О лице интеллигенции.
Рассказывают, что британский министр иностранных дел времён после Второй мировой войны
Э.Бевин (1881-1951) почему-то мечтал увидеть в подлиннике репинскую картину "Запорожцы",
которая в то время находилась в эвакуации.
Эрнест Бевин
Министр иностранных дел Великобритании
27.07.1945 — 9.03.1951
Об этой мечте союзника каким-то образом проведал Сталин и, любя ошеломить нужного ему человека, распорядился
доставить репинский шедевр в Москву и повесить в одном из кремлёвских залов. Во время очередного визита
Бевина в Москву его нарочно повели через этот зал.
Прибытие в Москву министров иностранных дел Великобритании и Франции и Государственного секретаря США.
Прибывшие с министром иностранных дел Великобритании г-ном Э.Бевином лица, рассаживаются в автомобили
на площади Белорусского вокзала, март 1947 г.
Неожиданно увидев вожделенную картину, министр на время потерял дар речи. Перестав обращать внимание на
сопровождавших его лиц, он подошёл к картине и долго рассматривал её, пристально всматриваясь е каждый
её персонаж. Наконец, повернувшись к окружающим, он недоумённо произнёс:
- Подумать только! Ни одного интеллигентного лица!
Илья Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Министр оказался неважным физиономистом. Репин, работавший над полотном больше десяти лет, проявил высокую
взыскательность в подборе натуры. Прототипами для героев его картины послужили видные деятели русской культуры.
В чертах главного героя картины, атамана Ивана Сирко, изображённого с трубкой в зубах, совместились черты
репинского знакомого, станичника с Кубани Василия Олешко и
Атаман Сечи Сирко. Для одного из главных персонажей картины позировал генерал Михаил Иванович Драгомиров,
командующий войсками Киевского военного округа
генерала Михаила Драгомирова (1830-1905), героя русско-турецкой войны, профессора академии Генерального штаба.
Хохочущего казака в красном жупане художник писал со знаменитого репортёра и писателя, знатока Москвы
Владимира Гиляровского (1853-1935).
Тарас Бульба. Прототипом этого хрестоматийного персонажа стал журналист и писатель Владимир Гиляровский
Высокий казак с перевязанной головой списан с известного художника Н.Кузнецова,
Действительный член Императорской Академии Художеств Н. Д. Кузнецов. Фотография 1914 года.
а молодой красивый парень с пищалью за спиной в левой части полотна - с племянника композитора М,И.Глинки.
Н.Я.Соболевский, племянник М.И.Глинки. Фотография конца XIX века. Музей-усадьба М.И.Глинки
Усач, положивший забинтованную руку на спину обнажённого до пояса банкомёта с оселедцем, сохранил
черты художника Я.Ционгпинского,
Ян Ционглинский
а беглый бурсак слева от писаря - запечатлел черты другого живописца - П.Мартыновича.
Порфирий Мартыно́вич Автопортрет
На роль писаря Репин избрал своего друга, видного историка, знатока Запорожской Сечи
Дмитрия Дворницкого (1857-1940).
Именно он первый в России опубликовал текст знаменитого письма запорожцев турецкому
султану, заканчивавшийся словами:
"Числа не знаем, бо календаря не маем, месяц у небе, год у князя,
а день такой у нас, ик и у Вас, поцелуй за то ось куда нас.
Кошевой атаман Иван Сирко. Зо всим кошем запорожским".
И. Е. Репин
Так что, как ни крути, а на картине Репин представил как раз цвет русской интеллигенции