?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

«Самое тяжелое в жизни - одиночество. А я так одинок...» (Часть 1)

Откуда я пришел, не знаю...
Не знаю я, куда уйду,
Когда победно отблистаю
В моем сверкающем саду.
Когда исполнюсь красотою,
Когда наскучу лаской роз,
Когда запросится к покою
Душа, усталая от грез.
Но я живу, как пляска теней
В предсмертный час больного дня,
Я полон тайною мгновений
И красной чарою огня.

О Николае Гумилеве




Н. И. Калита.
«Николай Степанович Гумилёв».



ГУМИЛЁВ Николай Степанович [1886, Кронштадт –1921], русский поэт, переводчик, прозаик, критик.
Сын флотского врача. Детство провёл в Царском Селе, Санкт-Петербурге, Тифлисе.
Окончил Царскосельскую гимназию (1906), директором которой был И. Ф. Анненский. 1-я публикация
– стихотворение «Я в лес бежал от городов…» (газета «Тифлисский листок», 1902). В 1905 на
собственные средства издал книгу стихов «Путь конквистадоров», замеченную В. Я. Брюсовым,
который надолго стал поэтическим учителем Гумилёва.





Аркадий Калмыков.
«Николай Гумилёв».



В 1906-08 жил в Париже, учился в Сорбонне, выпускал журнал «Сириус» (1907, 3 номера), издал сборник
стихов «Романтические цветы» (1908). Раннее творчество Гумилёва развивалось в русле символизма под
сильным воздействием оккультных теорий в изложении французских популяризаторов (Папюс, Э. Леви).
После возвращения в Россию (1908) учился в Санкт-Петербургском университете (не окончил), сотрудничал
в газете «Речь», журналах «Весы», «Русская мысль» и др., издавал журнал «Остров» (1909, 2 номера),
с осени 1909 стал деятельным сотрудником журнала «Аполлон» (вёл рубрику «Письма о русской поэзии»).


Вышедшая весной 1910 книга стихов «Жемчуга», куда вошли и лучшие стихи из почти неизвестных в России
«Романтических цветов», на долгие годы определила литературную репутацию Гумилёва: экзотика,
романтическая любовь, несколько риторичная героика сделались составной частью читательских
представлений о самом поэте; особой популярностью пользовались «Озеро Чад» и «Капитаны».





Мстислав Фармаковский.
«Николай Степанович Гумилёв».
1908.



К этому же времени относятся роман Гумилева с Е. И. Дмитриевой (будущей Черубиной де Габриак), дуэль
с М. А. Волошиным из-за неё (ноябрь 1909), путешествие в Абиссинию. 25.4.1910 Гумилёв женился на
А. А. Горенко (А. А. Ахматовой), в 1912 родился их сын Л. Н. Гумилёв (развелись в 1918).

В 1910-11 и 1913 Гумилёв совершил два путешествия в Африку (последнее – по поручению Музея антропологии
и этнографии Петербургской Академии наук; собранные коллекции поступили в музей). С началом 1-й мировой
войны добровольцем ушёл на фронт, служил в уланских и гусарских полках, дважды был награждён Георгиевским
крестом, однако экзаменов на чин корнета сдать не смог, оставшись прапорщиком. Весной 1917 добился
перевода на Салоникский фронт. Через Скандинавию приехал в Лондон, оттуда в Париж, где остался при
комиссариате, ответственным за русский экспедиционный корпус. После Октябрьской революции 1917 пытался
попасть на Персидский или Месопотамский фронт, в связи с чем отправился в Лондон, а оттуда в апреле
1918 – в Петроград.


В августе 1921 арестован по обвинению в причастности к контрреволюционному заговору (так называемое
Таганцевское дело), расстрелян без суда. Вопрос об участии Гумилёва в заговоре остаётся нерешённым,
однако очевидно, что он не участвовал ни в каких конкретных действиях.
Последний сборник стихов Гумилёва «Огненный столп», ставший его высшим поэтическим достижением,
вышел в свет, когда Гумилёв уже находился в тюрьме.

Большая Российская энциклопедия. Том 8. Москва, 2007 год.


* * *




В. Бондарев.
«Н. Гумилёв».



...Семилетний Гумилев упал в обморок от того, что другой мальчик перегнал его, состязаясь в беге.
Одиннадцати лет он покушался на самоубийство: неловко сел на лошадь - домашние и гости видели это
и смеялись. Год спустя он влюбляется в незнакомую девочку-гимназистку. Он следит за ней, бродит
за ней по улицам, наконец, однажды подходит и, задыхаясь, признается: «Я вас люблю». Девочка ответила
«дурак» и убежала. Гумилев был потрясен. Ему казалось, что он ослеп и оглох. Он не спал ночами,
обдумывал способы мести: сжечь дом, где она живет? похитить ее? вызвать на дуэль ее брата? Обида,
нанесенная двенадцатилетнему Гумилеву, была так глубока, что в тридцать лет он вспоминал о ней
смеясь, но с оттенком горечи...
Гумилев подростком, ложась спать, думал об одном: как бы прославиться. Мечтая о славе, он вставал
утром, пил чай, шел в Царскосельскую гимназию.
Часами блуждая по парку, он воображал тысячи способов осуществить свою мечту. Стать полководцем?
Ученым? Изобрести перпетуум-мобиле? Безразлично что - только бы люди повторяли имя Гумилева,
писали о нем книги, удивлялись и завидовали ему.


Понемногу эти детские мечты сложились в стройное мировоззрение, которому Гумилев был верен всю жизнь.
Гумилев твердо считал, что право называться поэтом принадлежит тому, кто не только в стихах, но и
в жизни всегда стремится быть лучшим, первым, идущим впереди остальных. Быть поэтом, по его понятиям,
достоин только тот, кто, яснее других сознавая человеческие слабости, эгоизм, ничтожество, страх
смерти, на личном примере, в главном или в мелочах, силой воли преодолевает «ветхого Адама». И, от
природы робкий, застенчивый, болезненный человек, Гумилев «приказал» себе стать охотником на львов,
уланом, добровольно пошедшим воевать и заработавшим два Георгия, заговорщиком. То же, что с
собственной жизнью, он проделал и над поэзией.


Мечтательный грустный лирик, он стремился вернуть поэзии ее прежнее значение, рискнул сорвать свой чистый,
подлинный, но негромкий голос, выбирал сложные формы, «грозовые» слова, брался за трудные эпические темы.
Девиз Гумилева в жизни и в поэзии был: «всегда линия наибольшего сопротивления». Это мировоззрение делало
его в современном ему литературном кругу одиноким, хотя и окруженным поклонниками и подражателями,
признанным мэтром и все-таки непонятым поэтом. Незадолго до смерти - так, за полгода - Гумилев мне
сказал: «Знаешь, я сегодня смотрел, как кладут печку, и завидовал - угадай, кому? - кирпичикам. Так
плотно их кладут, так тесно, и еще замазывают каждую щелку. Кирпич к кирпичу, друг к другу, все вместе,
один за всех, все за одного. Самое тяжелое в жизни - одиночество.
А я так одинок...»


Георгий Иванов. «Китайские тени».

* * *




Борис Мартынов.
«Н. Гумилёв».



Всю свою короткую жизнь Гумилев, признанный, становившийся знаменитым, был окружен непониманием
и враждой. Очень остро сам сознавая это, он иронизировал над окружающими и над собой.


Я вежлив с жизнью современною,
Но между нами есть преграда -
Все, что смешит ее, надменную,
Моя единая отрада.
Победа, слава, подвиг - бледные
Слова, затерянные ныне,
Гремят в душе, как громы медные,
Как голос Господа в пустыне.
О нет, я не актер трагический,
Я ироничнее и суше.
Я злюсь, как идол металлический

Среди фарфоровых игрушек.
Он помнит головы курчавые,
Склоненные к его подножью,
Жрецов молитвы величавые,
Леса, охваченные дрожью,
И видит, горестно смеющийся,
Всегда недвижные качели,
Где даме с грудью выдающейся
Пастух играет на свирели.


Наперекор этой чуждой ему современности, не желавшей знать ни подвигов, ни славы, ни побед, Гумилев
и в стихах и в жизни старался делать все, чтобы напомнить людям о «божественности дела поэта», о том,
что ...в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово—это Бог.
Всеми ему доступными средствами, всю жизнь, от названия своей юношеской книги «Путь конквистадора» до
спокойно докуренной перед расстрелом папиросы, - Гумилев доказывал это и утверждал. И когда говорят,
что он умер за Россию, необходимо добавить— «и за поэзию».

Георгий Иванов. «Китайские тени».


* * *




Ольга Делла-Вос-Кардовская.
«Портрет поэта Гумилёва».
1909.



Продолжение…..




Posts from This Journal by “поэзия” Tag

  • Я хочу стоять с тобой

    Густав Климт Поцелуй. 1907—1908 Я хочу стоять с тобой где-то совсем не знаю там почему-то не знаю стоять с тобой там, где не знаю, не…

  • Анна Ахматова в живописи - 4

    Светлана Мищенко-Сапсай. «Анна». Казалось мне, что песня спета Средь этих опустелых зал. О, кто бы мне тогда сказал, Что я…

  • Анна Ахматова в живописи - 3

    Николай Андреевич Тырса. «Анна Ахматова». 1927. Чем хуже этот век предшествовавших? Разве Тем, что в чаду печалей и тревог…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.