Мистика американского джаза
На ранних стадиях джаз был публично объявлен козлом отпущения как музыка Дьявола. Подобно моральным
сторожам, которые позже прокомментируют сатанинскую природу соула (Со́ул «душа» — жанр популярной
музыки афро-американского происхождения, возникший в южных штатах США в 1950-е годы на основе ритм-
энд-блюза ) и рок-н-ролла, анти-джазовые писатели были обеспокоены предполагаемой социальной
деградацией западной культуры и на основе своих предубеждений организовали широкую критическую
полемику. Это заявление от Всеобщей федерации женских клубов резюмирует высказываемые мнения :
«Джаз изначально был аккомпанементом танца вуду, стимулируя полусумасшедших варваров к подлым
поступкам». К счастью, тактика запугивания мало помешала развитию «декадентской» музыки.
Песни таких музыкантов, как Duke Ellington и Louis Armstrong, вызвали гармонические ударные волны,
которые находили отклик во всем мире. Ко времени Движения за гражданские права джаз был
общепризнанным естественным воплощением борьбы афроамериканцев.
Преподобный доктор Мартин Лютер Кинг младший через Wikimedia Commons.
На Берлинском джазовом фестивале 1964 года д-р Мартин Лютер Кинг-младший заявил, что джазовая
музыка вызывает взлеты и падения в жизни:
«Джаз говорит за жизнь. Блюз рассказывает историю жизненных трудностей, и если вы на мгновение
задумаетесь, вы поймете, что они берут самые тяжелые жизненные реалии и воплощают их в музыку,
только чтобы обрести новую надежду или чувство триумфа. Это торжествующая музыка ».
«Современный джаз продолжил эту традицию, исполняя песни более сложной городской жизни. Когда сама
жизнь не предлагает никакого порядка и значения, музыкант создает порядок и значение из звуков
земли, которые текут через его инструмент ».
Некоторые художники развили эту идею, нацелившись на трансцендентность человечества.
Для Сунь Ра (урожденного Германа Блаунта) конечной целью было возвышение к звездам. Ра провозгласил
себя аномалией. После якобы похищения , он утверждал, что инопланетяне доверили ему миссию
просвещения человечества, Ра начал описывать себя как «другой порядок бытия» , не человек, а «ангел».
В отличие от других существ, Ра обладал способностью ощущать «лучи» и вибрации.
Обложка альбома "In Orbit of Ra" на лейбле Strut.
Посредством своей группы «Aresktra» Ра стремился раскрыть космические истины в форме дионисийских
и сатурнианских композиций, которые вызывали более высокие уровни сознания.
В своем стихотворении «Заброшенный план мудрости» (1966) он пишет:
«Музыка - это план мудрости, потому что музыка - это универсальный язык, это язык чести, это
благородная заповедь, дар Воздушного Королевства, музыка - это воздух, универсальное существование
... общее для всех живых».
Рекламный плакат Sun Ra через aadl.org
Точно так же в своей песне « Просвещение» Ра выражает свою преданность
просветляющей силе вибраций «странной математики» и «космического мира»:
Звук радости - это просветление
Пространство, Огонь, Истина - Просветление
Космический Огонь
Иногда это музыка
Странная математика
Ритмические уравнения
Звуки мысли - это просветление
Волшебный свет завтрашнего дня
задом
те печали
Вперед и вперед
Те из радости
Просветление - мое завтра
У него нет самолетов скорби
Настоящим наше Приглашение
Мы приглашаем вас
быть нашего космического мира
Эта песня - Звук Просветления
Огненная Истина Просвещения
Вибрации
родом из космического мира
Космического
Звездное Измерение
Просветление - мое Завтра
У него нет самолетов скорби
Настоящим наше Приглашение
Мы приглашаем вас
быть нашего космического мира.
Философия Ра была эклектичной, сочетая в себе элементы гностицизма, теософии и иллюмизма. В целом Ра
надеялся на постчеловеческую межгалактическую утопию. В серии лекций, прочитанных в Калифорнийском
университете в Беркли в 1971 году, он призвал студентов разорвать узы реальности, читая хорошие
книги и изгоняя невежество внутри себя.
Как и Ра, Джон Колтрейн интересовался духовными возможностями музыки. Его альбом « A Love Supreme»
(часто его называют опусом магнума) был инициирован его «духовным пробуждением» в 1957 году.
Его жадный аппетит к книгам, должно быть, сыграл свою роль в его преобразовании.
По словам Джейсона Бивинса, профессора религиоведения в Университете штата Северная Каролина ,
Колтрейн серьезно занимался изучением религии:
«Он прочитал книгу Эдгара Кейси, мадам Блаватской и « Теософская книга Сирила Скотта: музыка:
ее тайное влияние на протяжении веков » , научную и математическую теорию, Новый Завет и
« Мистицизм звука и музыки » Хазрата Инаята Хана . На него повлияло мнение - популярное среди
Сведенборгианцев, теософов и различных мистических традиций - что понимание должно быть
достигнуто путем установления соответствия между временными и физическими местоположениями,
музыкальными тонами и небесными сферами ».
Принципы звуковой духовности Колтрейна были позже приняты и освящены Церковью Святого Иоанна
Колтрейна, уникальным сообществом, базирующимся в Сан-Франциско.
Точка зрения церкви на универсализм Колтрейна:
«Coltrane Consciousness также вращается вокруг понимания Божественной Троицы Мелодии, Гармонии
и Ритма, а также понимания Божественной Формулы, содержащейся в альбоме A Supreme Supreme:
Признание, Резолюции и Стремление(чтобы достичь« высшей любви »).
Посредством «звуковых крещений» в музыке Джона Колтрейна прихожане приходят к пониманию
«разума Бога». И Колтрейн, и Ра использовали музыкальные инициативы для достижения
божественного в повседневной жизни. В то время как Ра, пионер афрофутуризма , предвидел
бесконечные возможности будущего, Колтрейн провозгласил Евангелие имманентного единства.
Их мистические плоды труда далеки от творческих обвинений моралистов начала двадцатого века.
Источник - thethinkersgarden.com
Journal information