Экстравагантная актриса немого кино
Ее настоящее имя было Мариам-Идес Левентон. Она родилась в 1879 году в Ялте, третьим ребенком
в семье провизора Якова Абрамовича Левентона. Семья была состоятельной и жила в специально
выстроенном «доме провизора Я.А. Левентона» — Яков Абрамович был причислен к купцам второй гильдии.
Отец Мариам отличался суровым нравом и, хотя дочь проявляла немалые успехи в игре на скрипке, был против
ее выступлений на сцене. Когда в 10 лет девочка блестяще выступила на новогоднем концерте, взяв псевдоним
Аделаида Назимова в честь любимой героини романа «Дети улиц», отец избил ее так, что сломал руку, и
долгие годы она не могла избавиться от страха перед публикой и депрессий после выступлений.
Тем не менее, едва достигнув 17-летнего возраста, уже как Алла Назимова она уезжает в Москву, брать уроки
у Станиславского. Вскоре после этого отец Аллы умер. Свое состояние он завещал троим старшим детям, но
жених сестры Нины, ростовщик, уговорил ее и брата Владимира сделать его распорядителем по завещанию.
Алла осталась без средств.
Она переехала в дешевые меблированные комнаты, где отрабатывала плату за жилье уборкой и даже пыталась
торговать собой. К счастью, красивую девушку взял на содержание богатый любовник.
Вскоре Алла оставила школу МХТ и стала играть в провинциальном театре. Потом брак с актером (неудачный),
театр в Кисловодске и наконец в 1904 году Алла с новым любовником, знаменитым актером Владимиром
Орленевым, уезжает на гастроли в Европу. И там нее обрушивается невероятный успех. Представление в
Америке было не таким успешным, но... тем временем наступает 1905 год и, потрясенная событиями в
России, Алла решает остаться. Она подписывает контракт с продюсером и начинает учить английский.
На протяжении следующих нескольких лет Назимова активно играет на подмостках Бродвея и добивается
большой популярности. На критиков производит неизгладимое впечатление стиль игры, который Назимова
приобрела в МХТ; о системе Станиславского в Америке только слышали. Назимову объявили «королевой
трагедии», сравнивали с Элеонорой Дузе и Сарой Бернар.
Первым англоязычным спектаклем Аллы была ибсеновская «Гедда Габлер», премьера которого состоялась
в 1906 году. Спектакль произвел фурор. На премьере был юный Юджин О’Нил, в будущем великий американский
драматург. Он ходил смотреть на игру Назимовой десять раз; восхищение ею он сохранил на всю жизнь.
Статья об Алле Назимовой в роли Гедды Габлер. 1907 г.
Слава и заработки Аллы быстро росли. Вскоре она смогла купить поместье под Нью-Йорком и перевезла из
России сестру Нину с детьми — ее муж, тот самый ростовщик, проиграл в карты все наследство их отца
и скончался, оставив вдове кучу долгов.
В 1915 году она сыграла главную роль в антивоенном драматическом спектакле «Невесты войны» — истории
о женщине, которая, потеряв в Первой мировой войне двоих братьев, стала организовывать антивоенные
акции протеста, в результате чего попала в тюрьму и там застрелилась. Игра актрисы привлекла внимание
продюсера Льюиса Селзника. Он захотел снять фильм по мотивам пьесы и предложил Алле гонорар в 30
тысяч долларов плюс тысячу долларов за каждый съёмочный день сверх графика. Она согласилась и таким
образом в 1916 году, когда актрисе было уже тридцать семь, состоялся её дебют в кино.
Афиша фильма «Невесты войны»
В следующем фильме Алла получала уже 13 тыс. долларов за неделю съемок — на 3 тыс. больше, чем сама
Мэри Пикфорд, — и право самостоятельно выбирать режиссёра, сценарий и партнера для фильмов.
Удивительно, но впоследствии она скажет, что зря угробила на кино 7 лет жизни. Однако еще больше
внимания, чем ее игра, привлекает личная жизнь Аллы, которая наполнена эпатажными подробностями.
С Чарльзом Бриантом. 1912 г.
Еще в 1912 году Алла познакомилась с актёром Чарльзом Бриантом, с ним она прожила до 1925 года. Правда,
при этом вокруг непрестанно судачили о ее многочисленных любовницах — среди них была и первая жена
Рудольфо Валентино Джин Эккер, и знаменитые актрисы Мод Адамс и Ева Ле Гальенн, а Чарли Чаплин,
разводясь в 1920 году со своей первой женой Милдред Харрис, обвинил ее в связи с Аллой.
Милдред Харрис. 1920 г.
Тем не менее, сам Чаплин, в числе множества других голливудских звезд, — был постоянным гостем
особняка на бульваре Сансет, который Алла приобрела в 1919 году за 65 тысяч долларов. Звезда назвала его
«Сад Аллы» (The Garden of Alla), вокруг дома разбила роскошный парк, а перед домом выстроила бассейн
в форме Черного моря — он напоминал ей о родной Ялте. О вечеринках на вилле ходили легенды: говорят,
на одну из них все дамы пришли одетыми только в драгоценности; в конце вечера все приглашенные голышом
прыгали в огромный бассейн...
Сад Аллы
Но вскоре голливудская слава Аллы угасла. С начала 1920-х ее фильмы один за другим проваливаются в
прокате. Она решила снимать сама, на свои деньги: в 1921 году «Нору» Ибсена, через два года —
«Саломею» Уайльда. Изысканные декорации к «Саломее», выдержанные в стиле иллюстраций Обри Бердслея,
до сих пор поражают зрителя. Но обе картины провалились. Зато сейчас их считают классикой
американского кино.
Алла Назимова исполняет «Танец семи покрывал» в фильме «Саломея»
В 1923 году в США на гастроли приезжал МХАТ. Назимова пришла на прием; встреча с бывшими соратниками
прошла очень тепло. Станиславский потом написал в письме: «Назимова постарела, но очень мила». Он не
пришел на ее спектакль, но прислал цветы с запиской:
«Вам, Алла Назимова, которая была рядом с нами в дни нашего творческого детства».
А администратор театра Бертенсон заметил:
«Нас поразил ее успех в Америке. У нас она была очень незначительной актрисой».
После встречи со мхатовцами Назимова окончательно поняла, что назад в Россию ей дороги нет. Она подала
документы на американское гражданство. Тем временем Брайант потребовал развода и раздела имущества;
Алла отдала ему квартиру в Нью-Йорке и половину заработков за три года. У нее началась глубокая депрессия,
работа не ладилась, денег было все меньше.
________________________________________
В письме она писала:
«Какой глупой, какой негармоничной оказалась моя жизнь... Когда я приехала в Америку, мне так повезло,
что я даже испугалась. И вот теперь удача отвернулась».
________________________________________
В 1925-м Назимова оставляет кинематограф. В 1928 году некая Джин Адаме предложила превратить «Сад Аллы»
в отель, суля большие прибыли; однако вскоре она исчезла, оставив огромные долги. После расплаты с
кредиторами Алла осталась практически без гроша. Аллу поддерживала лишь старая приятельница, бывшая
суфражистка Эдит Лакетт. Когда у Эдит родилась дочь Нэнси, она попросила Аллу стать крестной матерью.
В свое время Нэнси выйдет замуж за актера Рональда Рейгана — будущего президента США.
В фильме «Кровь и песок» (1941)
В 1940-х Аллу снова приглашают сниматься, но повторить былой кинематографический успех она уже не могла,
и продолжала довольствоваться только театральной славой, которая не оставляла её до самой смерти. Так,
в 1935 году она сыграла в «Привидениях» Ибсена на театральном фестивале в Энн-Арбор, основанном в ее
честь в 1929 году. После премьеры ее вызывали 28 раз, а критика назвала Назимову «величайшей
исполнительницей нашего века». Среди публики был будущий знаменитый драматург Теннесси Уильяме, который
написал потом:
«Это было одно из тех незабываемых впечатлений, которые заставили меня писать для театра.
После игры Назимовой хотелось для театра существовать».
13 июля 1945 года Алла Назимова в возрасте 66 лет скончалась в Лос-Анджелесе от тромбоза.
Journal information