Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

«Мертвый Христос» и Достоевский



Столкновение двух гениев из разных эпох, то великое и таинственное по своей природе действо,
рождающее новый гений. Знакомство Федора Михайлович Достоевского с картиной Ганса Гольбейна
младшего «Мертвый Христос в гробу» — событие, которые оставило неизгладимое впечатление в
жизни писателя.
Сказать, что картина «Мёртвый Христос в гробу» художника Ганса Гольбейна Mладшего просто
знаковая в его творчестве, ничего не сказать. Ведь это первое натуралистичное изображение,
написанное по мотивам библейского сюжета.






Да что уж там, это просто абсолютно новое понимание божественного, это святотатство и безбожие на холсту,
это непозволительное, для того времени, инакомыслие и мироощущение. Христос мертв, его тело безжизненно,
и всякий может потерять веру в то, что он способен на воскрешение, что он — великий мессия, который
должен спасти наши грешные души.

Эта картина поразила умы не одного десятка верующих, по очереди заставляя то одного, то другого, порицать
и хулить автора. Но в ком-то она пробудила более глубокие чувства, нежели банальную религиозную
фанатичность и злость — мысль о вере, о ее силе и о том, как каждый должен эту веру проявлять и проверять.






Федор Михайлович Достоевский познакомился с картиной в Базеле в 1867 году. Тогда он сам был подобно
Иисусу, распят болезнью и кредиторами. Чуть позже, его жена, Анна Григорьевна сделает заметку в своих
запись по поводу этого события:
«Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы
пораженный. В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось
замечать в первые минуты приступа эпилепсии».









Сам же Достоевский никому и никогда не расскажет о своих впечатлениях от этой знаменательной встречи,
но на то он писатель, чтобы не разбрасываться пестрыми словами на ветер. Увиденное останется где-то в
глубинах его творческой фантазии, и он, как настоящий мыслитель и философ, изречет свою мысль через
уста другого. Этот случай проявился в двух эпизодах романа «Идиот», один из которых в диалоге князя
Мышкина и Рогожина:


— Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину,
и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия.
Я эту картину за границей видел и забыть не могу.

— А, на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.
— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли,
— на эту картину! Да от этой картины у иного вера может пропасть!
— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин.



Другой в монологе Ипполита:

«Когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос:
если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики его, его
главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у креста, все веровавшие в него
и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что если так ужасна
смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их?

Природа мерещится при взгляде на эту картину в виде какого-то огромного, неумолимого и немого зверя,
или, вернее, гораздо вернее сказать, хоть и странно, — в виде какой-нибудь громадной машины новейшего
устройства, которая бессмысленно захватила, раздробила и поглотила в себе глухо и бесчувственно
великое и бесценное существо...


Картиною этой как будто выражается это понятие о темной, наглой и бессмысленно-вечной силе, которой все
подчинено... Эти люди, окружавшие умершего, которых тут нет ни одного на картине, должны были ощутить
страшную тоску и смятение в тот вечер, раздробивший разом все их надежды и почти что верования.
Они должны были разойтись в ужаснейшем страхе, хотя и уносили каждый в себе громадную мысль, которая
уже никогда не могла быть из них исторгнута. И если б этот самый учитель мог увидеть свой образ накануне
казни, то так ли бы сам он взошел на крест и так ли бы умер, как теперь?»



Источник - estetico.me



Tags: религия, художник Hans Holbein the Younger
Subscribe

Posts from This Journal “религия” Tag

  • Аббатство Порт-Рояль-де-Шан.

    От Мадлен де Булонь Мадлен де Буллонь (1646-1710) была художницей эпохи барокко, родившейся и выросшей в семье живописцев. Чрезвычайно…

  • Древнехристианская секта нудистов

    Были ли они первыми хиппи в мире? Адамиты — общее название приверженцев христианской секты, проповедовавших возвращение к святости и…

  • Конфуцианство – часть 1

    "Попытайтесь сохранить середину" (Конфуций, Интервью) Конфуций (551- 479 ) является наиболее значимой исторической фигурой в…

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments