Столкновение двух гениев из разных эпох, то великое и таинственное по своей природе действо,
рождающее новый гений. Знакомство Федора Михайлович Достоевского с картиной Ганса Гольбейна
младшего «Мертвый Христос в гробу» — событие, которые оставило неизгладимое впечатление в
жизни писателя.
Сказать, что картина «Мёртвый Христос в гробу» художника Ганса Гольбейна Mладшего просто
знаковая в его творчестве, ничего не сказать. Ведь это первое натуралистичное изображение,
написанное по мотивам библейского сюжета.
Да что уж там, это просто абсолютно новое понимание божественного, это святотатство и безбожие на холсту,
это непозволительное, для того времени, инакомыслие и мироощущение. Христос мертв, его тело безжизненно,
и всякий может потерять веру в то, что он способен на воскрешение, что он — великий мессия, который
должен спасти наши грешные души.
Эта картина поразила умы не одного десятка верующих, по очереди заставляя то одного, то другого, порицать
и хулить автора. Но в ком-то она пробудила более глубокие чувства, нежели банальную религиозную
фанатичность и злость — мысль о вере, о ее силе и о том, как каждый должен эту веру проявлять и проверять.
Федор Михайлович Достоевский познакомился с картиной в Базеле в 1867 году. Тогда он сам был подобно
Иисусу, распят болезнью и кредиторами. Чуть позже, его жена, Анна Григорьевна сделает заметку в своих
запись по поводу этого события:
«Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы
пораженный. В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось
замечать в первые минуты приступа эпилепсии».
Сам же Достоевский никому и никогда не расскажет о своих впечатлениях от этой знаменательной встречи,
но на то он писатель, чтобы не разбрасываться пестрыми словами на ветер. Увиденное останется где-то в
глубинах его творческой фантазии, и он, как настоящий мыслитель и философ, изречет свою мысль через
уста другого. Этот случай проявился в двух эпизодах романа «Идиот», один из которых в диалоге князя
Мышкина и Рогожина:
— Это копия с Ганса Гольбейна, — сказал князь, успев разглядеть картину,
— и хоть я знаток небольшой, но, кажется, отличная копия.
Я эту картину за границей видел и забыть не могу.
— А, на эту картину я люблю смотреть! — пробормотал, помолчав, Рогожин.
— На эту картину! — вскричал вдруг князь, под впечатлением внезапной мысли,
— на эту картину! Да от этой картины у иного вера может пропасть!
— Пропадает и то, — неожиданно подтвердил вдруг Рогожин.
Другой в монологе Ипполита:
«Когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос:
если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики его, его
главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у креста, все веровавшие в него
и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, что если так ужасна
смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их?
Природа мерещится при взгляде на эту картину в виде какого-то огромного, неумолимого и немого зверя,
или, вернее, гораздо вернее сказать, хоть и странно, — в виде какой-нибудь громадной машины новейшего
устройства, которая бессмысленно захватила, раздробила и поглотила в себе глухо и бесчувственно
великое и бесценное существо...
Картиною этой как будто выражается это понятие о темной, наглой и бессмысленно-вечной силе, которой все
подчинено... Эти люди, окружавшие умершего, которых тут нет ни одного на картине, должны были ощутить
страшную тоску и смятение в тот вечер, раздробивший разом все их надежды и почти что верования.
Они должны были разойтись в ужаснейшем страхе, хотя и уносили каждый в себе громадную мысль, которая
уже никогда не могла быть из них исторгнута. И если б этот самый учитель мог увидеть свой образ накануне
казни, то так ли бы сам он взошел на крест и так ли бы умер, как теперь?»
Источник - estetico.me
Journal information