Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Гравюры алхимиков



«12 ключей мудрости»
— алхимика Басилия Валентина
(Basilius Valentinus).


Средневековые алхимические гравюры, пожалуй, один из наиболее загадочных и таинственных феноменов
в изобразительномискусстве. «12 ключей мудрости» были переведена и расшифрованы ученым лингвистом
Эженом Канселье в ХIХ веке. Ценность перевода заключается, в первую очередь, в том, что мы можем
хотя бы частично узнать о смысле и назначении того или иного символа.






«Первый ключ». Тут мы можем наблюдать процесс приготовления исходной материи для Великого деяния.
Образ «короля» — это золото очищают, которое очищают сурьмой, изображенной в виде волка.
Королева же, обычно символизирует серебро, которое подвергают купеляцией со свинцом,
изображенным в виде 
старца.





«Второй ключ». На рисунке изображен юноша Меркурий — это ртуть, объединяющий символы Солнца (золота)
и Луны (серебра). Жезлы с переплетенными змеями — дополнительный символ объединения, они ведут свое
начало еще от греческой мифологии. Корона юноши говорит о том, что он — сын короля, тогда, как крылья
определяют его как дух Ртути, присущий и сыну и отцу. Фигуры, угрожающие его жизни, символизируют
необходимость чистоты исходных ингредиентов, в чем — залог успеха в соединении.






«Петух пожирает лису, но затем, погружённый в воду и подгоняемый огнем, в свою очередь, будет
проглочен лисой». Так иносказательно трактует Василий Валентин процедуры растворения и выделения
из раствора. Если второй ключ относится к одному из алхимических начал — ртутному, то третий
связывается с другим началом — серным, т.е. приготовление огненной серы.






Обычная алхимическая аллегория смерти, за которой следует воскрешение. Кажется, что в алхимических
процедурах материя исчезает, но на самом деле она существует и в дальнейших процедурах появляется,
но уже в очищенном виде. Негаснущая свеча — символ ещё не угасающей жизни.
Текст говорит:
«Вся плоть, которая вышла из земли, должна распасться и снова стать землей, которой она прежде была».






Венера и Вулкан — два начала, которые должны объединиться и породить младенца Эроса. У уст Венеры
— чёрный сосуд, наполненный землей и пеплом и символизирующий сгорание. Этот сосуд является в виде
её дыхания, символизируя сублимацию Венеры в дух земли. Вулкан также находится в состоянии сублимации,
о чём свидетельствует его огненное дыхание. Своими мехами он раздувает печь. Если верить Валентину,
то необходимо последующее затем соединение воспламенившегося воздуха и порошкообразной земли. Лев,
угрожающий жизни младенца, символизирует трудность задачи. Сначала наше вещество должно быть
тщательно очищено. Затем его нужно разложить и превратить в прах и пепел. Затем приготовьте из
него летучий дух, белый, как снег, и другой, красный, как кровь.






Союз короля и королевы, персонифицирующих химическую процедуру нагревания, хотя может быть и сплавления,
с отводом летучих веществ и последующей их конденсацией. Строгое соблюдение пропорций исходных веществ
— основной смысл этой аллегории. «Здесь необходимо особое мастерство. Незыблемость и правильность
соотношений — залог истинного состава».






Вода в окружении четырех времен года. Солнце — источник тепла, оплодотворяющего землю, — мир земель,
или веществ, а так же тепла, отпускаемого неодинаково, — в зависимости от времени года.






Снова тема смерти и воскресения: материя Великого деяния, помещённая в термически закрытый сосуд —
Философское Яйцо, а он являет собой символ Вселенной, умирает, чернея, дабы вновь ожить в сиянии
белизны. Два лучника бьют в цель. Один попадает в центр мишени. Это истинный адепт, лжеадепт
попадает в «молоко».






Повреждённый свинец, должен уступить место ртути мудрецов, на пятках которой птица Феникс, вдыхающая
жизнь в камень философов. Именно он призван изменить природу свинца: «Да будет достигнут цвет славы
короля-триумфатора». Три змеи, заключённые в круг, обозначают три алхимических начала: ртуть, серу,
соль.






В углах треугольника графические символы солнца, луны и ртути. Латинская надпись по сторонам треугольника:
«Я рождён мужчиной и женщиною вместе» — свидетельствует о мужско-женской дихотомии, обозначающей ртуть-
серный состав философского камня.






Орфей, его бездетная жена Эвридика и вооружённый позолоченный рыцарь. Влетевший в сон Орфея крылатый
вестник сообщил Орфею: «Да будет взята твоя кровь с правой стороны твоего тела и кровь жены твоей с
левой стороны её тела. Смесь ваших кровей составит шар семи мудрецов. Жди из смеси сей дитя».
«Яснее не скажешь», — комментирует сам Валентин.






Как получишь то, что искал, смешай его с золотом наивысшей пробы и очищенной сурьмою в соотношении
один к трем, помести в плавильный горшок и мягко нагревай втечении двенадцати часов. Когда же
расплавится, грей ещё три дня и три ночи. Одна часть полученной тинктуры обратит тысячу частей
трансмутируемого металла в хорошее и прочное золото. Примерно так описывает Басилий Валентин
двенадцатую стадию — венец алхимического рукотворения. Все представленные гравюры выполнены
Маттеусом Мериан Старшим.



Источник - estetico.me



Tags: магия
Subscribe

Posts from This Journal “магия” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments