?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (Rogier van der Weyden) (ок. 1400-1464)

“Земля станет морем,
земля станет морем,
но будет свободной…”
Бог создал море, а фламандцы - берега

Великий фламандец - один из крупнейших мастеров нидерландской живописи 15 в.
Именно так назвал король Иоанн (Хуан) II Кастильский в 1445 году Рогира ван дер Вейдена, выдающегося мастера нидерландской живописи.



Рогир ван дер Вейден (Роже де ля Пастюр)- полагают, что художник родился приблизительно в 1399 году во франкоязычном городе Турне, расположенном на территории современной Бельгии. Его отцом был преуспевающий торговец скобяными изделиями Анри де ля Пастюр.
В 1432 году художник женился на дочери зажиточного сапожника и обзавелся сыном (о нем известно, что он стал монахом и умер в 1473 году). Впоследствии у Рогира ван дер Вейдена и его жены родилось еще по меньшей мере трое детей, один из которых, Питер (ок. 1437- после 1514), пошел по стопам отца.
В апреле 1435 года он перевез свою семью в Брюссель, бывший тогда столицей герцогства Брабантского и официальной резиденцией герцогов Бургундских. А уже в мае следующего года его называют главным городским живописцем.
Творческим успехам сопутствовал успех материальный. Уже вскоре после переезда в Брюссель у мастера появляются счета в банках Турне и Брюсселя. В 1443 году он приобретает два больших дома в одном из самых фешенебельных районов города.
18 июня 1464 года Рогир ван дер Вейден скончался. Его похоронили в брюссельской церкви святой Гудулы (ныне это кафедральный собор). Одновременно поминальная служба прошла и в родном городе великого мастера, Турне. Мастерская Рогира, из которой вышло немало замечательных работ, досталась его сыну Питеру. Но фактическим ее руководителем стал один из последних помощников Рогира ван дер Вейдена, Ганс Мемлинг (ок. 1433-1494), продолживший традиции своего учителя.

Самая известная работа Рогира - «Снятие с креста» — вершина северной готики.



Снятие с креста (1438, Мадрид, Прадо) считается одним из величайших произведений мирового искусства. Этот алтарный образ был написан для капеллы гильдии стрелков в Лувене.
В этом произведении Рогир радикально отказался от живописного фона, сосредоточив внимание зрителя на трагических переживаниях многочисленных персонажей, которые заполняют собой всё пространство холста.
Вот некоторые персонажи картины.
Крайняя слева — Мария, жена Клеопы, одного из учеников Иисуса.
Рядом с ней стоит апостол Иоанн, которому Иисус перед распятием поручил заботу о своей матери.
Крайняя справа — Мария Магдалина.
Рядом с ней стоит Миро, последователь Христа (держит в руке сосуд с маслом).
Иосиф Аримафейский поддерживает Христа под руки; этот человек добился разрешения снять тело Христово с креста и затем положил его в гроб, приготовленный им для себя. Ноги Христа поддерживает Никодим, тайный ученик Иисуса.



Св. Лука, рисующий Мадонну (С.-Петербург, Эрмитаж),

Предполагаемый автопортрет в облике св. Луки, создающего икону.

Согласно греческой легенде, евангелист Лука был первым, кто написал портрет Девы Марии. Именно поэтому св. Лука считался покровителем художников.
На картине Рогира ван дер Вейдена действие происходит в открытой лоджии. Мария, сидящая у подножия трона, кормит грудью младенца Христа. Трон символизирует ее будущую роль Царицы Небесной. Украшающие трон скульптурные фигурки Адама и Евы — напоминание о первородном грехе, искупленном Иисусом Христом.
Напротив Марии коленопреклоненный Лука запечатлевает ее образ. За спиной св. Луки, в просвете приоткрытой двери, виднеются бык и книга — традиционные атрибуты евангелиста.



Полиптих Страшный Суд (Бон (Бургундия), капелля Госпиталя, 1446-1451)



Фрагмент

Выполненный по заказу канцлера Николаса Ролена, алтарь предназначался для капеллы госпиталя, основанного канцлером в бургундском городке Боне.
Центральная часть алтаря посвящена теме Страшного суда.
Это суровое и величественное предупреждение грешному человечеству о грядущем беспощадном, но справедливом расчете с каждым.
Надо всем высится фигура Судии-Христа. Он восседает на радуге, как на престоле. Белая лилия и огненный меч, исходящие из Его уст, символизируют, соответственно, Божественное милосердие и правосудие.
Слева возвышаются райские врата, к которым ангел подводит группу праведников; справа разверзлась пылающая пропасть преисподней, куда падают грешники.



«Мадонна Медичи» (ок. 1460).

По заказу итальянских династий Медичи и д'Эсте фламандец выполнил «Мадонну» из Уффици



Композиция, известная также под названием «Миддельбургский алтарь», была заказана неким Питером Бладелином, основателем города Миддельбурга.

