?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Flag Next Entry
ngasanova

Мужская баня, Иран, XVI в.




Текст, конечно, развивает воображение (как говорят), но если хочешь узнать, а не придумать,
как всё было, всё-таки лучше картинки.
Мужская баня, скажем, в Исфахане, 1550-1560 гг. Можно нажать для увеличения.


0


Вот состоятельный юноша только что приехал, заходит в баню.
Подмышкой у него сверток с чистой одеждой.
Слуга привязывает коня, покрытого богато расшитой попоной.
Заметим, что повествование ведется слева направо (по часовой стрелке),
в отличие от текста, который читается справа налево.



1


От входной двери коридор ведет в раздевалку-предбанник
-- большое помещение со сводчатым потолком.
В этой комнате можно было выпить чаю, покурить, обменяться новостями.
Здесь же устраивались "парти".



3

Стены предбанника украшались изображениями животных и птиц;
у стен стояли деревянные или каменные скамьи, покрытые "дорожками" и коврами.
Там же висели полотенца и ведерки для ополаскивания.


4


В центре это фрагмента -- одежда и тюрбан одного из богатых посетителей.
Она сложена в тюк, такой же, как мы уже видели у входящего в баню молодого человека.
Одежду охраняет слуга в красном (слева).
Прямо за спиной у него -- ещё одна кипа одежды, но уже бедной: синяя рубашка с длинными рукавами
и коричневая шапочка дервиша-суфия (коричневый цвет -- традиционный цвет одежды дервишей).
Справа слуга помогает своему хозяину одеться.
На втором плане, в центре, ещё один слуга чистит обувь.



5


Одежду снимали, но в бане мылись не голые, обматывались полотенцем от пояса и ниже.
Обувь оставляли в "ящичках", здесь они хорошо видны.
Справа сидящему посетителю банщик предлагает воду обмыть ноги.
Ещё правее мужчина с сыном на руках уже разделся, обмотал себя и ребёнка,
как положено, полотенцами, и направляется в банное отделение.



6


А вот что происходит слева, мне не очень понятно. Было высказано предположение, что это ложка и,
возможно, какая-то еда, но я сомневаюсь. Это самое начало "банного пути", человек только
что вошёл, ещё в одежде, в предбаннике. Прежде чем он сможет пройти в банное отделение, он должен
сходить в туалет, а затем удалить волосы в известной области -- спереди и сзади.
Для этого используется либо воск, либо довольно едкий крем, выводящий волосы, который нужно смыть
с мылом, как только волосы начинают вылезать, иначе можно получить ожог.
Мне кажется, что банщик как раз предлагает инструменты для этой процедуры, но это лишь предположение.
Возможно, это какие-то другие инструменты.



7


Обмотанный полотенцем, облегчившийся и безволосый в нужных местах посетитель быстро спускается
в парилку (дверь справа) и окунается в бассейн, в том числе, чтобы смыть с себя остатки едкого крема (слева).
Справа банщик в "униформе" -- желтом кафтанчике, такого же в желтом видим в предбаннике.
Банщики разделялись по функциям: брадобреи, косметологи (удаляли волосы), истопники,
колористы (красили волосы и бороды), гардеробщики, кровопускатели, официанты, массажисты и т.д.



8


Центральная часть выложена горячими изразцами, банщик плещет на них воду для пара.
Расстилалось полотенце, на которое ложился клиент, под голову ему клали ещё одно полотенце,
и начинался первый массаж.
Но на этой картинке посетитель (справа) просто удобно облокатился на массажиста.
Здесь же луффой терли ступни и специальной перчаткой-мочалкой -- тело.
На картинке перчатка зелёного цвета, а за поясом у банщика, по-видимому, те же два предмета,
которые нам уже встречались в предбаннике: один ложкообразной формы, другой, как длинная дощечка.



9


Часть банного ритуала -- мытье волос и бороды, после чего их красили хной, сушили и брили.
Юноши часто оставляли длинные пряди волос, идущие от ушей и прядь на темени.
Носившие тюрбаны брились наголо. Те же два предмета за поясом у брадобрея, т.е. это стандартный набор.



10


. Наконец, наверху прачечная при бане.


11


Сюжет совсем потерялся в этой "малоголландской" жанровой сценке, но пересказывать его я не буду, т.к. пост не об этом.
Намекну только, что это рассказ о старом дервише и прекрасном юноше, чья одежда, лежащая в предбаннике, уже упоминалась.
На картинке дервиш собирает с пола сбритые волосы юноши.



12

Источники:
1. Folio from the Silsilat al-dhahab (Chain of gold) in the Haft awrang (Seven thrones)
by Jami. Freer/Sackler, Smithsonian, Washington, D.C. (Джами, "Золотая цепь" из сборника "Семь тронов")

2. Encyclopaedia Iranica, Bathhouses
3. Marianna Shreve Simpson with contributions by Dr. Massumeh Farhad. Sultan Ibrahim Mirza's Haft Awrang:
A Princely Manuscript from Sixteenth-Century Iran. Washington and New Haven. 70, pp. 77, 106-111, fig. 56, 71..

PS  -
Коран не запрещает изображений, но запрещает поклонение им. Запрет на изготовление изображений содержится в хадитах -- устной традиции, где изображения рассматриваются как первый шаг на пути к поклонению идолам. Напрямую этот запрет проявляется в коранах и в религиозной архитектуре -- там изображений нет никогда, только орнамет (кораны иллюминированны, но не иллюстрированы, фасады мечетей и медресе покрыты вязью-цитатами из Корана, но при этом в банях стены часто украшались эпизодами из "Шахнамы"). В светской литературе (художественной, научной, гороскопы-Фалнама) допускалось повсеместно, хотя серьезные эпизоды "инококлазма" с уничтожением тысяч иллюстрированных рукописей были. Существует множество изображений Магомета, правда, обычно с закрытым лицом, иногда с лицом, расчерченным наподобие решётки (там идет символитка с именами Магомета), но есть и с открытым лицом. Поскольку многие большие поэмы (Фирдоуси, Низами, Джами и т.д.) начинались с путешествия Магомета в Иерусалим, то многие рукописи открываются типовой иллюстрацией -- Магомет на Бураке, вокруг ангелы, очень красивая, выработанная традицией сцена. Но при этом бытует мнение, что изображения Магомета запрещены.
С вином та же история. Запрет есть, а воспевают вино постоянно, практически все поэты-классики, в том числе, суфии, широко использовали для религиозных аллегорий, например "Мать вина" Рудаки, не говоря уж о Хайяме.




Posts from This Journal by “баня в искусстве” Tag

  • Бани! Бани!

    Бани в искусстве ( начало ) О бане писали Лукиан и Рабле, Боккаччо и Мопассан, Пушкина и Лев Толстой, Чехов и Горький, Зощенко и Маршак.…

  • Бани! Бани!

    Бани в искусстве ( начало ) В русском языке существует множество пословиц и поговорок о бане: Баня — мать вторая! Тело парит, здоровье…

  • Бани! Бани!

    Бани в искусстве ( начало ) Сохранились сообщение Ибн Джубайра датируемое XII веком о банях в арабском мире: «Забота султана об этих…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
массаж детектед

в бане обязателен

  • 1