Лягушки, люди-свечи и динозавры
Мы живем в эпоху визуального разнообразия. Современные художники изобретают всё
новые способы самовыражения — порой шокирующие, озадачивающие и вызывающие недоумение.
И у многих из нас иногда всё же невольно мелькает мысль:
«А вот раньше было по-другому…»
Вынуждены вас разочаровать: не было. Оказывается, во второй половине XIX — начале ХХ века,
когда изобразительные искусства всё еще подчинялись довольно строгим правилам, производители
поздравительных открыток «отрывались», как могли. Посмотрите коллекцию необычных и абсурдных
открыток, на которых елки целуются со снеговиками, свиньи танцуют с гномами, а Санта Клаус
выглядит не таким уж милым и добрым.
Среди всех компаний, которые печатали новогодние и рождественские открытки в викторианскую эпоху,
особенно выделяются две — Raphael Tuck & Sons и De La Rue.
Но если первые чаще всего просто брали привлекательную картинку и украшали ее поздравительной
надписью (иногда совершенно неподходящей), то вторые, похоже, сознательно выбирали чудаковатые
изображения.
De La Rue печатали поздравительные открытки на протяжении лишь одного десятилетия(с 1875-го по 1885-й),
но за это время успели произвести внушительное количество изображений, вызывающих много вопросов.
За этим изображением явно скрыта очень загадочная история.
О том, что это новогодняя открытка, говорит только надпись «The Compliments of the Season»
— одно из традиционных английских поздравлений с зимними праздниками.
А здесь поздравительная надпись хорошо замаскирована — ее можно разглядеть в левом нижнем углу.
И от этого сюжет становится еще менее понятным.
Почему же вместо традиционных рождественских сюжетов De La Rue и подобные ей компании выбирали
антропоморфных насекомых, цветочных фей и динозавров? Всё дело в том, что рынок поздравительных
открыток в конце XIX века был перенасыщен. И, чтобы выделиться на общем фоне сказочных зимних
пейзажей,белокурых ангелочков и милых котят с бантиками, De La Rue нанимали художников,которые
могли создать нечто новое (к слову, эта компания была одной из очень немногих, кто сотрудничал
с женщинами-художницами). А викторианцы старались купить к Рождеству как можно больше ненужных
вещей (никого не напоминает?) и охотнее выбирали нестандартные изображения.
За интерес викторианцев к доисторическим существам (и за появление таких открыток)
стоит благодарить Чарльза Дарвина.
Может быть, это ранний концепт-дизайн костюмов для эльфов Санта Клауса?
Кроме всего прочего, в то время открытки были источником визуальной новизны. Позволить себе
купить картину могли далеко не все, а открытки были недорогими и красочными.
Люди коллекционировали их, вставляли в рамки, обменивались ими. Это был способ поделиться
с окружающими симпатичными или смешными картинками — приблизительно как сейчас Инстаграм.
Очень празднично, не правда ли?
Очень милые котики, которые… сидят на мундштуке?
А вот факельное шествие птиц выглядит немного зловеще. Хотя, может быть, они несут огоньку котикам
с предыдущей открытки?
Вернемся ненадолго к компании Raphael Tuck & Sons, которые печатали сотни открыток по самым разным
поводам, не всегда заботясь о том, чтобы картинка хоть как-то соотносилась с текстом. В их наследии
тоже можно отыскать немало странных открыток, хотя они и теряются в общем потоке.
Чего только стоит оживший рождественский пудинг или собаки, играющие на волынках.
Рыдающие дети — лучший способ поздравить близких. Хотя плачут они из-за того, что угощение закончилось.
Может быть, именно так в Шотландии раньше праздновали Рождество?
«Алиса, это пудинг. Пудинг, это Алиса».
Частыми гостями на винтажных новогодних открытках были свиньи — символ наступающего 2019 года.
Причем часто они изображались с мешочками денег или в окружении монет. Дело в том, что во многих
тевтонских и скандинавских традициях свинья символизировала удачу и процветание. Так что,
одаривая близких «свинскими» открытками, люди не имели в виду ничего плохого, а желали друг
другу финансового благополучия.
Это мини-пиг или просто очень большой мухомор?
Так люди поздравляли друг друга с наступлением 1910 года.
Не забывайте, это пожелание благополучия.
Четырехлистный клевер — знаменитый символ удачи — тоже часто встречается на открытках
с поросятами. Но разве что-то на этой картинке может отвлечь от выражения лица гнома?
Так вот что происходит в хлеву, пока никто не видит!
А вот почему на рождественских открытках так много лягушек и насекомых,не совсем понятно.
Лягушки, которые почему-то боятся намокнуть.
Интересно, комары — это звуковое сопровождение или закуска?
Какие бы то ни было логичные объяснения у нас закончились.
Просто напоминаем, что это поздравление с Рождеством.
Артхив: artchive.ru
Источники изображений: weirdchristmas.com, tuckdb.org
Автор: Евгения Сидельникова.
Journal information