?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Путешествие в Россию



Краткие вести о скитаниях в северных водах






В январе 1783 года из бухты Сироко в провинции Исэ вышел в Эдо корабль "Синсё-мару" с грузом риса и
других товаров. На корабле было 17 человек во главе с капитаном корабля Дайкокуя Кодаю (1751 -1828).
Ночью, когда корабль вышел в открытое море, началась буря, судно лишилось мачты, руля, парусов и в
течение семи месяцев носилось по океану. На корабле было много риса, поэтому экипаж не погиб с голоду,
а выпадавшие временами дожди давали возможность пополнять запасы пресной воды. На корабле умер лишь
один человек.


В августе того же года судно прибило к острову Амчитка Алеутского архипелага, принадлежавших в то время
России. На Амчитке японцы пробыли четыре года. За это время от болезней умерли еще семеро. Оставшиеся
девять человек в середине 1787 года вместе с русскими промышленниками, потерпевшими кораблекрушение у
этого острова, переправились на Камчатку, где прожили около года. На Камчатке от цинги умерли еще три
японца, а оставшиеся шесть человек - Кодаю, Коити, Исокити, Синдзо, Сёдзо и Кюэмон - были при содействии
местных властей отвезены в Иркутск через Тигиль, Охотск и Якутск.





Схема путешествия Дайкокуя Кодаю


В Иркутске, куда они прибыли в 1789 году, уже жила значительная группа японцев, в различное время
потерпевших кораблекрушение у берегов России. Все они приняли христианство, получили русские имена
и фамилии и остались жить в России. Некоторые из них преподавали японский язык принародном училище.
Вновь прибывшие японцы были взяты на казенное содержание, и им также предложили остаться в России
и избрать по собственному желанию род занятий. Двое из приехавших с Кодаю - Сёдзо и Синдзо - изъявили
желание остаться в России, крестились и получили имена, первый - Федора Степановича Ситникова, второй
- Николая Петровича Колотыгина. А Дайкокуя Кодаю, Коити, Исокити и Кюэмон настойчиво просили отправить
их на родину.





Эрик Лаксман (1737-1796)



Большую роль в судьбе Дайкокуя Кодаю и его товарищей сыграл финско-шведский священник, естествоиспытатель
и путешественник Эрик Лаксман (1737-1796), который жил в то время в Иркутске, недалеко от которого в селе
у него был стекольный завод. Заинтересовавшись японцами и решив использовать их для установления отношений
с Японией и связи с японскими учеными , он взял под свое покровительство Дайкокуя Кодаю и в январе
1791 года поехал с ним в Петербург.





Российская императрица Екатерина II (1729–1796)



В столице Эрик Лаксман подал императрице Екатерине II через ее статс-секретаря графа Александра Безбородко
прошение Дайкокуя Кодаю о возвращении на родину и собственную докладную записку с проектом отправки в
Японию официального посольства для установления с ней торговых отношений. Лаксман предлагал, чтобы в знак
дружественного отношения России к Японии это посольство увезло Дайкокуя Кодаю и его товарищей на родину.
Екатерина заинтересовалась этим проектом и 28 июня 1791 года приняла на аудиенции в Царском Селе Дайкокуя
Кодаю и Эрика Лаксмана. Когда императрице читали его прошение, где описывались бедствия потерпевших
кораблекрушение японцев, она громко выражала свое сочуствие, говоря "Бедняжка! " и "Ох, жалко! ".





Театр в столице




Медный всадник

После официальной аудиенции Дайкокуя Кодаю еще несколько раз бывал во дворце, встречался и беседовал
с Екатериной, наследником, рассказывал им о Японии, показывал привезенную с собой японскую одежду и
другие вещи.





Встреча между Японией и Россией


13 сентября 1791 года Екатерина II подписала указ № 16985 иркутскому генерал-губернатору генерал-поручику
Пилю об отправке в Японию экспедиции в целях установления торговых отношений. Дайкокуя Кодаю о разрешении
вернуться на родину сообщил граф Воронцов 29 сентября 1791 года в доме Безбородко, а 20 октября Екатерина
приняла Кодаю в Зимнем дворце и лично вручила ему в подарок табакерку, а позже - золотую медаль с лентой,
золотые часы и 150 червонцев.




Японцы в России


Указом было предписано снарядить в Охотске казенное судно и отвезти на нем в Японию оказавшихся в России
в результате кораблекрушения японских рыбаков и купцов. Сопровождать японцев было велено поручику Адаму
Лаксману, сыну Эрика Лаксмана. 13 сентября 1792 года русский галион "Екатерина" покинул Охотский порт.
Через 36 дней после выхода из Охотска корабль отдал якорь в бухте Нэмуро на севере острова Эдзо (Хоккайдо).
Местные власти не сразу приняли русских посланцев. Адам Лаксман отправил властям острова письмо.
Переговоры велись, а ответ на письмо ждали долго. В июле 1793 года было получено разрешение "Екатерине"
идти в порт Хакодатэ, причем русское судно шло под конвоем японских кораблей. Переговоры длились девять
дней и ни к чему не привели. Попытка установить торговые отношения с японцами полностью провалилась.
Это была первая официальная попытка России установить дружественные отношения и начать торговлю с Японией.
На корабле по приказанию Екатерины II были возвращены в Японию три японца - Дайкокуя Кодаю, Исокити и
Коити. Один из них, Коити, вскоре же по прибытии в Японию умер, а Кодаю и Исокити оказались первыми
очевидцами, рассказавшими в Японии правду о России.

2 августа галион "Екатерина" покинул Хакодатэ и взял курс к русским берегам. Первая российская экспедиция
в Страну восходящего солнца увозила с собой от японского императора подарки: три сабли, уложенные в ящик,
20 ящиков листового табака, сто кулей риса, несколько ящиков японской бумаги, фаянсовые чашки и письменное
разрешение на приход одного русского судна в Нагасаки, если Россия захочет продолжать переговоры с Японией.
В Санкт-Петербурге посчитали проведенные открытые переговоры с японцами весьма полезными.
Поручик Адам Лаксман был произведен в коллежские асессоры.





Мемориальный комплекс в честь Дайкокуя Кодаю (大黒屋 光太夫 , 1751 -1828), японского купца,
проведшего 11 лет в России


После своего возвращения в Японию Дайкокуя Кодаю и Исокити были неоднократно допрошены, правительство
Японии получило первые сведения о России от самих японцев, проживших там много лет. Записи их рассказов
и явились первыми письменными свидетельствами самих японцев о России. По приказанию сегуна Токугава
Иэнари (1773–1841) в августе 1794 года была написана книга Кацурагавы Хосю "Краткие вести о скитаниях
в северных водах". Этот труд был составлен Кацурагавой Хосю со слов Дайкокуя Кодаю, которого вполне
справедливо называют соавтором. Книга вышла в свет лишь в конце 1937 года очень ограниченным тиражом
и даже в Японии стала библиографической редкостью. Эта книга в целом представляет собой первый большой
научный труд, написанный в Японии о России.


В 1803 -1805 годах, девять лет спустя после возвращения Адама Лаксмана Россию, была предпринята попытка
торговли в Нагасаки в рамках кругосветной экспедиции под руководством Адама Иоганна фон Крузенштерна,
возглавлял русскую миссию посол Николай Резанов (1764–1807), который по прибытии в Нагасаки на полгода
попал под строгий надзор. Ему отказали даже в приеме государственной грамоты и подарков. От такого
непочтительного отношения подчиненный Резанову капитан Николай Хвостов пришел в ярость и стал в период
с 1806 по 1807 год нападать на японские поселения и сторожевые посты на островах Сахалин, Итуруп и
Рисири, поджигал дома, насиловал и грабил население. Этот инцидент отрезвил японцев, которые, уповая
на закрытие страны, пребывали в благодушном настроении, и породил вполне определенное чувство страха
перед Россией.





Участник экспедиции Крузенштерна штурман лейтенант Ратманов


РОССИЯ XVIII ВЕКА ГЛАЗАМИ ЯПОНЦЕВ.


31 факт о жизни и быте русских людей 18 века из первой книги японца о нашей стране.

Десять лет японский капитан Дайкокуя Кодаю жил в России и записывал все, что видел и слышал:
от внешнего вида людей до правил кастрации животных.

На основе этих записей японский ученый Хосю Кацурагава написал книгу
«Краткие сведения о северных краях» («Хокуса Бунряку»),
в которой очень подробно и скрупулезно описал жизнь русских людей и облик страны в целом.



1. В русском алфавите 31 буква, все буквы имеют звук, но не имеют смысла. Соединенные вместе,
несколько букв образуют одно слово, и только тут появляется смысл.

2. В России производство пяти зерновых растений очень незначительное, поэтому все жалованье
выплачивается деньгами.

3. Церкви гораздо выше домов простых людей, и строятся так, что постепенно сужаются кверху.
Крыши круглые, вроде перевернутого горшка, а в центре ставят крест, покрытый латунью.
Главное здание храма и колокольня одинаковы. Вокруг крыши сделано много круглых дыр для голубей.


4. Глаза у русских голубые, носы очень крупные, волосы каштановые. Волосы русские отращивают
со дня рождения, поэтому они очень тонкие и мягкие. Бороду бреют, как знатные, так и простые
люди, только среди крестьян можно встретить людей с бородами.

5. У жителей Сибири волосы и глаза черные. Мужчины одеваются в общем наподобие голландцев.

6. Женщины все одеваются по немецкому образцу. Красивыми у них считаются женщины с румяными
лицами.

7. По всей стране летом ложатся спать от 8 до 10 часов вечера, а встают от 3 часов 30 минут
до 5 часов 30 минут утра.


Зимой ложатся спать от 9 до 11 часов вечера, а встают от 12 часов до 2 часов 40 минут дня.
Это объясняется тем, что день в это время очень короткий, а ночь — очень длинная.

8. В Москве и Петербурге, да и не только там, а по всей стране, старым русским языком не
пользуются, а часто перемешивают его с французским и немецким языками. Этикет полностью
основывается на французских правилах.

9. Поскольку страна расположена близко к северу, там везде очень холодно. Обычно снег
выпадает с конца сентября и лежит до апреля-мая.


10. Особенно холодно в Якутске и Петербурге, потому что они расположены ближе к северу.
Нередко там бывает такой мороз, что отпадают уши и носы, а иногда даже остаются без рук и ног.

11. Летом особенной жары не бывает, даже в суконной одежде без подкладки обычно не бывает
жарко. В такой холодной стране, конечно, не растут пять злаков. Сеют только гречиху,
табак, огурцы, арбузы, фасоль, редьку, морковь, репу и салат. Рис привозят из Турции,
поэтому рис там очень дорогой.


12. Чиновники прикрепляют к шляпе цветок, сплетенный из шелка: военные — белый цветок,
штатские — черный.

13. И мужчины, и женщины, после того, как сделают прическу, посыпают ее пудрой, и волосы
становятся как седые. Люди низших сословий пользуются для этого порошком из картофеля.

14. И мужчины, и женщины ездят на лошадях, но женщины, садясь в седло, одну ногу сгибают
и кладут поверх седла, а другую свешивают. Однако женщины низшего сословия ездят так же,
как мужчины, садясь верхом.


15. Младенцы лежат в подвешенных ящиках, где постлан суконный тюфяк, набитый птичьим пухом.
Когда ребенок плачет, ящик качают.

16. У всех — и у благородных, и у простых — один муж имеет одну жену, наложниц не заводят.

17. Иностранцам разрешается жениться на русских, но для этого они должны принять русскую
веру и переменить имя и фамилию. В противном же случае брак не разрешается.

18. Когда рождается ребенок, все родственники приходят справляться о его здоровье и
приносят деньги. Из родственников и знакомых выбирают человека побогаче, и он в качестве
нареченного отца дает новорожденному имя.


19. Медицина не делится на терапию и хирургию: лечением глазных, зубных, женских и
детских болезней занимается один человек. Кроме того, есть фармацевты, которые
называются аптекарями и заведуют аптеками.

20. В столице в семьях чиновников и богачей обязательно держат негров, иногда по
три-четыре человека, а иногда по семь-восемь. Бывает и так, что заводят негров мужчин
и женщин, чтобы от них были дети. Их лица черные, как черный лак, носы широкие,
губы вывернутые и очень красные, белые только подошвы ног.

