?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Икона праздника



От Андрея Рублёва "Рождество Христово".


Благовещенский собор Московского Кремля.



Издревле празднование Рождества на Руси начиналось в ночь на 25 декабря. В навечерие праздника, когда
догорал в морозном воздухе ранний зимний закат и розовый свет на снегах становился все холодней и
холодней и как-то совсем незаметно синел, из домов, оставя предпраздничные приготовления, выходили
люди и смотрели на темнеющее небо, ожидая первой, рождественской звезды. В этот день до звезды не
полагалось ничего есть, а вечером еда была не очень сытной, но особой и долгожданной - распаренные
в воде хлебные зерна с сушеными ягодами. Называлась она сочивом, а весь день предпразднества
- Сочельником.





Андрей Рублев «Рождество Христово» - икона праздника, в котором вспоминалось о рождении
младенца Иисуса в пещере на склоне холма, ночью, в пути…



Наступала ночь Рождества, отступало время, и в празднике его преодоления по засыпанной снегами Руси
- всякий человек, стар и млад, готовился стать участником встречи на земле рождающегося младенца.
В этот вечер по сельским и городским улицам зачинались первые рождественские песни - колядки. Их
пение в древности было распространено по всей Руси. От XVII века дошли первые записи северорусских
колядок, но сами песнопения восходят к глубокой древности. Колядки воспевают прошлое так, как будто
оно совершается сегодня, в эту ночь, а сами поющие - свидетели и участники событий. Русские дети
под лунным светом Сочельника, поскрипывая морозным снегом по подоконьям, беседовали в колядках с
пастухами, идущими поклониться новорожденному Спасителю мира.






Рождество изображали художники, жившие, по крайней мере, за 1100 лет до Рублева. По свидетельству
историка Евсевия Кесарийского (III-IV вв.), не позднее 330-х годов по приказу императора Константина
в Вифлееме была выстроена церковь Рождества, где, несомненно, была икона этого праздника. Древнейшие
изображения Рождества дошли до наших дней на серебряных ампулах, в которые наливалось освященное в
Палестине масло. Они относятся к V-VII векам. Более тысячелетия складывалась, развивалась эта
иконография, прежде чем обрела тот вид, в каком писали ее предшественники Рублева и он сам следом за ними.





Рублевская икона «Рождество» из Благовещенского собора охватывает большие пространства, действие
происходит на Земле. Горки-лещадки при входе в пещеру, мягкие холмистые округлости внизу иконы,
разбросанные то тут, то там небольшие деревья и кусты - все это образ земного пространства, по
которому долго скачут за таинственной, движущейся по небу звездой к месту Рождества, к Вифлеему
мудрецы Востока - волхвы (они изображены в верхнем левом углу иконы).
Это и вершины, с которых слышится пастухам пение ангелов. И ту часть пути по земле, который проделали
извещенные чудным ангельским пением пастухи, тоже изображают эти поросшие лесом горки и всхолмления.

Вот в правом верхнем углу из поющего ангельского сонма выделены три ангела в сияющих одеждах алого,
звучно-зеленого и багряного цветов. Первый из них - он стоит ближе всех к источнику ниспадающего на
пещеры света - держит руки в складках одежд. Покровенные руки - древний символ благоговения, уважения.
На иконе «Рождества» - это знак преклонения перед совершающимся. Средний ангел, беседуя с первым,
как бы узнает о событии… Третий из них, преклонившись долу, обращается к двум пастухам, сообщая им
радостную весть.





Те внимательно слушают, опершись на свои узловатые посохи. Им первым на Земле открыто о дивном рождении.
Тут Андрей мог вспомнить слова древнего толкования - эти пастухи, стерегущие день и ночь в удаленной от
селения местности свой скот, «были очищены уединением и тишиною».






Вот один из них - старец в сшитой из шкур мехом наружу одежде, которая называлась у греков и славян
милотью и была одеждою самых нищих, бедных людей, стоит, с доброжелательным вниманием склонившись
перед Иосифом - обручником Марии. Иосиф изображен Рублевым раздумывающим о чудесных событиях.






За пастухом под тенью дерева лежат несколько животных - овцы, козы. Они, как и люди, растения, сама
земля,-участники события, которое столь значительно, что касается всего творения, всякой отдельной твари.






А в центре иконы в соответствии с традицией Андрей изобразил алое ложе, на котором полулежит, опершись
на руку, Мария, окутанная в багряно-коричневые одежды. Ее фигура очерчена гибкой, певучей линией. Она
не потрясена и не устала, необыкновенное рождение безболезненно. Но оно трудно вместимо в человеческое
сознание. Поэтому Мария осознает его в глубокой задумчивости. Она находится в пещере, но по законам
пространства, свойственным иконописи, ее ложе «вынесено» художником на первый план и дано на фоне пещеры
в более крупном виде, чем остальные фигуры. Зритель видит извне все сразу: и гору, и вход в пещеру,
и то, что происходит внутри ее.





За ложем Марии в яслях-кормушке для животных лежит спеленутый младенец, а над ним стоят животные -
вол и похожий на лошадь осел. Рядом - еще одна группа ангелов, согбенных, с покровенными руками.
Внизу, как бы продолжая длящееся действие, утверждая мысль, что на иконе представлен мир
разновременных, развивающихся событий, а не единое только, остановленное мгновение, дана сцена
со служанками, купающими новорожденного «отроча младо».






Одна из них, склонившись, льет воду из кувшина в купель, другая держит на коленях полуобнаженного
младенца, который тянется к ней детской своей ручонкой… Личное, живое и трогательное переживание
события, глубокая поэзия свойственны этому рублевскому творению.


Валерий Сергеев. «Рублёв».





Posts from This Journal by “иконопись” Tag

  • Советские иконы

    В стиле Новгородской школы иконописи Сельсовет. Салабанов Василий Михайлович (1934). Обратите внимание на портреты Ленина и Троцкого на…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
  • 1