Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Вдохновение художника




Муза Карла Брюллова


Юлия Самойлова

Смелая и независимая, славящаяся своими выходками, Юлия Самойлова стала музой русского академиста
Карла Брюллова. Она хлебнула замужества и без сожаления разорвала брачные узы, затем отправилась
в Италию, где и познакомилась с художником. Вернувшись в Россию, Юлия Павловна в своём имении
устраивала развлечения столь шумные, что даже навлекла на себя гнев императора. После этого эпатажная
красавица снова отбыла в Италию, а вслед за ней отправился и Брюллов. Им не суждено было сочетаться
законным браком, но личные письма друг другу свидетельствуют о большом искреннем чувстве. К закату
жизни Самойлова порывает с Брюлловым, однако, с поры знакомства до самой смерти художник пишет
женские лица, ориентируясь главным образом именно на прекрасный облик любимой Юлии.
В работе «Последний день Помпеи», Брюллов умудрился нарисовать Юлию трижды.





Художник Б.Ш.Митуар, 1825 год
Государственный Эрмитаж





Карл Брюллов.
Автопортрет





К.Брюллов. «Всадница» — портрет приемных дочерей графини. 1832, ГТГ




К.Брюллов.«Портрет Ю.П Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком». 1832—1834. Музей Хиллвуд,
США



Юлия Павловна Самойлова (1803 — 14 марта 1875, Париж) — графиня, дочь генерала Палена и Марии
Скавронской, знаменитая своими отношениями с художником Карлом Брюлловым. По материнской и
отцовской линиям Самойлова была связана узами родства с семействами Паленов, Скавронских, князем
Потёмкиным, итальянцами Литта и Висконти.
Мать Юлии, Мария Скавронская, обладала огромным состоянием, принадлежавшим роду Скавронских,
родственников Екатерины I, и была последней носительницей этой фамилии.





Мать Юлии -Графиня Мария Павловна Ожаровская, ур. Скавронская (1782—1857), в первом браке Пален.


В 1825 году Юлия, будучи фрейлиной, вышла замуж за 24-летнего графа Николая Александровича Самойлова,
флигель-адъютанта императора, который приходился ей родственником, троюродным дядей.
Николай Самойлов был завидный жених: красавец, богач, весёлый и остроумный. Устройством этого брака
занималась его мать графиня Екатерина Самойлова, она настаивала на том, чтобы сын женился на богатой
графине Юлии Пален. Самойлов же был влюблён в другую — в Александру Римскую-Корсакову, ей потом
увлекался Пушкин, её имя есть в Донжуанском списке поэта. Екатерина Самойлова не дала согласия на
брак сына с Римской-Корсаковой, и он подчинился воле матери.





Николай Самойлов.
Художник Б. Ш. Митуар, 1825 год



В 1827 году супруги по взаимному соглашению разошлись, Самойлов вернул приданое и сохранил с Юлией
весьма дружеские отношения.
После разрыва с мужем Юлия Павловна уехала в Италию, в Милане она вошла в местное высшее общество.
Она старалась окружать себя людьми искусства. Среди её гостей были В.Беллини, Г.Доницетти, Дж. Россини
и Д.Пачини. Она оказывала покровительство художникам и музыкантам, активно участвуя в культурной жизни
страны. В частности, считается, что именно она оплатила клакёрам провал оперы Беллини «Норма» и успех
оперы Пачини«Корсар».
В 1827 году в Риме, в знаменитом салоне Зинаиды Волконской, Юлия Павловна познакомилась с молодым
художником Карлом Брюлловым. Между ними возникла не просто дружба. Летом они вместе путешествовали
по Италии и бродили среди руин Помпеи, где и зародился замысел прославившего мастера полотна.
Благодаря Юлии Брюллов познакомился с людьми из высшего общества, он много и с увлечением рисовал
свою возлюбленную.
В это же время друзья и родные Юлии Павловны пытались помирить её с супругом, но 23 июля 1842 года,
за несколько дней до встречи с женой, Николай Самойлов неожиданно умер.

После смерти мужа графиня Самойлова окончательно покинула Россию и поселилась в Италии. Карл Брюллов
последовал за ней. Художник подолгу жил у графини на её вилле в Ломбардии. Графиня также владела
имением в Груссе (Франция), палаццо в Милане и дворцом на озере Комо. Фрагменты переписки между
влюблёнными сохранились и свидетельствуют о глубоком чувстве.


В 1845 году Юлия Павловна приняла решение расстаться с Брюлловым и порывает с ним. В 1846 году она
вышла замуж за молодого итальянского тенора Пери, отличавшемся необыкновенной красотой. Выйдя замуж,
Юлия Павловна лишилась подданства Российской империи. Она продала Графскую Славянку и иное имущество.
Новое семейное счастье было недолгим, синьор Пери умер в том же году в Венеции от чахотки, его тело
перевезли в Париж и похоронили на кладбище Пер-Лашез.


Потеря графского титула очень огорчала Юлию Павловну. Живя в имении Груссе под Парижем и располагая
большими средствами, она в 1863 году опять вышла замуж — за разорившегося французского графа, дипломата
Шарля де Морнэ. Он был немногим старше Юлии Павловны, ей было 60 лет, ему — 66. Но почти сразу после
свадьбы супруги разъехались, получив титул мужа, Юлия Павловна ежегодно выплачивала ему огромное
содержание, что негативно отразилось на её состоянии. К концу жизни она потеряла практически всё.

Приёмные дочери, выданные замуж, через суд взыскивали у графини обещанные деньги и имущество.
Умерла Юлия Павловна 14 марта 1875 года в Париже и по завещанию была похоронена на кладбище Пер-Лашез,
вместе со вторым мужем.

Александр Пушкин написал о ней:


Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сияньи исчезает.
Куда бы ты ни поспешал,
Хоть на любовное свиданье,
Какое б в сердце ни питал
Ты сокровенное мечтанье, —
Но, встретясь с ней, смущенный, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты.





К.Брюллов. «Последний день Помпеи». 1833.




Карл Брюллов. Автопортрет




Фрагмент. Мать с двумя детьми. Тут Самойлова как мать с двумя дочерьми, в тесной объятии ждущие
смерти. (Скелеты трех женщин в таком положении были найдены при раскопках).





Фрагмент. Интересно, что в "Помпеи" художник изобразил трижды.
Вот она рядом с ним (сам художник спасает атрибуты искусства) с кувшином на голове





К.Брюллов.Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала у персидского посланника
(с приёмной дочерью Амацилией).
Карл Брюллов, Русский музей, 1842 год.





Акварель К.Брюллова




Акварель Д.Босси




Брюллов скончался 11 июня (23 июня по новому стилю)1852 года в местечке Манциана под Римом.
Похоронен на Римском протестантском кладбище Тестаччо.

Она пережила Карла Брюллова на 23 года






В 1845 году Юлия Павловна вышла замуж за молодого итальянского певца Пьера-Антонина Перри, однако
семейное счастье ее было недолгим - через год Перри умер от чахотки. Тело его перевезли в Париж и
похоронили в склепе на Пер-Лашез. Здесь же через 30 лет нашла свой покой и графиня Самойлова...
Интерьер склепа, где погребены Перри и Самойлова. На стеле выбита надпись "Пьеру Антонину Перри его
вдова Жюли, урожденная графиня Пален"




Tags: художник Карл Брюллов
Subscribe

Posts from This Journal “художник Карл Брюллов” Tag

  • С любовью

    Карл Брюллов. Женщина, посылающая поцелуй из окна. 1826. Русский музей Вот, Зина, вам совет: играйте, Из роз веселых заплетайте Себе…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments