Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Путешествие в Россию



Краткие вести о скитаниях в северных водах






В январе 1783 года из бухты Сироко в провинции Исэ вышел в Эдо корабль "Синсё-мару" с грузом риса и
других товаров. На корабле было 17 человек во главе с капитаном корабля Дайкокуя Кодаю (1751 -1828).
Ночью, когда корабль вышел в открытое море, началась буря, судно лишилось мачты, руля, парусов и в
течение семи месяцев носилось по океану. На корабле было много риса, поэтому экипаж не погиб с голоду,
а выпадавшие временами дожди давали возможность пополнять запасы пресной воды. На корабле умер лишь
один человек.


В августе того же года судно прибило к острову Амчитка Алеутского архипелага, принадлежавших в то время
России. На Амчитке японцы пробыли четыре года. За это время от болезней умерли еще семеро. Оставшиеся
девять человек в середине 1787 года вместе с русскими промышленниками, потерпевшими кораблекрушение у
этого острова, переправились на Камчатку, где прожили около года. На Камчатке от цинги умерли еще три
японца, а оставшиеся шесть человек - Кодаю, Коити, Исокити, Синдзо, Сёдзо и Кюэмон - были при содействии
местных властей отвезены в Иркутск через Тигиль, Охотск и Якутск.





Схема путешествия Дайкокуя Кодаю


В Иркутске, куда они прибыли в 1789 году, уже жила значительная группа японцев, в различное время
потерпевших кораблекрушение у берегов России. Все они приняли христианство, получили русские имена
и фамилии и остались жить в России. Некоторые из них преподавали японский язык принародном училище.
Вновь прибывшие японцы были взяты на казенное содержание, и им также предложили остаться в России
и избрать по собственному желанию род занятий. Двое из приехавших с Кодаю - Сёдзо и Синдзо - изъявили
желание остаться в России, крестились и получили имена, первый - Федора Степановича Ситникова, второй
- Николая Петровича Колотыгина. А Дайкокуя Кодаю, Коити, Исокити и Кюэмон настойчиво просили отправить
их на родину.





Эрик Лаксман (1737-1796)



Большую роль в судьбе Дайкокуя Кодаю и его товарищей сыграл финско-шведский священник, естествоиспытатель
и путешественник Эрик Лаксман (1737-1796), который жил в то время в Иркутске, недалеко от которого в селе
у него был стекольный завод. Заинтересовавшись японцами и решив использовать их для установления отношений
с Японией и связи с японскими учеными , он взял под свое покровительство Дайкокуя Кодаю и в январе
1791 года поехал с ним в Петербург.





Российская императрица Екатерина II (1729–1796)



В столице Эрик Лаксман подал императрице Екатерине II через ее статс-секретаря графа Александра Безбородко
прошение Дайкокуя Кодаю о возвращении на родину и собственную докладную записку с проектом отправки в
Японию официального посольства для установления с ней торговых отношений. Лаксман предлагал, чтобы в знак
дружественного отношения России к Японии это посольство увезло Дайкокуя Кодаю и его товарищей на родину.
Екатерина заинтересовалась этим проектом и 28 июня 1791 года приняла на аудиенции в Царском Селе Дайкокуя
Кодаю и Эрика Лаксмана. Когда императрице читали его прошение, где описывались бедствия потерпевших
кораблекрушение японцев, она громко выражала свое сочуствие, говоря "Бедняжка! " и "Ох, жалко! ".





Театр в столице




Медный всадник

После официальной аудиенции Дайкокуя Кодаю еще несколько раз бывал во дворце, встречался и беседовал
с Екатериной, наследником, рассказывал им о Японии, показывал привезенную с собой японскую одежду и
другие вещи.





Встреча между Японией и Россией


13 сентября 1791 года Екатерина II подписала указ № 16985 иркутскому генерал-губернатору генерал-поручику
Пилю об отправке в Японию экспедиции в целях установления торговых отношений. Дайкокуя Кодаю о разрешении
вернуться на родину сообщил граф Воронцов 29 сентября 1791 года в доме Безбородко, а 20 октября Екатерина
приняла Кодаю в Зимнем дворце и лично вручила ему в подарок табакерку, а позже - золотую медаль с лентой,
золотые часы и 150 червонцев.




