Страстно ждет меня кино.
Мэри Пикфорд, Гарри Пиль
Вскочат вдруг в автомобиль.
И, сверкая, как алмаз,
Прыгнет к ним Фербенкс Дуглас
Чарли Чаплин, Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд
были первыми звездами советской желтой прессы
В 1920-е годы главными звёздами немого кино в советском кинопрокате были Чарли Чаплин, Мэри Пикфорд
и Дуглас Фэрбенкс. Актёры были под пристальным вниманием поклонников и всевозможной прессы, от
специализированных киноизданий до газеты «Правда». После введения нэпа в 1921 году рубль стал
конвертируемым платёжным средством не только внутри страны, но и за её пределами, и государственная
кинокомпания «Совкино» приняла решение о закупке и демонстрации на широком экране американских фильмов.
Дуглас Фэрбенкс и Чарли Чаплин
Чарли Чаплин
Чарли Чаплин вышел из кино.
Две подметки, заячья губа,
Две гляделки, полные чернил
И прекрасных удивленных сил.
Чарли Чаплин - заячья губа,
Две подметки - жалкая судьба.
Как-то мы живем неладно все - чужие, чужие.
Оловянный ужас на лице,
Голова не держится совсем.
Ходит сажа, вакса семенит,
И тихонько Чаплин говорит:
Для чего я славен и любим и даже знаменит?
И ведет его шоссе большое к чужим, к чужим.
Чарли Чаплин, нажимай педаль,
Чаплин, кролик, пробивайся в роль.
Чисти корольки, ролики надень,
А твоя жена - слепая тень.
И чудит, чудит чужая даль.
Отчего у Чаплина тюльпан,
Почему так ласкова толпа?
Потому - что это ведь Москва.
Чарлн, Чарли,- надо рисковать.
Ты совсем не вовремя раскис.
Котелок твой - тот же океан,
А Москва так близко, хоть влюбись в дорогу, дорогу.
Осип Мандельштам.
Так два из шести номеров журнала «Кино-фот» художника и теоретика искусств Алексея Гана, вышедших
в 1922 году, были посвящены Чарли Чаплину, или, как его называла пресса, «Шарло».
Обложки журнала «Кино-фот». № 2 и № 3, 1922
В 1924 году под патронажем того же Гана выходит книга Николая Смирнова «Путешествие Чарли». Яркое
издание, оформленное в стиле конструктивизма Ольгой и Галиной Чичаговыми, рассказывает о передвижении
Чаплина по миру и о том, каким желанным гостем он является во всех уголках земли.
Путешествие Чарли. Николай Смирнов, Ольга и Галина Чичаговы. 1924
Звёздная пара Дугласа Фэрбенкса и Мэри Пикфорд
ещё больше проникла в советскую массовую культуру.
Дуглас Фэрбенкс и Мэри Пикфорд в 1922 году
Дуглас Фэрбенкс
Так, в 1920-е годы была выпущена карамель «Дуглас Фэрбенкс», где на фоне американского
флага было изображено улыбающееся лицо актёра.
В 1925 году в советском прокате выходит фильм «Робин Гуд» с Дугласом Фэрбенксом в главной роли,
снятый в 1922 году. Картина имела большой успех и целый год не сходила со страниц газет и журналов.
Фэрбенкс — душка. Статья Льва Кулешова в газете «Кино» № 4, 1926
Актёр становится объектом многочисленных вопросов и обсуждений, так, в газете «Кино» в рубрике
«Слово за читателем» золотой зуб актёра, увиденный дотошным киноманом в чёрно-белой картине,
стал предметом многомесячных обсуждений.
Газета «Кино» № 6, 1926
Газета «Кино» № 7, 1926
Газета «Кино» № 9, 1926
Поступающие в редакцию вопросы также касались актёров и их личной жизни.
Газета «Кино» № 10, 1926
Газета «Кино» № 11, 1926
На волне успеха, летом 1926 года, Фэрбенкс и Пикфорд приезжают в Советский Союз. Они пробыли в Москве
с 19 по 23 июля. Газета «Правда» за 25.07.1926 писала: «Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс очень довольны
своим пребыванием в Москве. «Мы увидели, — говорят они, — молодость, радость, волю к жизни, кипучую
работу. Становится ясным, какие огромные перспективы открываются перед этим прекрасным народом,
недавно начавшим новую жизнь».
Мэри Пикфорд
Народный артист СССР Михаил Жаров так вспоминал приезд актёров:
«Нельзя описать, что творилось у Белорусского вокзала. Возбуждённые поклонники «Маленькой Мэри»
и «Багдадского вора» заполнили всю Тверскую. Балконы, окна и даже фонари были утыканы «мэринами»,
как их окрестила языкатая Москва».
Гости остановились в гостинице «Савой». Как раз в те дни (20.07.1926) умер Дзержинский. Гроб стоял
в Колонном зале, недалеко от «Савоя», и до скорбящих чекистов и партийцев, к их негодованию,
доносились восторженные крики толпы, требовавшей, чтобы Дуглас и Мэри показались в окне».
Одна из многих. 1927
Итогом поездки актёров в Москву стал анимационный фильм «Одна из многих» режиссёра Николая Ходатаева,
вышедший в 1927 году, высмеивающий увлечение американскими кинозвёздами. Документальная хроника
приезда артистов легла в основу художественного фильма «Поцелуй Мэри Пикфорд» режиссёра Сергея Комарова
по сценарию имажиниста Вадима Шершеневича, где документальные кадры, когда Пикфорд поцеловала одного
из поклонников, были перемонтированы и окружены целой художественной любовной историей с советским
парнем Гогой в исполнении Игоря Ильинского. Вернувшиеся в Голливуд звёзды не подозревали, что стали
главными актёрами в художественной комедии. О существовании фильма Пикфорд узнала уже в конце жизни.
В Америке где-то
Судя по газетам,
Есть город такой – «Голливуд»...
И в городе этом,
Судя по газетам,
Лишь киноактеры живут!
И там неизменно
Пред всею вселенной
Сквозь первый в Америке взор,
Как синие птицы,
Трепещут ресницы
У маленькой Мэри Пикфорд!
В Париже, на Яве,
В Тимбукту, в Варшаве,
От Лос-Анжелос до Ельца
Пред маленькой Мэри
Раскрыты все двери
И настежь раскрыты сердца!..
И каждый свой вечер,
Стремясь к ней навстречу,
Следят по экранам в упор
Глаза всего света
За маленькой этой,
За маленькой Мэри Пикфорд!
И вечером сонным
Для всех утомленных
Своей кинофирмой дана,
Восходит багряно
На киноэкранах,
Как Солнце ночное, она!
И вьется, и мчится
По вздрогнувшим лицам
Тот первый в Америке взор!..
И сколько улыбок
На свете погибло б
Без маленькой Мэри Пикфорд?!.
Николай Агнивцев - 1928 год
United Artists Founders, 1919: Fairbanks, Pickford, Chaplin, Griffith
Чаплин, Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс
Источник - electro.nekrasovka.ru
Journal information