько сюрпризов. К примеру, Оуэнс узнала, что
Кандинский вдохновился плацентарной тканью мыши, создавая биоморфную абстракцию Капризные формы.
Репродукция работы Джона Констебла в книге «Муза мышь: мышь в искусстве»
(фото книги сделано Эллисон Майер)
Иероним Босх, «Сад земных наслаждений» (центральная картина, деталь), 1490-1510 гг.,
дерево, масло. Музей Прадо, Мадрид, Испания / Бриджменская библиотека искусств.
На картине Иеронима Босха Сад земных наслаждений существо с наивными глазами смотрит на человека
в стеклянном цилиндре, отражая животный символизм.
Джованна Гарцони, «Керамическая чашка с айвой и ипомеями, инжир, лесной орех и мышь»,
1651–1662 гг., пергамент, темпера. Коллекция Сильвано Лоди, Кампионе Д’Италия.
Любезно предоставлено Галереей Сильвано Лоди и Дью Милано.
Работа Трея Фридмана в книге «Муза мышь: мышь в искусстве»
(фото книги сделано Эллисон Майер).
Много открытия описано в книге "Муза мышь". Нередко этот мелкий грызун страдал ради искусства.
К примеру, Джон Констебл, написавший в 1824 году портрет Мышь с куском сыра, был в восторге
от ухода за своим мышонком Джеком.
В картине Милле Мариана 1851 года мышь медленно движется по дощатому полу в солнечных лучах, которые
падают и на его прерафаэлитскую леди сквозь витраж. Крохотное животное было найдено художником в
студии, и он решил ввести мышь в свою работу. Для этого он убил грызуна и расположил мертвое животное
в том положении, «в котором было лучше всего его написать»
Тем не менее, мышь, которую опасались из-за угрозы заражения и всячески презирали, кажется, нашла
свой тихий путь, чтобы угнездиться в истории искусства.
Сир Джон Эверетт Миле «Марьяна», 1851 г., дерево, масло. Предоставлено галереей Тэйт,
Лондон, Соединенное королевство / Ресурс об искусстве, Нью-Йорк.
Фрэнк Мур «Мастер», 1994 г., холст, масло, фармацевтические препараты в оргстекле и
алюминиевой раме. Частная коллекция, Италия. Предоставлено Фондом Гессо и галереей
Спирон Уэстуотер, Нью-Йорк.
Жоан Миро «Красная мышь», 1975 г., акватинта. Частная коллекция. © 2014 Successió Miró
/ Общество защиты прав художников (ARS), Нью-Йорк. ADAGP, Париж. © Кристис
/ Бриджменская библиотека искусств.
Мак Адамс «Пустые миры: мышь», 1997 г., серебряная печать. Предоставлено художником.
Пауль Клее «Колючая петля с мышами», 1923 г., бумага, акварель, гуашь. Коллекция Берггрюен
Клее, 1987 г., Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк. Общество защиты прав художнико
в (ARS), Нью-Йорк. © Музей искусств Метрополитен / Ресурс об искусстве, Нью-Йорк.
Фигура сони, грызущей орех, и крышка лампы с крадущейся мышью, которая держит маску Паппоселиноса.
Римская империя, I в. н.э., литая бронза. © Попечители Британского музея / Ресурс об искусстве,
Нью-Йорк
Значительная часть книги Оуэнс — материалы, которые ранее публиковались
в блоге автора Mouse Interrupted.
по материалам hyperallergic
Journal information