Японцы в России


Указом было предписано снарядить в Охотске казенное судно и отвезти на нем в Японию оказавшихся в России
в результате кораблекрушения японских рыбаков и купцов. Сопровождать японцев было велено поручику Адаму
Лаксману, сыну Эрика Лаксмана. 13 сентября 1792 года русский галион "Екатерина" покинул Охотский порт.
Через 36 дней после выхода из Охотска корабль отдал якорь в бухте Нэмуро на севере острова Эдзо (Хоккайдо).
Местные власти не сразу приняли русских посланцев. Адам Лаксман отправил властям острова письмо.
Переговоры велись, а ответ на письмо ждали долго. В июле 1793 года было получено разрешение "Екатерине"
идти в порт Хакодатэ, причем русское судно шло под конвоем японских кораблей. Переговоры длились девять
дней и ни к чему не привели. Попытка установить торговые отношения с японцами полностью провалилась.
Это была первая официальная попытка России установить дружественные отношения и начать торговлю с Японией.
На корабле по приказанию Екатерины II были возвращены в Японию три японца - Дайкокуя Кодаю, Исокити и
Коити. Один из них, Коити, вскоре же по прибытии в Японию умер, а Кодаю и Исокити оказались первыми
очевидцами, рассказавшими в Японии правду о России.

2 августа галион "Екатерина" покинул Хакодатэ и взял курс к русским берегам. Первая российская экспедиция
в Страну восходящего солнца увозила с собой от японского императора подарки: три сабли, уложенные в ящик,
20 ящиков листового табака, сто кулей риса, несколько ящиков японской бумаги, фаянсовые чашки и письменное
разрешение на приход одного русского судна в Нагасаки, если Россия захочет продолжать переговоры с Японией.
В Санкт-Петербурге посчитали проведенные открытые переговоры с японцами весьма полезными.
Поручик Адам Лаксман был произведен в коллежские асессоры.





Мемориальный комплекс в честь Дайкокуя Кодаю (大黒屋 光太夫 , 1751 -1828), японского купца,
проведшего 11 лет в России


После своего возвращения в Японию Дайкокуя Кодаю и Исокити были неоднократно допрошены, правительство
Японии получило первые сведения о России от самих японцев, проживших там много лет. Записи их рассказов
и явились первыми письменными свидетельствами самих японцев о России. По приказанию сегуна Токугава
Иэнари (1773–1841) в августе 1794 года была написана книга Кацурагавы Хосю "Краткие вести о скитаниях
в северных водах". Этот труд был составлен Кацурагавой Хосю со слов Дайкокуя Кодаю, которого вполне
справедливо называют соавтором. Книга вышла в свет лишь в конце 1937 года очень ограниченным тиражом
и даже в Японии стала библиографической редкостью. Эта книга в целом представляет собой первый большой
научный труд, написанный в Японии о России.


В 1803 -1805 годах, девять лет спустя после возвращения Адама Лаксмана Россию, была предпринята попытка
торговли в Нагасаки в рамках кругосветной экспедиции под руководством Адама Иоганна фон Крузенштерна,
возглавлял русскую миссию посол Николай Резанов (1764–1807), который по прибытии в Нагасаки на полгода
попал под строгий надзор. Ему отказали даже в приеме государственной грамоты и подарков. От такого
непочтительного отношения подчиненный Резанову капитан Николай Хвостов пришел в ярость и стал в период
с 1806 по 1807 год нападать на японские поселения и сторожевые посты на островах Сахалин, Итуруп и
Рисири, поджигал дома, насиловал и грабил население. Этот инцидент отрезвил японцев, которые, уповая
на закрытие страны, пребывали в благодушном настроении, и породил вполне определенное чувство страха
перед Россией.





Участник экспедиции Крузенштерна штурман лейтенант Ратманов


РОССИЯ XVIII ВЕКА ГЛАЗАМИ ЯПОНЦЕВ.


31 факт о жизни и быте русских людей 18 века из первой книги японца о нашей стране.

Десять лет японский капитан Дайкокуя Кодаю жил в России и записывал все, что видел и слышал:
от внешнего вида людей до правил кастрации животных.