В центральной части триптиха изображена сцена крещения Христа в водах Иордана. Левая часть живописует сцену наречения Иоанна Крестителя.
В правой части изображена сцена усекновения головы Иоанна Крестителя.
Во время празднования дня рождения иудейского царя Ирода Саломея, дочь Иродиады, жены брата Ирода Филиппа, плясала перед собранием и угодила Ироду, и тот пообещал выполнить любое ее желание. Саломея же, наученная своей матерью, потребовала у Ирода голову Иоанна Крестителя на блюде.



Колумба Композиция была исполнена для алтаря церкви Св. Колумбы в Кёльне.



Фрагмент

В центральной части триптиха изображена сцена поклонения волхвов.
На левой створке изображена сцена благовещения.
На правой створке изображена сцена принесения младенца Иисуса во храм.
Поклонение волхвов в данном случае замещает собою сцену Рождества Иисуса Христа и является как бы синонимом главного рождественского сюжета.
Заказчик алтаря не известен и изображен у левого края картины с четками.
Волхв, крайний правый, изображенный в богатой одежде — это Карл Смелый, герцог Бургундии, сын Филиппа Доброго.

Ещё некоторые сюжеты на религиозную тему.



Полотно Обретение мощей Святого Губерта вышло на свет из мастерской Рогира ван дер Вейдена около 1440 года. На нем мы видим, как внутри залитой солнцем готической церкви священнослужители вынимают из только что открытой могилы нетленные мощи Святого: художник воспроизводит в своем произведении известную легенду христианского Средневековья. Реалистичность изображения одежд центральных персонажей просто поражает.



Ван дер Вейден придал мощам Святого Губерта вид спящего, а не мертвого человека. Он в алом епископском платье и митре. Храм полон людей, здесь и монахи, и священнослужители, и богатые прихожане в роскошных одеждах. Удивительно, но эта картина кажется больше своих размеров и гораздо монументальнее. Полифония изображенных на ней образов и архитектурных деталей делает ее интереснейшей работой нидерландских мастеров середины XV века.


Рогир ван дер Вейден известен также как выдающийся портретист.

Портреты, созданные Ван дер Вейденом, отличаются вниманием художника к сложному миру человеческих чувств и настроений. Взгляд исподлобья, спрятанная улыбка, приподнятые брови зримо свидетельствуют о привычках и характере человека. Такой же характеристикой портретируемого становятся его земные заслуги: мастер нередко вводит в свои портреты знаки власти и доблести: кольцо, орденскую цепь, почетный жезл и т.п.

Иногда создается впечатление, что Рогир ван дер Вейден родился специально для того, чтобы сохранить для нашего зрения черты этих людей. Помимо Рогира их рисовали многие придворные и гастролирующие живописцы, что не удивительно, ведь Бургундский двор был самым пышным в Европе. Но по иронии судьбы "выжили" только портреты Вейдена — наверное, не даром во времена оны в Бургундии его почитали так истово.





Согласно некоторым современным теориям, Мария Магдалина была супругой Иисуса Христа.

МАДОННЫ







ЖЕНСКИЕ ПОРТРЕТЫ







МУЖСКИЕ ПОРТРЕТЫ













Портрет Антуана Бургундского



Карл Смелый (1433-77) — граф Шароле, герцог Бургундии (с 1467). Сын Филиппа Доброго.
Карл Смелый стремился к объединению своих раздробленных владений, к расширению территории Бургундского государства и превращению его в могучую державу. Неоднократно с беспощадной жестокостью подавлял восстания нидерландских городов, входивших в состав Бургундского государства. Карл Смелый был наиболее опасным и могущественным противником Людовика XI, энергично проводившего централизацию и территориальное объединение Франции; борьба между обоими государями затухала лишь на короткие периоды.
Карл Смелый был предан наёмниками, подкупленными Людовиком XI, и погиб в битве при Нанси.



Филипп III Добрый (1396-1467) — герцог Бургундии с 1419 г.
В Столетней войне 1337-1453 гг. сначала был союзником англичан (в 1430 г. участвовал в осаде г. Компьень, когда была пленена Жанна д’Арк).
В 1435 г. перешёл на сторону французов: за уступку ему Пикардии признал законным государем Франции Карла VII. С помощью браков, денег, искусной дипломатии Филипп Ill значительно расширил свои владения.

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
(Deleted comment)
На эти лица хочется долго смотреть. А религия в то время была историей. Её ценность для людей оправдана в те времена. Сейчас мы их разделили, может поэтому и та, и другая так опошлились.

РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (Rogier van der Weyden) (ок. 1400-1464)

Пользователь nkriv сослался на вашу запись в своей записи «РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (Rogier van der Weyden) (ок. 1400-1464)» в контексте: [...] Оригинал взят у в РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (Rogier van der Weyden) (ок. 1400-1464) [...]

  • 1