Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

Скоростные поезда и города-призраки

Дом, который построил Джек

«В Питомнике уже отдолбили основы кастового самосознания,
голоса теперь готовили будущего потребителя промышленных
товаров.
«Я так люблю летать, – шептали голоса, – я так
люблю летать, так люблю носить все новое, так люблю…
А старая одежда – бяка…
Недопотребление – прямое преступление против общества».


О. Хаксли. «О дивный новый мир», 1932 г.


Если нынешние экономические успехи Китая принято связывать с фигурой Дэн Сяопина, то для китайских инноваций и IT-индустрии патриархом является Джек Ма (китайское имя Ма Юнь), основатель корпорации Alibaba. В китайских соцсетях существует настоящий культ личности Джека Ма. Каждое его высказывание превращается в цитату, в которой ищут скрытый философский смысл. Его история успеха служит ролевой моделью для миллионов китайцев, мечтающих о том, как из неудачника, трижды провалившего вступительные экзамены в вуз, превратиться в самого богатого человека КНР.

Началось же все с того, что в 1995 году во время поездки в США Ма узнал о существовании интернета. Вернувшись на родину, он основал компанию, создававшую веб-сайты для китайских производителей и издававшую рекламные буклеты. КНР стремительно превращалась в «мастерскую мира», но найти информацию о китайских поставщиках для иностранцев все еще было проблемой. Так Джек Ма обнаружил золотую жилу. Спустя четыре года он создал интернет-площадку, на которой искали друг друга китайские поставщики и зарубежные покупатели. Сайт получил название Alibaba как раз для удобства иностранцев. Ничего нового Джек Ма не придумал – подобные площадки были распространенным делом для Запада. Однако они не смогли бы работать с мелкими китайскими производителями, и эту нишу заняла Alibaba.

Следующий проект, Taobao, тоже был копией – сайта eBay, то есть организованный по принципу С2С (потребитель потребителю). Однако уже в нем создатели реализовали ряд инновационных подходов, опередивших свое время. Это, а также колоссальный масштаб китайского рынка быстро превратил компанию Джека Ма в одного из мировых лидеров отрасли, из-за которого eBay был вынужден закрыть свое китайское представительство. В 2008 году корпорация Alibaba открыла интернет-магазин T‑mall (копия Amazon, принцип В2С, то есть бизнес – потребителю). В 2010‑м – торговую площадку Aliexpress, которая совмещала в себе различные форматы и, в отличие от Taobao, была ориентирована на завоевание мирового рынка. Кстати, отчасти это удалось. В 2017 году Aliexpress стал самым популярным интернет-магазином на постсоветском пространстве.

Для Китая же площадки из семейства Alibaba давно превратились в нечто большее, чем просто интернет-магазины. Это предмет национальной гордости, объект исследований ученых, своеобразный элемент китайской «мягкой силы». Воздействие компании на национальную экономику намного шире, чем это может показаться на первый взгляд. В одном лишь 2017 году корпорация Alibaba создала более 36 млн рабочих мест. И речь, конечно, не только про сотрудников корпорации, сидящих в смарт-кампусе в Ханчжоу. Бум интернет-торговли, двигателем которого стали площадки Alibaba, изменил представления простых китайцев о своем месте в экономике. Он позволил миллионам людей открыть собственные «магазинчики» и почувствовать себя «лаобанем» – хозяином. Он вызвал бум микрологистики, благодаря которому миллионы безработных начали зарабатывать развозом покупок по всей КНР (общий объем перевозок за 2018 год составил невообразимую цифру – 50 млрд посылок). В каком-то смысле именно он создал тот самый средний класс и общество «средней зажиточности» – «сяокан», о которых так много говорил Дэн Сяопин в 1980‑е.




С помощью сервиса Alipay можно оплатить покупки в магазине
Imaginechina/APF/East News



Бум интернет-торговли стал предтечей успехов Китая в инновациях сферы услуг и сфере IT. В значительной степени эти успехи были обеспечены работой гигантов интернет-торговли – той же Alibaba и ее последователей, которых мотивировала возможность доступа к ненасытному китайскому потребителю. В результате сейчас КНР находится на ведущих позициях в мире в связи 5G, робототехнике и анализе больших данных (big data). Китай дальше всех в мире продвинулся по пути развития искусственного интеллекта (ИИ) и обладает передовыми разработками в сфере распознавания речи и образов. В тестовом режиме эти системы уже внедряются в «народном хозяйстве». Например, в городе Цзиньхуа в автобусах установили платежные терминалы с возможностью «оплаты лицом» (сумма за проезд снимается с банковского счета, привязанного к смартфон-приложению). В колыбели частного предпринимательства КНР – Вэньчжоу – создана целая торговая улица, где за все покупки можно расплатиться с помощью распознавания лица.

Успехи Китая в развитии ИИ и анализе big data базируются на нескольких ключевых факторах. Во‑первых, это изначальный доступ к огромным базам данных для подражания (а для искусственного интеллекта чем больше, тем лучше). Во‑вторых, слабость политики защиты персональных данных, что делает абсолютно любую личную информацию, которая обрабатывается на китайских интернет-площадках, достоянием государства. В‑третьих, это наличие огромного рынка рабочей силы, способной за небольшие деньги заниматься скучной монотонной работой – маркировать для искусственного интеллекта образцы информации.

Создание «фабрик данных» для ИИ – один из наиболее распространенных китайских стартапов в сфере IT. Впрочем, «фабрика» – это громко сказано. В основном такие стартапы выглядят как небольшое помещение складского типа, где десятки работников проводят дни, просматривая различные фотографии и видео, маркируя все, что видят: машины, дома, дорожные знаки. (В общем, делая то, что Google просит вас каждый раз, когда у него возникают сомнения в адекватности вашего запроса). Как пишет New York Times, «прежде чем искусственный интеллект начнет понимать, что черная и белая кошка – это одно и то же животное, ему нужно обработать колоссальное количество маркированных фотографий и видео». Вот тут ему на помощь и приходят «фабрики данных».

Результаты этой работы позволяют интернет-магазинам делать волшебные вещи. Вы можете сфотографировать любую понравившуюся вам вещь, и мобильное приложение Taobao тут же опознает ее и предложит несколько вариантов соответствующего товара. Интернет-магазин Alihealth (дочка Alibaba) обработает информацию о ваших симптомах болезни и, основываясь на базе данных из нескольких миллионов лечебных историй, продаст вам подходящие лекарства. Стоит ли говорить, что в обоих случаях покупка осуществляется тоже через интернет?

Андрей Прохорович, CEO компании Eurasia Development, говорит, что результаты обработки больших данных – это главная валюта будущих поколений. В качестве примера компании, которая объединяет новейшие разработки в сфере big data, ИИ и биотеха, он называет iCarbonХ. Эта фирма, появившаяся только в 2015 году, своей целью называет объединение данных о генах и здоровье человека с секвенированием и технологией искусственного интеллекта. Уже сейчас компания создала около миллиона т. н. «аватаров» – довольно точных цифровых копий организма реальных людей, отслеживая данные, по которым компания сможет подбирать лечение для клиентов и давать персонализированные рекомендации о ведении здорового образа жизни, диете, режиме работы и отдыха. В iCarbonX уверены, что в ближайшие годы их клиентура вырастет до 100 млн человек. Ключевое преимущество iCarbonX перед западными конкурентами – доступ к большей базе данных. Получить персональные данные помогает один из главных инвесторов проекта – компания Tencent, чьим мессенджером WeChat пользуются более миллиарда китайцев.


Источник - https://profile.ru/politics/china/


Tags: Китай, наука, техника
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Портрет леди

    Автор неизвестный Анна Павлова Частная коллекция Анна Павловна (Матвеевна) Павлова (рус. 12 февраля 1881 г. - 23 января 1931 г.) была…

  • Курьёзы

    Как собрать сектант, Тихо Браге (1598). Тихо Браге показывает, как смонтировать сектант для измерения высоты небесных объектов Тихо…

  • Исторические фотографии

    Французские войска, дислоцированные в Алжире, 1956 г. Немецкие войска использовали Schienenwolf (Rail Wolf), также называемый…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments