?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Забытые



Михаил Тиханов ( ок. 1889 - 1862)




Алеут в праздничном платье на Аляске, 1818


Тиханов происходил из дворовых шталмейстера кн. Н. А. Голицына, и 14 апреля 1806 г.,
по прошению князя, Совет Императорской Академии художеств постановил:
"мальчика его Михайлу Тиханова семнадцатилетнего, принять в число пенсионеров
Академии, с получением на содержание в год по триста рублей от Его Сиятельства".


В том же году Тиханова, 17-летнего юношу, приняли в Академию в качестве вольного пенсионера.
Здесь Тиханов учился 9 лет (1806–1815), по окончании академического курса был оставлен при
Академии на казенном содержании для совершенствования. Он учился по классу исторической
живописи у В.К. Шебуева.
Это были первые, созданные в стенах Академии художеств исторические полотна, посвященные
современности и отражавшие события Отечественной войны.





«Верность Богу и Государю русских, расстреливаемых в Москве Наполеоном»


«Изобразить русских граждан, которые, были расстреливаемы в Москве, с твердым и благочестивым
духом шли на смерть, не соглашаясь исполнить повеление Наполеоново»

[Федоров-Давыдов]

Картины были отмечены высшими наградами: большую золотую медаль получил Сазонов, малую
— Тиханов. Но медаль не была вручена Тиханову за неимением вольности.
После получения вольной ему было дано звание художника и чин 14-го класса. Еще два года
(1815–1817) Тиханов проводит в Академии.


В 1817 г. по рекомендации Алексея Оленина, только что вступившего в должность президента
Академии, Тиханов был прикомандирован к кругосветной экспедиции капитана В.М.Головнина на
шлюпе "Камчатка".






Накануне экспедиции, будучи в Приютино, усадьбе Оленина, Тихонов зарисовал брамина
Нам-Джоги-Алана, который приехал в Петербург из Индии, чтобы подать прошение русскому императору





М.Т. Тиханов. Портрет брамина Нам-Джоги-Алана. , Петербург, летом (не позднее 25 августа) 1817 г.


Портрет Нам-Джоги-Алана кисти Тиханова представляет собою, по-видимому, единственное прижизненное
изображение индийца, жившего в доме А.Н.Оленина.
Портрет Нам-Джоги-Алана исполнен Михаилом Тихановым летом (не позднее 25 августа) 1817 г.
На этой редчайшей акварели представлен индиец, сидящий с кальяном на террасе в Приютине - усадьбе
известного деятеля русской культуры, директора Императорской публичной библиотеки и президента
Императорской Академии художеств А.Н. Оленина (1763-1843).
Молодой брамин преодолел более пяти тысяч верст, чтобы подать прошение императору Александру I


"Сей Индеец жил у меня около полутора года и умер здесь в моем доме,
- вспоминал Оленин в 1824 г. в письме к Е.Ф.Тимковскому.
- Несчастный сей странник (ревностный последователь Индейского верования в 9-й Аватаре, называемый
Кришна) пришел было сюда из Индейского города Удепура для исходатайствования пособия к восстановлению
для суеверных Индейцев капища подле Персидского, что ныне Русский город Бакху, над нефтяными там
колодцами, которые многими Индейцами почитаются за священный огонь.
Помянутый Нам-Джоги умер на 29 году своего возраста от следствий жестокой простуды.
Он был строжайшим примером Браминского терпения, доброты и воздержания".




Юная девушка с Сандвичевых островов, 1818


Шлюп "Камчатка" отбыл из Кронштадта 26 августа 1817 г.
"Сверх морских чиновников старанием г-на президента Академии художеств,
- записал в своем журнале капитан "Камчатки",
- определен на шлюп молодой, но искусный живописец г-н Тиханов. Во всех подобных путешествиях
такой человек весьма нужен, ибо много есть вещей в отдаленных частях света, которых образцов
невозможно привезти и самое подробное описание коих не в состоянии сообщить об них надлежащего
понятия; в таком случае одна живопись может несколько заменить сии недостатки".

Обязанности художника в этом путешествии заключались и в верном изображении этнических типов
и туземных обычаев





Бальтазар, житель Северной Калифорнии, 1818


Тиханов исполнил замечательную серию акварелей и рисунков; капитан был им доволен.
Существует 44 рисунка Тиханова, отражающих почти все этапы плавания. За время путешествия
шлюп «Камчатка» посетил множество портов Атлантического и Тихого океанов.
На пути домой в 1818 году Тихонов серьёзно заболел в то время, когда «Камчатка» была в
Маниле на Филиппинах. У него начало проявляться психическое расстройство и по возвращении
в Санкт-Петербург он был помещён в лазарет Академии художеств, где непродолжительное
время показывал признаки улучшения и даже начал работать над рисунками из путешествия.




Камеамеа, король сандвичан, 1818


В Новоархангельске в 1818 г. Тиханов написал портрет А.А. Баранова (1746–1819),
бывшего в течение многих лет главным правителем Российско-Американской компании в Америке.





М. Тиханов. Портрет А.А. Баранова


Александр Андреевич Баранов ( 1746 — 1819, ок. о. Ява) — русский государственный деятель,
предприниматель, первый Главный правитель русских поселений в Северной Америке (1790—1818).
Баранов основал поселения на побережье Северо-Западной Америки и островах Тихого океана,
проводил поиски полезных ископаемых и налаживал их разработку, установил торговые связи
с Испанской Калифорнией и другими странами. А.А. Баранов умер в апреле 1819 г., вскоре
после того, как Тихановым был написан его портрет.




Повседневная жизнь в Румянцевскомй заливе, Калифорния, 1818


Однако здоровье так и не вернулось к нему, по рекомендации врача Академии он был переведён в
городскую психиатрическую больницу, где пробыл до 1822 года. Пока Тихонов находился в больнице,
некая вдова Мария Чистякова пыталась женить его на своей дочери. Однако этого не позволил
Алексей Оленин, поскольку считал, что Чистякову интересует только капитал художника.





Северная Калифорния 1818


Всю остальную часть своей жизни Тихонов жил на годовое пособие в 600 рублей, предоставленное
правительством. Сначала он находился на попечении своего коллеги художника Лучанинова, а
после его смерти в 1824 году и до собственной смерти в 1862 году — на попечении его вдовы
По оценке исследователя Гавайев Дэвида У. Форбса, работы Тихонова принадлежат к числу
«самых таинственных, завораживающих изображений обитателей тихоокеанских островов».





Боки, вождь оаху и Хекили, флотоводец, 1818


Акварели из кругосветного путешествия на шлюпе Головнина не были опубликованы при жизни художника.
На небольшие сбережения, оставшиеся после смерти Тиханова, в Академии художеств была учреждена
стипендия его имени.
Тиханов пишет президенту Академии художеств из экспедиции:

«Долгом считая исполнять данную Вами мне инструкцию, я со всевозможным усердием упражняюсь в
рисовании предметов, предписанных Вами, наблюдая с точностью характерные черты лиц разных
народов, не опуская ни малейшей подробности и в одеянии их; также рисую птиц, рыб, отдаленные
острова, изящные местоположения, значительные здания и бедные хижины; все, что природа производит
странного и красивого, стараюсь изображать в точном ее виде, и никак не смею украшать оную малым
воображением своим, которого натура малейшую часть мне отделила; едва ли поэт может написать
совершенство красот ее! А мне лишь должно замечать, удивляться и сколько можно подражать ей».





Бальтазар, Румянцевский порт, Калифорния, 1818


До нас дошли всего три акварели Михаила Тиханова, посвященные Филиппинам.
«Индеец в Маниле сорвал с Тиханова шляпу и убежал»,
«Малайцы острова Луконии, живущие в Маниле, — Арей и Томас»
и «Манильские индейцы».
Михаил Тиханов был первым художников, который запечатлел виды Филиппинского архипелага,
чтобы познакомить жителей России с народом и обычаями этой страны. Сохраняя максимальную
точность и достоверность, они изображают реальность неприкрашенной и настолько близкой
к натуре, насколько возможно





«Индеец в Маниле сорвал с Тиханова шляпу и убежал»


«С одного из наших офицеров сорвали они шляпу вечером, когда он ехал в коляске, и сие
случилось подле самой гауптвахты, однако ж вор ушел, а с другим, шедшим по улице,
то же случилось»,

— пишет Головнин .
Тем «другим» и был Михаил Тиханов.
Художник изобразил себя возле китайских лавок, в досаде, удивлении и негодовании вскинувшим
руку и будто готовым прокричать что-то вору. Это единственное известное нам изображение
Тиханова, так как портрета его не сохранилось





«Малайцы острова Луконии, живущие в Маниле, — Арей и Томас»


Изображены два ребенка. В начале XIX в. пейзажная живопись была хорошо развита, а вот
реалистическая и портретная живопись только начинала развиваться. Это видно по портретам
детей, написанных по канонам русской живописи начала XIX в. Фигуры пропорциональнее,
чем на других рисунках Тиханова из путешествия. Но все равно видны неестественные черты
лица — слишком большой нос и глаза четкой овальной формы, которой просто не существует
в природе. Непропорционально маленькие руки.





«Манильские индейцы»


Бытовая сценка в городе. На заднем плане арка каменной крепостной стены, за которой виден пейзаж.
На переднем — двое манильских индейцев увлеченно следят за дракой бойцовых петухов. Лиц индейцев
не видно, одеты они в национальную одежду — белые рубашки навыпуск и черные брюки, индейцы босы.
На головах расписанные узорами плетеные шляпы. На Филиппинах петушиные бои были традиционным
развлечением.



Большая часть рисунков Тиханова — портреты жителей Алеутских островов,
Кадьяка, острова Ситка и некоторых районов Аляски.

































Posts from This Journal by “русская живопись” Tag

  • Италия

    От Василия Сурикова Василий Иванович Суриков (1848-1916) — русский живописец, мастер масштабных исторических полотен, академик и…

  • Эх, вы, кони мои…

    Николай Егорович Сверчков (1817—1898) — русский баталический и жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств…

  • Зимний дворец

    От Luigi Premazzi Luigi Ossipovich Premazzi (1814-1891) — российский акварелист итальянского происхождения. Luigi Ossipovich…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
это нам холодно🙂🙂🙂

  • 1