Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Category:

Анна Ахматова в живописи - 1






Амедео Модильяни.
«Анна Ахматова».
1911.



В 1907 году в Париже русские начинающие поэты выпускали журнал «Сириус». Журнал был тощий
- вроде нынешних сборников Союза молодых поэтов, поэты решительно никому не известны.
Неведомая поэтесса А. Горенко печатала там стихи:

На руке его много блестящих колец
С покоренных им девичьих нежных сердец.
Но на этой руке нет кольца моего.
Никому, никому не отдам я его.


Это имя - Анна Горенко - так и кануло в Лету вместе с напечатанными в «Сириусе» стихами:
свои позднейшие произведения поэтесса стала подписывать псевдонимом — Ахматова.


Георгий Иванов. «Китайские тени».

* * *




Наталия Третьякова.
«Ахматова и Модильяни. У неоконченного портрета.»



1911 год. В «башне» - квартире Вячеслава Иванова - очередная литературная среда. Весь «цвет»
поэтического Петербурга здесь собирается.
Читают стихи по кругу, и "таврический мудрец", щурясь из-под пенсне и потряхивая золотой гривой,
- произносит приговоры. Вежливо-убийственные, по большей части. Жестокость приговора смягчается
только одним - невозможно с ним не согласиться, так он едко-точен. Похвалы, напротив, крайне скупы.
Самое легкое одобрение - редкость.
Читаются стихи по кругу. Читают и знаменитости и начинающие. Очередь доходит до молодой дамы,
тонкой и смуглой.
Это жена Гумилева. Она "тоже пишет". Ну, разумеется, жены писателей всегда пишут, жены художников
возятся с красками, жены музыкантов играют.
Эта черненькая смуглая Анна Андреевна, кажется, даже не лишена способностей.





Савелий Абрамович Сорин.
«Портрет А. А. Ахматовой».
1914.



Еще барышней, она писала:

И для кого эти бледные губы
Станут смертельной отравой?
Негр за спиною, надменный и грубый,
Смотрит лукаво.


Мило, не правда ли? И непонятно, почему Гумилев так раздражается, когда говорят о его жене как о
поэтессе?
А Гумилев действительно раздражается. Он тоже смотрит на ее стихи как на причуду "жены поэта".
И причуда эта ему не по вкусу. Когда их хвалят - насмешливо улыбается.

- Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прелестно вышивает.
- Анна Андреевна, вы прочтете?


Лица присутствующих «настоящих» расплываются в снисходительную улыбку.
Гумилев, с недовольной гримасой, стучит папиросой о портсигар.

- Я прочту.

На смуглых щеках появляются два пятна. Глаза смотрят растерянно и гордо. Голос слегка дрожит.

- Я прочту.


Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки,
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки…





Дмитрий Викторович Онищенко.
«Анна Ахматова».
1999.



На лицах - равнодушно-любезная улыбка. Конечно, не серьезно, но мило, не правда ли? - Гумилев
бросает недокуренную папиросу. Два пятна еще резче выступают на щеках Ахматовой…
Что скажет Вячеслав Иванов? Вероятно, ничего. Промолчит, отметит какую-нибудь техническую
особенность. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьезным стихам настоящих поэтов.
А тут… Зачем же напрасно обижать…
Вячеслав Иванов молчит минуту. Потом встает, подходит к Ахматовой, целует ей руку.

- Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение - событие в русской поэзии.

Георгий Иванов. «Петербургские зимы».


* * *



«Михаил Лозинский и Анна Ахматова».
Фрагмент рисунка Сергея Городецкого.
1913.





Натан Альтман.
«Портрет Анны Ахматовой».
1914.





О. Кардовская.
«Портрет А. Ахматовой».
1914.





М. Ю. Сюрина.
«А. А. Ахматова».
Из серии «Мысли-облака».
2014.





Юрий Павлович Анненков.
«Портрет Ахматовой».
1921.


«Ротонда». Обычная вечерняя толкотня. Я ищу свободный столик. И вдруг мои глаза встречаются с глазами,
так хорошо знакомыми когда-то (Петербург, снег, 1913 год…), русскими, серыми глазами. Это Судейкина.
Жена известного художника.

- Вы здесь! Давно?

Улыбка - рассеянная «петербургская» улыбка.

- Месяц как из России.
- Из Петербурга?


Судейкина - подруга Ахматовой. И, конечно, один из моих первых вопросов - что Ахматова?

- Аня? Живет там же, на Фонтанке, у Летнего сада. Мало куда выходит - только в церковь.
Пишет, конечно. Издавать? Нет, не думает. Где уж теперь издавать…
…На Фонтанке… У Летнего сада…





Р. Курамшин.
«Портрет Анны Ахматовой».



1922 год, осень. Послезавтра я уезжаю за границу. Иду к Ахматовой - проститься. Летний сад шумит
уже по-осеннему, Инженерный замок в красном цвете заката. Как пусто! Как тревожно! Прощай, Петербург…
Ахматова протягивает мне руку.


- А я здесь сумерничаю. Уезжаете?

Ее тонкий профиль рисуется на темнеющем окне. На плечах знаменитый темный платок в большие розы:
Спадает с плеч твоих, о, Федра,
Ложноклассическая шаль…


- Уезжаете? Кланяйтесь от меня Парижу.
- А вы, Анна Андреевна, не собираетесь уезжать?
- Нет. Я из России не уеду.
- Но ведь жить все труднее.
- Да. Все труднее.
- Может стать совсем невыносимо.
- Что ж делать.
- Не уедете?
- Не уеду.


Георгий Иванов. «Петербургские зимы».

* * *
(продолжение)




Tags: поэт Анна Ахматова
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Смерть и поэзия

    «Каждый должен умереть» («Вisogna morire»). Пассакалья о жизни (смерти), «Человек исчезает как тень»— одно из самых известных вокальных…

  • Клуб Адского Пламени

    На протяжении всей истории мужчины создавали тайные клубы, где богатые молодые аристократы встречались и предавались пьяным оргиям, азартным играм…

  • Петра, Иордания

    Петра – знаменитый археологический объект, расположенный в пустыне в юго-западной части Иордана. Город, основанный в 300 году до н. э., был…

promo nemihail 19:00, yesterday 82
Buy for 30 tokens
Заказчиков выступал никто иной, как российские спецслужбы. Это их почерк Фото: Яндекс Картинки (Киев) "Убийство Шеремета было совершено с целью дестабилизировать ситуацию". Всем желающим показали кадры с камеры видеонаблюдения, на которых запечатлены убийцы журналиста. Ими…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments