?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Next Entry
ngasanova

Огюст Роден и Камилла Клодель



О романе с Камиллой Клодель не любят рассказывать биографы Родена. В этой истории
для него трудно раскроить наряд прекрасного принца или несчастного, честного, на
всю жизнь потерявшего голову влюбленного. Она была лишь частью его долгой жизни.
О Камилле же не удастся рассказать почти ничего без упоминания о Родене:
он учитель, единственный возлюбленный и человек, невольно разрушивший до основания
ее жизнь. Даже отступив далеко за горизонт, он продолжал отбрасывать неотвязную,
тяжелую тень на все, что она делала. И эта тень погребла под собой Камиллу Клодель.





Камилла Клодель, 1884.


Камилла Клодель (фр. Camille Claudel, 8 декабря 1864, Фер-ан-Тарденуа — 19 октября 1943,
Монтедеверже, близ Авиньона) — самая выдающаяся женщина-скульптор, жила и работала во
Франции, ученица, помощница, а позже — соперница Огюста Родена.





Огюст Роден, 1889.


Франсуа Огюст Рене Роден (фр. François-Auguste-René Rodin, 12 ноября 1840, Париж, — 17 ноября
1917, Мёдон) — французский скульптор, основоположник современной скульптуры,в одиночку
открывший новую эпоху в этом виде искусства.


Когда Огюсту Родену представили Камиллу, ей было всего 17 лет. Ему не нужны были ученики, ему не
нужны были помощники — он просто после долгих уговоров согласился посмотреть на девушку, которая,
по рассказам, делает какие-то неожиданные скульптурные эксперименты в его, Родена, духе. И она
оказалась пугающе талантливой и близкой: они как будто думали одинаково, подхватывали мысли друг
друга, одинаково сбивали с несгибаемых ног казалось бы устойчивое академическое искусство.





Камилла Клодель


Только Родену уже почти 40 — и он успел поработать подмастерьем, он десятки лет реставрировал чужие
работы, готовил мрамор для чужих скульптур и украшал едва заметными фризами чужие заказы, он набивал
руку и наращивал опыт. Лишь несколько лет назад он получил первый государственный заказ и распоряжение
нанять помощников.


А Камилла — вундеркинд. Двенадцатилетней девчонкой в небольшом городке на севере Франции она ходила
по лесам, копала глину, чистила ее от мусора,превращала сарай в мастерскую, а младших брата и сестру
— то в натурщиков,то в подмастерьев. Она лепила все: бюсты родных, сюжеты, вычитанные в книгах и
высмотренные на книжных гравюрах, героев, святых.





Огюст Роден
Октав Мирбо
1889,



«Нечто уникальное,взбунтовавшаяся природа: гениальная женщина»,
— позже писал о ней Октав Мирбо, не вполне серьезно и не то чтобы в шутку.





Огюст Роден в 1880 году.




Камилла Клодель в 1880 году.


Перебравшись с семьей в Париж, Камилла учится в частной Академии Коларосси,где женщинам даже
разрешено изучать обнаженную натуру. Невиданная смелость. Ведь в Академию изящных искусств в
то же самое время женщин не принимают ни под каким предлогом — будь она хоть трижды гениальной.
Посещение мастерских вольное — и Камилла работает в студии по 11 часов в день. Эта нечеловеческая
работоспособность начинает давать результаты. В 1882 году ее работу «Старуха Элен» впервые
примут в знаменитом парижском Салоне.





Камилла Клодель
Бюст старой женщины (Старая Хелен)
1882



В 19 лет она станет единственной девушкой, помощницей и ученицей, Родена — в сплошь мужской компании.
Поначалу не делает ничего важного: подметает мастерскую, строит каркасы, подмостки, готовит глину и
гипс, почти всегда молчит. Как будто доказывает физическую выносливость (а скульптура действительно
требует атлетических физических данных) и готовность отдаваться делу. Все это время она продолжает
работать над собственными скульптурами, ожидая нечастых замечаний от учителя. Постепенно Камилла
становится его первой помощницей: увеличивает и уменьшает макеты для самых востребованных скульптур,
делает эскизы, обтесывает мраморные глыбы, делится идеями и вдохновляет уверенностью, напором, юной
силой, блестящим умом.





Вальс
Камилла Клодель
1893



Следующие 10 лет станут самыми плодотворными для обоих: они лепят и высекают из мрамора в одной
мастерской, обмениваются идеями и дают друг другу советы,часто их скульптуры так похожи, что трудно
сказать, где чья, влияние взаимно. Камилла работает вместе с Роденом над «Вратами ада» и «Гражданами
Кале» — лепит руки и ноги для одних фигур, а потом позирует для других.





Огюст Роден
Врата ада
1890,





Огюст Роден
Граждане Кале
1880-е





Камилла Клодель. Девушка со снопом. 1887.




Огюст Роден. Галатея. 1889.




Камилла Клодель. Вертумн и Помона (Шакунтала). 1886.




Огюст Роден. Вечный идол. 1893.


Начинается страстный, изматывающий, вдохновляющий роман, который приходится скрывать. Роден встречается
с Камиллой в секретной мастерской, куда больше никто не приходит. И возвращается домой к другой женщине,
с которой прожил уже больше 20 лет и с которой у него общий ребенок. Роза Бёре не разбирается в скульптуре,
не вникает в работу мужа, не может поддержать беседу о судьбе искусства, не знакома с друзьями и коллегами
Родена, но это она кормила семью в годы безденежья, хватаясь за самую простую и утомительную работу.
Она терпеливо ждала, когда Роден работал в Бельгии — хранила его скульптуры, растила сына, подрабатывала
швеей и никогда не жаловалась. Он не может теперь бросить Розу.


«Когда мать узнала, что я сплю с Роденом, она запретила мне показываться в ее доме, утверждая, что
страсть захватила мой ум и глубоко его поразила. Это ужасное, ранящее состояние — быть человеком, от
которого отреклись»,

— писала Камилла.
Теперь она финансово зависит от человека, с которым работает,в которого влюблена и которому позирует
всякую минуту, когда не занята своей работой. Каждый год она посылает в Салон свою работу, всякий
раз ее принимают,хвалят в газетах — но никто не спешит купить скульптуру или сделать ей заказ. По
настоятельной рекомендации друга Родена лишь несколько ее скульптур оказываются в музеях. Но на
признание это совсем не похоже. Она талантливая ученица Родена — и в глазах судей останется ею до
конца жизни.





Огюст Роден
Мысль
1895





Огюст Роден
Камилла Клодель
1884





Огюст Роден
Монтаж: Маска Камиллы Клодель и левая рука Пьера де Виссана
1895



«Судьба свела Родена с существом, казалось, специально избранным для него из тысяч. Как жаль, что
лишь теперь он встретил ту, что словно создана была стать его подругой и ученицей. Она была молода
и прелестна, в ней чувствовалась порода…»

— напишет позже Жюдит Кладель, биограф Родена.





Камилла Клодель
Зрелый возраст
1893



Сначала Камилла ничего не знала о Розе Бёре, потом старалась не замечать признаков ее существования и
не задумываться о далекой сопернице, но уже через несколько лет мысль о другой женщине в жизни Родена
начинает ее мучить. Она пробует сбегать и жить без него, как будто доказывая самой себе, что справится.
Уезжает на всю весну в Англию, живет и работает там сначала с подругой, потом с братом. Возвращается
— и требует от Родена подписать сумасбродный контракт: он никогда не наймет ученицу-женщину в свою
мастерскую и он на ней женится. Роден так соскучился, что с восторгом все подписывает.
Камилла ездит с учителем и любимым по родным местам Бальзака — и вместе с ним собирает информацию для
будущей работы над памятником. Некоторые биографы говорят, что поиск двойников Бальзака был лишь
поводом для совместных путешествий и железным алиби для Розы. Но Камилла требует больше, теряет
единственного зачатого в этих отношениях ребенка (то ли выкидыш, то ли аборт), плачет и кричит,
вымаливает для себя больше времени.


Роден между прочим говорит Розе, что уезжает на пару дней — и исчезает на месяц. Он уезжает с Камиллой
в Турень гулять вдоль реки, рассматривать старые соборы,засыпать каждый вечер с ней в обнимку, как
будто так может быть всегда. В путешествиях они могут быть целыми днями вместе, им по-настоящему хорошо,
но каждый раз, возвращаясь в Париж, возвращаются к тайным свиданиям в мастерской на Итальянском бульваре.
Правда, их роман уже ни для кого не секрет — Роден с удовольствием знакомит Камиллу с коллекционерами,
скульпторами, художниками своего круга.





Камилла Клодель (в центре), ее сестра Луиза (рядом с ней) и английская скульптор Джесси Липскомб
(слева), Париж, 1887. На фортепиано — бюст Луизы. Фото: pinterest.com



«Вместе с Роденом Камилла вращается в высших кругах общества, знакомится с выдающимися людьми той
эпохи. Несомненно, Роден предпочитает появляться в свете со своей красивой, жизнерадостной и
остроумной подругой, а не с Розой,которую держит в тени. Камилла Клодель бывает у Гонкуров, у
Доде, у Октава Мирбо. Ею начинают интересоваться серьезные критики, особенно Матиас Морхардт,
в ту пору редактор газеты „Тан“, который много сделает для нее впоследствии»,

— рассказывает Пари Рейн-Мари, автор книги о Камилле Клодель.


Но с каждым возвращением Камилле становится только хуже. Ей почти 30 лет,но она до сих пор
остается ученицей и любовницей.





Камилла Клодель
Персей и Горгона
1897



Расставание было неизбежным, но переживалось обоими очень сложно — и связь не прекращалась мучительно
долго. Поначалу Огюст и Камилла иногда видятся, поздравляют друг друга с успехами. Роден пишет письма
в министерство и друзьям-критикам, чтоб на его ученицу обратили внимание. Она все чаще язвительно и
злобно отзывается о Родене — он теперь светский лев, а его мастерская превратилась в коммерческий
конвейер. Он пытается помочь Камилле деньгами и рекомендациями, чувствуя вину перед ней. Им бы хотелось,
чтоб все складывалось по-другому.





Камилла Клодель с «Персеем», 1898.




Огюст Роден в саду виллы в Медоне, 1900.


У Камиллы случится непродолжительный, скорее всего невинный, роман с Клодом Дебюсси. Она работает как
одержимая, полна идей и энергии — уже в собственной мастерской, без Родена, она создает невероятные
вещи: «Вальс», «Клото». Ее охотно принимают на выставках, пишут в журналах. Но всякий раз, когда перед
ней открывается возможность государственного заказа, сделка срывается или отменяется без объяснений.
Камилла становится нищей, едва поддерживает содержание скульптурной мастерской, делает модели каких-то
бытовых вещиц за скромные деньги, на приглашения старых знакомых отвечает часто, что у нее нет ни шляпки,
ни обуви для выхода в свет. Но иногда она садится на поезд и приезжает в Медон, прячется среди деревьев
рядом с новой виллой Родена и ждет его возвращения. То ли набирающее силу психическое расстройство, то
ли затяжная депрессия приводят к срыву и одержимости. Она начинает видеть во всех событиях заговор
Родена: он хочет украсть ее идеи, как делал это во время совместной работы, он шпионит за ней и ее новыми
скульптурами, нанимая для этого служанок, прохожих, знакомых.


«А затем — июль 1913 года, когда пришлось вмешаться обитателям старого дома на набережной Бурбон,
обеспокоенным тем, что в квартире на первом этаже всегда закрыты ставни. Что это за личность, нелюдимая
и осторожная, которую можно было увидеть только по утрам, когда она забирала на пороге доставленные
ей скудные продукты? Однажды два дюжих санитара психиатрической клиники силой проникли в квартиру,
где обнаружили ее испуганную обитательницу, уже давно ожидавшую их в окружении гипсовых и высохших
глиняных скульптур. По их словам, беспорядок и грязь в жилище были неописуемы. На стенах были прикреплены
булавками 14 этапов Скорбного пути Спасителя, вырезанных ножницами из обложки журнала. Перед домом их
ожидала карета скорой помощи. Камиллу увезли в клинику. Пришлось пойти на такой шаг… и это на 30 лет»,

— вспоминал брат Камиллы Поль.





Камила Клодель в клинике в Монтедеверже, 1929.




Огюст Роден, 1915


Родену больше не нужно заботиться о деньгах — его помощники не успевают уменьшать и увеличивать макеты
знаменитых скульптур, которые десятками отливаются в его мастерской. Но новые работы, созданные после
разрыва с Камиллой, лишаются головокружительной чувственности. Алчные девицы,которые сменяют одна другую
в его парижской мастерской и в постели, Роза, которая стареет, потухает и дожидается Огюста на вилле в
Медоне, уже никогда не вернут ему этого опыта: обладать телом женщины, лепить его каждый день, слушать
ее и говорить то, что она обязательно поймет, делить на двоих мастерскую, идеи, работы, видеть, как
ученица превосходит все ожидания.





Роден в студии. Фотограф Жюль Ришар.


Камилла последние 30 лет проведет в больнице для умалишенных. Там ей предложат глину и возможность
работать, но она откажется и больше никогда ничего не создаст. Несколько раз врачи пишут ее родным,
матери и брату, убеждают, что нет необходимости держать ее в клинике и просят забрать. Но Камиллу
никто не посещает и из больницы не забирает. Ходили слухи, что Роден до самой смерти отправлял ей
в больницу деньги, опасаясь появиться лично и вызвать нежелательный приступ.



Автор: Анна Сидельникова
Источник - artchive.ru





Posts from This Journal by “любовь” Tag

  • Любовная игра

    Объятие Igor Semeko, b. 1961 Hug / Объятие Private collection Игорь Семеко родился в Беларуси в 1961 году и учился в Минском…

  • Любовная игра

    Элементы лица Thomas Saliot, France Lips and tongues / Губы и язык Частная коллекция Thomas Saliot: " Я живу в Марокко, Франции…

  • Любовная игра

    Теплый вечер / Warm evening Pascale Taurua, France частная коллекция Паскаль Тауруа родилась в 1961 году, французский художник. Она…

  • Любовная игра

    Крах иллюзии Jorn Fox Неизвестная Частная коллекция Jorn Fox познакомился с искусством в раннем возрасте от своего отца, педагога по…

  • Любовная игра

    Pino Dangelico - Чувственность Pino Dangelico Чувственность Частная коллекция Pino Dangelico (8 ноября 1939 г. - 25 мая 2010 г.)…

  • Любовная игра

    Thomas Saliot: «Я живу в Марокко, Франции и Испании, где я рисую простые знаковые образы из сети или своей жизни, такие как большие…

  • Любовная игра

    Thomas Saliot: «Я живу в Марокко, Франции и Испании, где я рисую простые знаковые образы из мест своей жизни, такие как большие масляные…

  • Любовная игра

    Johnny Popkess, United Kingdom Праздник Романтики Частная коллекция Johnny Popkess родился в Лондоне: «Я провел большую часть…

  • Любовная игра

    Eugen von Blaas, 1843 - 1931, AUSTRIAN THE MANDOLINIST Частная коллекция Eugen von Blaas прославился тем, что изображал красивых…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
С чего это все вдруг принялись за великих художников и их возлюбленных?
В музыкальной епархии: за Шумана, Брамса и К.Вик.
Вот Пушкинский музей:
https://pushkinmuseum.art/events/archive/2019/others/flat/20_02/index.php?lang=ru
В центре искусств Москва о них же было 14 февр, в качестве валентинки.
Ну и ещё штук 5 адресов.
Зачем?

Re: Непонятно.

PS.
Да, и ещё: последние Декабрьские вечера были всецело посвящены непростым отношениям П.Пикассо с его женой, и тд.
Прям, мода уже какая. Как в жёлтой прессе, где Собчак с Виторганом.

Re: Непонятно.

Ну Собчак с Виторганом - о них знать , как говорят, ни уму, ни сердцу.
А вот художники - это не просто информация о возлюбленных, а и
информация о творчестве.
А у Родена это вообще не просто отношения, а и соперничество в творчестве.
Довольно интересно.

  • 1