21. Верстах в пяти от Петербурга есть большой остров, куда все время непрерывным
потоком стекаются иностранные торговые корабли. Этим и объясняется, что, хотя в
России почти ничего не производится, все полностью удовлетворяется продукцией
других стран.


22. Русские слова «водка», «вино», «пиво» автор в своем словаре переводит описательным
способом: водка у него — «хорошее сакэ», вино — «плохое сакэ», пиво — «мутное сакэ».

23. Порядок кушаний в обычные дни такой: сначала едят ветчину с хлебом, затем куриный
суп, после него говядину, потом бульон из рыбы, после которого — залитые молоком
круглые колобки из теста.

Вслед за этим подают жареного гуся, и в заключение едят жиденькую кашу. Наконец, подают
сладости, затем моют руки, полощут рот, пьют кофе, курят и встают из-за стола. После
обеда и благородные, и простые люди ложатся на час поспать.

24. В кушанья добавляется много сахара и сливочного масла. В рыбу и птицу перед приготовлением
набивается виноград, белые сливы, апельсины, засыпанные сахаром, а также рис или крупа.

25. У простого народа обед состоит из одного блюда — из мяса или рыбы с хлебом. Редьку едят
сырой, присыпав солью. Посуда состоит из оловянных или деревянных мисок, а ложки делаются
из меди или дерева. Говядина — это повседневная пища как в верхах, так и в низах.

26. Женские роли в театрах исполняются настоящими женщинами, вследствие чего иногда в
театре бывают случаи распутства.


27. Три публичных дома имеются в Петербурге и три — на Васильевском острове. Кроме того,
есть еще тайные логова отдельных проституток в различных местах. Правила там очень строгие,
и если обнаружат такую нелегальную проститутку, то наказывают не только ее, но и ее гостя.

28. В России вообще не празднуются ни Новый год, ни пять сезонных праздников, а день
рождения императрицы считается радостным праздником, который празднуют по всей стране
как благородные, так и простые люди. Точно так же празднуются и дни рождения наследника
престола и внуков императрицы.

29. В России многих домашних животных кастрируют. Благодаря этому они хорошо жиреют и
цвет их шерсти становится красивей.

30. Петербург — это новая столица России, построена она в высшей степени красиво. Дома
все кирпичные, высотой в четыре-пять этажей. Жилища простых жителей от домов
правительственных чиновников особенно не отличаются.

31. Русские высоки ростом, крупные, с правильной осанкой, отличаются уважительным и
миролюбивым характером, но вместе с тем — отважны, решительны и ни перед чем не
останавливаются. Они не любят праздности и безделья.


Источник - slavyanskaya-kultura.ru





Posts from This Journal by “Япония” Tag

  • Японская кукла

    Японская кукла хаката, дата неизвестна

  • Оружие самурая

    Обожествление и сакрализация оружия, особенность, свойственная большинству мировых культур, начиная от каменных изделий глубокой древности, до…

  • Японские красавицы

  • Самураи

    Этим фотографиям более 150 лет - и на них сенсационные виды старой Японии: историки обнаружили снимки, сделанные прусской делегацией, которая…

  • Окимонó

    Окимонó – изящный мостик между искусством Японии и Европы Скульптура – самый древний вид японского изобразительного…

  • Япония конца XIX века

    Фотографии от Кусакабе Кимбей Самурай в доспехах В 1881 году, много лет работая с европейскими фотографами Фелис Беато и бароном…

  • Старинные японские предания (1979)

    Оригинал взят у philologist Анна Глускина. Старинные японские предания (1979) Анна Евгеньевна Глускина (1904, Тюмень —…

  • Утка-мандаринка

    Любой, кто знает, что такое утка-мандаринка, ассоциирует эту птицу с понятием идеальной моногамии. Поэтому не удивительно, что и в Китае, и в Японии…

  • Нэцкэ

    Оригинал взят у gorbutovich Нэцкэ: европейцы, философы-обезьяны, маски Из собрания Эрмитажа Нэцкэ: Три обезьяны, играющие в…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.