На основе этих записей японский ученый Хосю Кацурагава написал книгу
«Краткие сведения о северных краях» («Хокуса Бунряку»),
в которой очень подробно и скрупулезно описал жизнь русских людей и облик страны в целом.



1. В русском алфавите 31 буква, все буквы имеют звук, но не имеют смысла. Соединенные вместе,
несколько букв образуют одно слово, и только тут появляется смысл.

2. В России производство пяти зерновых растений очень незначительное, поэтому все жалованье
выплачивается деньгами.

3. Церкви гораздо выше домов простых людей, и строятся так, что постепенно сужаются кверху.
Крыши круглые, вроде перевернутого горшка, а в центре ставят крест, покрытый латунью.
Главное здание храма и колокольня одинаковы. Вокруг крыши сделано много круглых дыр для голубей.


4. Глаза у русских голубые, носы очень крупные, волосы каштановые. Волосы русские отращивают
со дня рождения, поэтому они очень тонкие и мягкие. Бороду бреют, как знатные, так и простые
люди, только среди крестьян можно встретить людей с бородами.

5. У жителей Сибири волосы и глаза черные. Мужчины одеваются в общем наподобие голландцев.

6. Женщины все одеваются по немецкому образцу. Красивыми у них считаются женщины с румяными
лицами.

7. По всей стране летом ложатся спать от 8 до 10 часов вечера, а встают от 3 часов 30 минут
до 5 часов 30 минут утра.


Зимой ложатся спать от 9 до 11 часов вечера, а встают от 12 часов до 2 часов 40 минут дня.
Это объясняется тем, что день в это время очень короткий, а ночь — очень длинная.

8. В Москве и Петербурге, да и не только там, а по всей стране, старым русским языком не
пользуются, а часто перемешивают его с французским и немецким языками. Этикет полностью
основывается на французских правилах.

9. Поскольку страна расположена близко к северу, там везде очень холодно. Обычно снег
выпадает с конца сентября и лежит до апреля-мая.


10. Особенно холодно в Якутске и Петербурге, потому что они расположены ближе к северу.
Нередко там бывает такой мороз, что отпадают уши и носы, а иногда даже остаются без рук и ног.

11. Летом особенной жары не бывает, даже в суконной одежде без подкладки обычно не бывает
жарко. В такой холодной стране, конечно, не растут пять злаков. Сеют только гречиху,
табак, огурцы, арбузы, фасоль, редьку, морковь, репу и салат. Рис привозят из Турции,
поэтому рис там очень дорогой.


12. Чиновники прикрепляют к шляпе цветок, сплетенный из шелка: военные — белый цветок,
штатские — черный.

13. И мужчины, и женщины, после того, как сделают прическу, посыпают ее пудрой, и волосы
становятся как седые. Люди низших сословий пользуются для этого порошком из картофеля.

14. И мужчины, и женщины ездят на лошадях, но женщины, садясь в седло, одну ногу сгибают
и кладут поверх седла, а другую свешивают. Однако женщины низшего сословия ездят так же,
как мужчины, садясь верхом.


15. Младенцы лежат в подвешенных ящиках, где постлан суконный тюфяк, набитый птичьим пухом.
Когда ребенок плачет, ящик качают.

16. У всех — и у благородных, и у простых — один муж имеет одну жену, наложниц не заводят.

17. Иностранцам разрешается жениться на русских, но для этого они должны принять русскую
веру и переменить имя и фамилию. В противном же случае брак не разрешается.

18. Когда рождается ребенок, все родственники приходят справляться о его здоровье и
приносят деньги. Из родственников и знакомых выбирают человека побогаче, и он в качестве
нареченного отца дает новорожденному имя.


19. Медицина не делится на терапию и хирургию: лечением глазных, зубных, женских и
детских болезней занимается один человек. Кроме того, есть фармацевты, которые
называются аптекарями и заведуют аптеками.

20. В столице в семьях чиновников и богачей обязательно держат негров, иногда по
три-четыре человека, а иногда по семь-восемь. Бывает и так, что заводят негров мужчин
и женщин, чтобы от них были дети. Их лица черные, как черный лак, носы широкие,
губы вывернутые и очень красные, белые только подошвы ног.

