?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Послы



Искусство ренессанса от Hans Holbein der Jungere




Ганс Гольбейн Младший , Автопортрет, 1542, Галерея Уффици


Ганс Гольбейн Младший — один из ярких представителей немецкого Северного Возрождения — известен как
выдающийся портретист своего времени. Важной идеологической составляющей Северного Возрождения стала
Реформация, начавшаяся в 1517 году, когда Мартин Лютер вывесил на дверях церкви в Виттенберге свои
«95 тезисов» с критикой католицизма. Сформировалось новое религиозное течение — протестантизм, которое
усомнилось в необходимости церкви как посредницы между Богом и человеком.





Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего 1526


Реформация и новое мировоззрение задело все слои населения и естественно повлияло на культурно-художественную
жизнь Европы — художники больше не были скованы религиозными рамками, тематика произведений расширилась и
видоизменилась. С формированием образа «нового человека» — свободного, независимого, целеустремленного,
уверенного в себе и «религиозно обновленного» — жанр портрет видоизменяется и становится популярным.
Портрет стал живописной необходимостью, и влиятельные люди непременно желали запечатлеть себя в свое время.





Hans Holbein der Jungere
Портрет Шарля де Солье. 1534-35 гг



В портретах Ганса Гольбейна чувствуются светские гуманистические идеи, в которые иногда вплетены религиозные
мотивы и античные образы. Эти черты характерны для всего Северного возрождения, однако, образы, которые
создает Гольбейн — очень своеобразны. Люди в его портретах гармонично и органично вписаны в мир предметов,
которые их окружают. Кроме внешней гармонии, Гольбейн передает и гармонию внутреннюю — лица спокойны,
уравновешенны и человек полностью сливается со своим пространством.
Альбрехт Дюрер писал портреты с тенью мук и страданий человеческой души, его герои мятежны по своей натуре.
Специфика и притягательность портретов Гольбейна в том, что ему удалось показать мир и человека в его
естественности и ясности, передав через них свое оптимистическое, жизнеутверждающее мировоззрение.





Двойной портрет нотариуса и судьи Томаса Годселва и его сына Джона - Ганс Гольбейн Младший. 1528.


Ганс Гольбейн родился в Аугсбурге предположительно в 1497 году, учился живописи у своего отца. Но карьера
большого художника началась, когда он в 1514 году переезжает в Базель — один из крупнейших культурных
центров того времени. Первой крупной работой художника стали иллюстрации к произведению Эразма Роттердамского
«Похвала глупости». Роттердамский был для Гольбейна не просто заказчиком, но и хорошим другом. Помимо
портретов и иллюстраций, Ганс пишет несколько религиозных картин, а также занимается декорированием
интерьеров, ксилографией и росписью фасадов.





Hans Holbein der Jungere
Портрет Эразма Роттердамского



Однако, в 1526 году из-за разгоревшихся в Базеле религиозных столкновений — Гольбейн, получив ряд рекомендаций
от Роттердамского, переезжает в Англию и останавливается у Томаса Мора (тогда он пишет его портрет). Через
два года он вернется в Базель, но в 1532 году окончательно переедет в Англию, оставив в Швейцарии жену и дочь.
За годы его отсутствия многое изменилось: влиятельные в Лондоне люди, которые помогли Гансу во время первого
визита, попали в немилость к королю Генриху VIII; Томас Мор, убежденный католик — был обвинен в государственной
измене и казнен главой новоиспеченной англиканской церкви.





Hans Holbein der Jungere
Король Генрих VIII



Тем не менее, Гольбейн не только устраивается в непростой обстановке, но и становится придворным живописцем
короля. В эти годы Гольбейн пишет свои самые значимые работы — в основном это заказы влиятельных англичан.
После смерти своей жены, король Генрих подыскивал кандидатуру для четвертого брака и чтобы сделать правильный
выбор, поручал Гансу рисовать портреты потенциальных невест — настолько велико было доверие к Гольбейну и
его портретам.





Ганс Гольбейн Младший Портрет Кристины Датской. Ок. 1538


В 1533 году Гольбейн пишет одну из своих лучших работ — двойной портрет «Послы». На картине изображены
французские посланники — Жан де Дентевиль и епископ Жорж де Сельв. Дентевиль хотел биографический портрет
и подробно описал Гольбейну все элементы и детали будущего шедевра. Специфика двойных портретов в том,
что здесь нет единого центра для зрительского внимания — фигуры людей дополняют друг друга с помощью
предметов, которые в свою очередь создают символическую нить произведения. Двойной портрет невероятно
сложный жанр в живописи, поскольку важно удержать баланс между действующими лицами и в то же время
показать их связь друг с другом и с пространством.





Hans Holbein der Jungere «Послы»


Жан де Дентевиль изображен слева на холсте в пышном одеянии, что характеризует его как важную, значительную
персону — он представитель религиозной светской власти. Его правая рука лежит на кинжале, на котором
выгравирована надпись «AET SUAE 29», что означает «его 29-е лето». Молодой епископ Жорж де Сельв одет менее
пышно и выглядит значительно скромнее своего друга. Его возраст — 25 лет — указан художником на книге под
правой рукой епископа. Нельзя сказать, что они просто позируют, на их серьезных лицах спокойствие,
достоинство; они как будто открывают зрителю свой предметный мир, делятся своим жизненным укладом,
который сочетает в себе гармонию активного и созерцательного.






В симметричной композиции фигуры послов разделены высоким столом с многочисленными предметами. Здесь
композиционное разнообразие играет решающую роль, поскольку предметы выступают не только центральным
элементом картины, но и максимально характеризуют героев, подчеркивая их образ жизни и сферу интересов.
Получается, что натюрморт выступает здесь едва ли не главным смыслообразующим элементом картины — он
объединяет двух людей и в то же время оттеняет индивидуальность каждого из них, а кроме того еще и
характеризует эпоху.






Такое разнообразие предметов говорит о разносторонности и образованности этих людей — музыка, геометрия,
математика, астрономия; а также отражает достижения того времени — великие географические открытия,
достижения в астрономии, математике. На нижней полке можно рассмотреть лютню, циркуль, учебник математики,
глобус, футляр с флейтами и сборник лютеранских гимнов, раскрытый на псалме «Спаси Господи души наши».
Выбор этих страниц неслучаен — в этих строках нет ничего противоречащего принципам христианства. Таким
образом, Гольбейн и де Сельв призывают к реформации церкви на основах протестантизма, но без отделения
от Ватикана. Лютня с порванной струной также напоминает о нарастающем церковном конфликте и традиционно
символизирует смерть. Земной глобус повернут таким образом, чтобы зрителю были видны наиболее значимые
посольские миссии Дентевиля, а также его поместье Полиси, в котором и будет размещен портрет. В целом,
можно сказать, что на нижней полке представлены предметы «земного» назначения, связанные с умственной,
профессиональной деятельностью и интересами послов.






Верхняя же полка располагает предметами «высшего» назначения. Солнечные часы, астрономический глобус,
квадрант и гномон — все эти предметы предназначены для постижения законов Вселенной, космоса и времени.
Предметы на верхней полке этажерки как будто парят на изысканном восточном ковре над всем земным миром.
К слову, ковер задает стиль всей картине — без него получилась бы совсем не то. Очень удачно подобрана
и зеленая драпировка, которая создает глубину пространства и цвета. В верхнем левом углу можно заметить
часть небольшого серебряного распятия, которое всегда следит за делами человека и напоминает о смерти.
Но эпоха Средневековья закончилось и здесь лик Христа уже только выглядывает из-за занавески.






Наконец, переходим к самому интересному, загадочному и важному элементу картины. Непонятное вытянутое пятно
в нижней части картины — искаженный в перспективе человеческий череп. Этот, странный на первый взгляд,
элемент и сделал шедевр Гольбейна столь популярным. Прием намеренного искажения формы получил название
«анаморфоз» и впервые был описан в записях Леонардо да Винчи. Чтобы увидеть истинное изображение —
человеческий череп — зритель должен переместиться вправо от центра картины. Пользуясь компьютером, вы
можете попробовать изменить угол обзора но, разумеется, естественную форму черепа можно увидеть только
на подлиннике.


Гольбейн использует этот оптический прием, чтобы показать образ двойного зрения при взгляде на жизнь и
на смерть. Когда зритель смотрит на картину в привычном положении — он видит жизнь двух людей, с их
интересами, заботами, радостями; а смерть предстает иллюзорным пятном, на которое не стоит обращать
внимание. Но при особом рассмотрении — смерть становится единственной реальностью, она перечеркивает
всю жизнеутверждающую часть картины, жизнь кажется иллюзорной и ни научные достижения, ни власть,
ни деньги, ни прогресс — ничто не кажется реальным и значимым перед лицом смерти.


Ганс Гольбейн создал настоящий шедевр — картина, в которую вложены все гуманистические представления того
времени. Картина об истинных ценностях бытия, о жизни и о смерти. Гольбейн написал не портрет двух послов,
а портрет эпохи.
Портрет сначала висел в зале дома Дентевилля. Тем не менее, Национальная галерея выкупила картину Гольбейна
в 1890 году. На протяжении более 125 лет картина является одним из самых ценных экспонатов музея в Лондоне.



Источник: estetico.me

Автор: Георгий Колычев



Posts from This Journal by “немецкое искусство” Tag

  • Gartenlaube (1859)

    От Carl Doepler elder Carl Emil Doepler elder (1824-1905)-немецкий художник, иллюстратор и художник по костюмам. Carl Emil Doepler…

  • Тирольское восстание

    От Franz von Defregger Franz von Defregger (1835-1921)-— австрийский художник жанровой и исторической живописи. Тирольское восстание -…

  • Рим

    От Oswald Achenbach Wilhelm Oswald Gustav Achenbach (1827-1905) — немецкий художник-пейзажист. Wilhelm Oswald Gustav Achenbach…

  • Bellifortis

    От Konrad Kyeser Konrad Kyeser (1366-1405) - немецкий военный инженер. Конрад лично участвовал во многих военных походах, крупных сражениях,…

  • Европа

    От Carl Blechen– гений не в себе. Carl Blechen (1798-1840)— немецкий художник, представитель романтизма в живописи. Carl Blechen…

  • В пещере Платона

    «В жизни человека есть момент, когда круг снова закрывается, все объединяется и происходит синтез. И именно тогда художнику удается работать…

  • Календарь

    От Hans Thoma Hans Thoma (1839-1924)— немецкий художник и график. Hans Thoma (1839-1924)-'mars' Творческое наследие Hans Thoma…

  • Снег и лед

    От Caspar Friedrich Caspar David Friedrich (1774-1840)— немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в…

  • Зима

    От Adolf Stademann Adolf Stademann (1824 - 1895) – немецкий художник Adolf Stademann (1824 - 1895) -WINTERLANDSCHAFT-MIT-EISL…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.