?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Переворот в искусстве.


Кубизм


В начале прошлого века революции в искусстве
совершались регулярно через 2-3 года.






Мастера фовизма разобрались с цветом, признав его условным и зависящим не от реальности, а от тех
задач, которые художник решает на своем холсте. Пришло время что-то сделать с предметом и
пространством. Мир уже начал потихоньку привыкать к тому, что любая женщина, в том числе и голая,
может быть синего цвета.
Пришла пора дать человечеству по голове с другой стороны.


Этим занялись опытные интрансигенты и бывшие фовисты Жорж Брак, Морис Вламинк и Андре Дерен.
Неожиданное подкрепление они получили от примкнувших к ним испанских гастарбайтеров Пабло
Пикассо и Хуана Гриса. Причем, первый из них стал первым и в новом направлении.


Все началось с того, что Пикассо написал картину «Авиньонские девицы» . Тогда, в 1907 году, эта
работа настолько потрясла даже ближайших друзей автора, что они заподозрили его в сумасшествии.
«Когда-нибудь мы найдем Пабло висящим за ширмой», - сумрачно отреагировал на картину Вламинк.
И даже непримиримый Брак сказал Пикассо:
«Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или выпить керосину».





П. Пикассо. «Авиньонские девицы»


Эта работа поставила много вопросов, которые потом будет решать кубизм. В ней отсутствуют перспектива
и светотень, массивные и весомые фигуры девушек деформированы и огрублены, пропорции их нарушены,
одна из них – та, что сидит - показана с двух ракурсов, голова – спереди, а тело – сзади. Плоскость
картины рассечена на жесткие сегменты, а лица некоторых персонажей представляют собой негритянские маски.
С этой картины и начался первый кубистический период – сезанновский.
Вообще, Сезанн – парадоксальная фигура в истории искусства 20 века. С одной стороны, это один из
последних представителей мощной классической традиции, идущей от Пуссена – несмотря на внешнюю
непохожесть на него. С другой стороны, Сезанн оказался не просто предтечей, а прямо-таки создателем
раннего авангардизма. На него ссылались и фовисты, и экспрессионисты, и кубисты, и даже, не к ночи
будет сказано, абстракционисты.





П. Сезанн. «Персики и груши»


Кубисты многое взяли у Сезанна - нарушение перспективы, показ предметов одновременно с нескольких
ракурсов; цветовую сдержанность, перешедшую у них в трехцветку охра-черная-зеленая; основательность,
весомость и устойчивость объемов, а также завет «трактуйте природу посредством цилиндра, шара и
конуса», что означает сведение любых предметов к этим формам.
Хотя с рисования цилиндра, шара и конуса начиналось любое традиционное художественное образование,
кубисты нашли в этом принципе высшее оправдание для своих экспериментов.
Сам термин «кубизм» придумал тот же журналист, который когда-то уже дал имя фовизму - Луи Воксель.
В своей рецензии на выставку Брака он назвал новое направление игрой в кубики.





Ж. Брак. «Эстак»


В ответ на тихие, мирные творческие искания новаторов в очередной раз раздавались крики о смерти
искусства. И это притом, что кубисты вначале вернули живописи объем, отнятый у нее предыдущими
революциями. Но потом они стали дробить изображаемые объекты на мелкие грани, разворачивать их на
плоскости, выворачивать наизнанку. И так они это проделывали, что объекты уже и узнать было
невозможно. В результате получалось то, что Николай Бердяев по-доброму назвал «складными чудовищами».





Х. Грис. «Книга, стаканы и трубка»


И цель-то у всех этих жестоких манипуляция была вполне благородная – дать зрителю возможность увидеть,
из чего состоит объем, показать его со всех точек зрения, в т.ч. изнутри. Таким образом, в живопись
как бы вводилось понятие времени – человек, глядя на картину, словно бы долго вертел изображенный на
ней объект в руках, обходил его вокруг, заглядывал внутрь. Именно поэтому, кстати, так полюбили
кубисты изображать скрипки и гитары – большие возможности открывались.





Ж. Брак. «Скрипка и подсвечник»


По сути, кубисты изображали не то, что видели, а то, что знали. Например, они же знали, что отверстие
у бутылки круглое - с какого ракурса на нее не смотри. А не эллиптическое, каким оно становится в
результате перспективного сокращения. Пикассо вообще говорил, что пишет «не с натуры, а подобно натуре».
Примерно в это же время появляется еще одна игра с реальностью – коллажи, то бишь вклеенные в картину
куски газет, рекламных проспектов, обоев и т.д.





П. Пикассо. «Трубка, стакан и бутылка»


На самом деле введение настоящих предметов в изображение существовало еще в барокко. Тогда в картину
вклеивали, скажем, циферблаты часов, а в батальную фреску монтировали пушечное ядро. Но в классическом
искусстве это подчеркивало мастерство художника – вот попробуйте отличить реальный предмет от его
изображения. А в кубизме этот трюк как бы говорит, что вот эти нарисованные художником каляки-маляки
- такая же реальность, как и сама банальная реальность. То есть коллаж уравнивает эти две вещи.

Все эти эксперименты происходили примерно в течение двух лет, с 1910 по 1912 гг., и период этот
обычно называют аналитическим.
Третий, синтетический период развития кубизма, получился так. Разрушив пространство и объем, превратив
их в кучу простых геометрических элементов, кубисты решили - раз уж так получилось - собирать из
них новые конструкции, мало чем напоминающие исходник.





Ф. Леже. «Матрос с баржи»


Кубизм в своем синтетическом периоде, с одной стороны, плавно движется в сторону абстракции.




Р. Делоне. «Португалка»


С другой же стороны, теряя свой революционный пафос, он движется в сторону декоративности, постепенно
превращаясь в то, что потом было названо инсайдерами рококо-кубизмом.





П. Пикассо «Музыкальные инструменты»


Если в аналитическом периоде кубисты раскладывали предмет на составные элементы, а в синтетическом
кроили из них некие квазиреальные структуры, то рококо-кубизм совершенно свободно комбинировал
отдельные пластические и красочные элементы, не стремясь создать из них какие-либо структуры по
образу и подобию тех, что встречаются в жизни.
Главная задача, которую решает рококо-кубист – организовать плоскость картины по законам
декоративности, но использовать при этом кубистические обломки предметов.
Кроме того, кубизм в это время пошел развиваться экстенсивно, вширь - появляются картины с
ассамбляжами, рельефами, контррельефами и, как итог, кубистическая скульптура.





Ж. Липшиц. «Арлекин с кларнетом»


Кубизм стал настоящей школой авангардизма, его уроки в разных странах усваивали крупнейшие в будущем
мастера. В России его влиянием были задеты Малевич, Попова, Степанова, Бурлюки, художники объединений
«Бубновый валет», «Ослиный хвост» и «Союз молодежи».


Автор: Вадим Кругликов

Источник: adindex.ru




Posts from This Journal by “кубизм” Tag

  • Георгий Курасов

    Кубизм в произведениях Георгия Курасова…

  • Bereny Robert

    Женщина играет на виолончели. 1928 Bereny Robert (1887 - 1953 ) - венгерский художника, из авангарднрй группы, известной как «Восемь».…

  • Леже Фернан

    Леже Фернан (Leger Fernand), французский художник-экспрессионист. Фернанд Леже, фотография Карла Ван Вехтена, 1936 Родился в 1881 году во…

  • Жорж Брак

    Жорж Брак (Braque) (13 мая 1882, Аржантей-сюр-Сен - 31 августа 1963, Париж), французский художник. Фовизм. Брак родился в семье маляра. Учился…

  • Изображение женщин в кубизме

    Несколько картин художников, известных менее чем, например, Пикассо Две картины художика Франтишек Купка (1871-1957) Чешский художник, большую…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1

Переворот в искусстве.

Пользователь marginalisimus сослался на вашу запись в своей записи «Переворот в искусстве. » в контексте: [...] https://ngasanova.livejournal.com/2202264.html?embed [...]

  • 1