21. Верстах в пяти от Петербурга есть большой остров, куда все время непрерывным
потоком стекаются иностранные торговые корабли. Этим и объясняется, что, хотя в
России почти ничего не производится, все полностью удовлетворяется продукцией
других стран.


22. Русские слова «водка», «вино», «пиво» автор в своем словаре переводит описательным
способом: водка у него — «хорошее сакэ», вино — «плохое сакэ», пиво — «мутное сакэ».

23. Порядок кушаний в обычные дни такой: сначала едят ветчину с хлебом, затем куриный
суп, после него говядину, потом бульон из рыбы, после которого — залитые молоком
круглые колобки из теста.

Вслед за этим подают жареного гуся, и в заключение едят жиденькую кашу. Наконец, подают
сладости, затем моют руки, полощут рот, пьют кофе, курят и встают из-за стола. После
обеда и благородные, и простые люди ложатся на час поспать.

24. В кушанья добавляется много сахара и сливочного масла. В рыбу и птицу перед приготовлением
набивается виноград, белые сливы, апельсины, засыпанные сахаром, а также рис или крупа.

25. У простого народа обед состоит из одного блюда — из мяса или рыбы с хлебом. Редьку едят
сырой, присыпав солью. Посуда состоит из оловянных или деревянных мисок, а ложки делаются
из меди или дерева. Говядина — это повседневная пища как в верхах, так и в низах.

26. Женские роли в театрах исполняются настоящими женщинами, вследствие чего иногда в
театре бывают случаи распутства.


27. Три публичных дома имеются в Петербурге и три — на Васильевском острове. Кроме того,
есть еще тайные логова отдельных проституток в различных местах. Правила там очень строгие,
и если обнаружат такую нелегальную проститутку, то наказывают не только ее, но и ее гостя.

28. В России вообще не празднуются ни Новый год, ни пять сезонных праздников, а день
рождения императрицы считается радостным праздником, который празднуют по всей стране
как благородные, так и простые люди. Точно так же празднуются и дни рождения наследника
престола и внуков императрицы.

29. В России многих домашних животных кастрируют. Благодаря этому они хорошо жиреют и
цвет их шерсти становится красивей.

30. Петербург — это новая столица России, построена она в высшей степени красиво. Дома
все кирпичные, высотой в четыре-пять этажей. Жилища простых жителей от домов
правительственных чиновников особенно не отличаются.

31. Русские высоки ростом, крупные, с правильной осанкой, отличаются уважительным и
миролюбивым характером, но вместе с тем — отважны, решительны и ни перед чем не
останавливаются. Они не любят праздности и безделья.


Источник - slavyanskaya-kultura.ru




Tags: Российская империя, Япония, история
Subscribe

Posts from This Journal “Япония” Tag

  • Японское искусство после атомных бомб

    Культурный сдвиг в промежутке до и после Второй мировой войны в Японии увеличивался, раскол осложнялся и напряжение стало топливом для…

  • Параллельные миры

    Параллельные миры Заброшенный отель Япония. Заброшенный отель. Двухэтажное здание на 10 номеров. На первом этаже большой гараж, из…

  • Японские куртизанки

    Китайские монахи принесли в синтоистскую Японию буддизм, а китайские куртизанки — свою уникальную культуру. Немногие знают, но даже…

  • Из жизни гейш - 2

    © Т. Энами © Т. Энами DR © Т. Энами DR © Shinichi Suzuki © Т. Энами © Т.…

  • Вспомнить историю

    Эпицентр в Нагасаки Утром 9 августа 1945 года шесть бомбардировщиков B29 взлетели с Марианских островов, расположенных более чем в 2100…

  • Из жизни гейш - 1

    © Т. Энами © Т. Энами © Т. Энами © Камбей Кусакабе © Т. Энами DR © Т. Энами…

  • Пруд Моне

    Пруд, где искусство оживает В лесу, недалеко от города Секи, в японской префектуре Гифу, находится небольшая синтоистская святыня, которая стоит…

  • Японская кукла

    Японская кукла хаката, дата неизвестна

  • Оружие самурая

    Обожествление и сакрализация оружия, особенность, свойственная большинству мировых культур, начиная от каменных изделий глубокой древности, до…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments