?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Гравюры алхимиков



«12 ключей мудрости»
— алхимика Басилия Валентина
(Basilius Valentinus).


Средневековые алхимические гравюры, пожалуй, один из наиболее загадочных и таинственных феноменов
в изобразительномискусстве. «12 ключей мудрости» были переведена и расшифрованы ученым лингвистом
Эженом Канселье в ХIХ веке. Ценность перевода заключается, в первую очередь, в том, что мы можем
хотя бы частично узнать о смысле и назначении того или иного символа.






«Первый ключ». Тут мы можем наблюдать процесс приготовления исходной материи для Великого деяния.
Образ «короля» — это золото очищают, которое очищают сурьмой, изображенной в виде волка.
Королева же, обычно символизирует серебро, которое подвергают купеляцией со свинцом,
изображенным в виде 
старца.





«Второй ключ». На рисунке изображен юноша Меркурий — это ртуть, объединяющий символы Солнца (золота)
и Луны (серебра). Жезлы с переплетенными змеями — дополнительный символ объединения, они ведут свое
начало еще от греческой мифологии. Корона юноши говорит о том, что он — сын короля, тогда, как крылья
определяют его как дух Ртути, присущий и сыну и отцу. Фигуры, угрожающие его жизни, символизируют
необходимость чистоты исходных ингредиентов, в чем — залог успеха в соединении.






«Петух пожирает лису, но затем, погружённый в воду и подгоняемый огнем, в свою очередь, будет
проглочен лисой». Так иносказательно трактует Василий Валентин процедуры растворения и выделения
из раствора. Если второй ключ относится к одному из алхимических начал — ртутному, то третий
связывается с другим началом — серным, т.е. приготовление огненной серы.






Обычная алхимическая аллегория смерти, за которой следует воскрешение. Кажется, что в алхимических
процедурах материя исчезает, но на самом деле она существует и в дальнейших процедурах появляется,
но уже в очищенном виде. Негаснущая свеча — символ ещё не угасающей жизни.
Текст говорит:
«Вся плоть, которая вышла из земли, должна распасться и снова стать землей, которой она прежде была».






Венера и Вулкан — два начала, которые должны объединиться и породить младенца Эроса. У уст Венеры
— чёрный сосуд, наполненный землей и пеплом и символизирующий сгорание. Этот сосуд является в виде
её дыхания, символизируя сублимацию Венеры в дух земли. Вулкан также находится в состоянии сублимации,
о чём свидетельствует его огненное дыхание. Своими мехами он раздувает печь. Если верить Валентину,
то необходимо последующее затем соединение воспламенившегося воздуха и порошкообразной земли. Лев,
угрожающий жизни младенца, символизирует трудность задачи. Сначала наше вещество должно быть
тщательно очищено. Затем его нужно разложить и превратить в прах и пепел. Затем приготовьте из
него летучий дух, белый, как снег, и другой, красный, как кровь.






Союз короля и королевы, персонифицирующих химическую процедуру нагревания, хотя может быть и сплавления,
с отводом летучих веществ и последующей их конденсацией. Строгое соблюдение пропорций исходных веществ
— основной смысл этой аллегории. «Здесь необходимо особое мастерство. Незыблемость и правильность
соотношений — залог истинного состава».






Вода в окружении четырех времен года. Солнце — источник тепла, оплодотворяющего землю, — мир земель,
или веществ, а так же тепла, отпускаемого неодинаково, — в зависимости от времени года.






Снова тема смерти и воскресения: материя Великого деяния, помещённая в термически закрытый сосуд —
Философское Яйцо, а он являет собой символ Вселенной, умирает, чернея, дабы вновь ожить в сиянии
белизны. Два лучника бьют в цель. Один попадает в центр мишени. Это истинный адепт, лжеадепт
попадает в «молоко».






Повреждённый свинец, должен уступить место ртути мудрецов, на пятках которой птица Феникс, вдыхающая
жизнь в камень философов. Именно он призван изменить природу свинца: «Да будет достигнут цвет славы
короля-триумфатора». Три змеи, заключённые в круг, обозначают три алхимических начала: ртуть, серу,
соль.






В углах треугольника графические символы солнца, луны и ртути. Латинская надпись по сторонам треугольника:
«Я рождён мужчиной и женщиною вместе» — свидетельствует о мужско-женской дихотомии, обозначающей ртуть-
серный состав философского камня.






Орфей, его бездетная жена Эвридика и вооружённый позолоченный рыцарь. Влетевший в сон Орфея крылатый
вестник сообщил Орфею: «Да будет взята твоя кровь с правой стороны твоего тела и кровь жены твоей с
левой стороны её тела. Смесь ваших кровей составит шар семи мудрецов. Жди из смеси сей дитя».
«Яснее не скажешь», — комментирует сам Валентин.






Как получишь то, что искал, смешай его с золотом наивысшей пробы и очищенной сурьмою в соотношении
один к трем, помести в плавильный горшок и мягко нагревай втечении двенадцати часов. Когда же
расплавится, грей ещё три дня и три ночи. Одна часть полученной тинктуры обратит тысячу частей
трансмутируемого металла в хорошее и прочное золото. Примерно так описывает Басилий Валентин
двенадцатую стадию — венец алхимического рукотворения. Все представленные гравюры выполнены
Маттеусом Мериан Старшим.



Источник - estetico.me




Posts from This Journal by “магия” Tag


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.