Гюстав Курбе "Раненый" / 1844-1854
Gustave Courbet "L'homme blessé"
Гюстав Курбе (Jean-Désiré Gustave Courbet) родился 10 июня 1819 года.
В 1844 году художнику двадцать пять лет, он счастлив с натурщицей Виржини Бине, ей – тридцать шесть.
Курбе – противник буржуазных взглядов – не вступает в брак по идеологическим соображениям.
"Любовь существует для того, чтобы человек открывал для себя мир, а не запирался в браке,
как старик в тёплом колпаке запирается на ночь в своём доме"
- пишет Курбе.
Художник остаётся верен своим принципам, при этом называя Виржини
"l'amour de ma vie" - "любовью всей жизни" – она была единственной женщиной, с которой
Гюстав имел длительные отношения.
В 1844 году Гюстав Курбе изображает себя и Виржини на портрете в образе влюблённых:
юноша дремлет, прислонившись к дереву, и обнимает любимую, которая прижалась к его плечу.
В 1847 году у Виржини родился сын, его назвали Эмилем (Désiré Alfred Émile). В биографиях Курбе
часто встречаются указания на то, что Гюстав Курбе не признал Эмиля своим сыном. После десяти лет
любви Виржини Бине уходит от художника, забирает с собой сына и поселяется в городе Дьепп.
В 1854 году Гюстав Крубе обновляет картину десятилетней давности, приводит её в соответствие с
изменившимися обстоятельствами: теперь, с уходом Виржини, на картине исчезает женщина, слева
появляется шпага, на груди Гюстава – следы крови. Счастливый молодой человек, прижимающий к груди
возлюбленную, превращается в истекающего кровью, умирающего в одиночестве дуэлянта.
Своему другу теоретику анархизма Пьер-Жозефу Прудону он пишет:
"Истинная красота не встречается среди нас нигде кроме как в страдании и боли.
Вот почему мой "Умирающий дуэлянт" так красив".
Гюстав пережил и свою Виржини, и её сына – тот умер в возрасте 24 лет на Франко-прусской войне.
Гюстав Курбе, фото Étienne Carjat, 1860-ые годы
“За свою жизнь я написал множество автопортретов, отражающих разные состояния моей души
– можно сказать, что таким образом я записал историю своей жизни”
– пишет Гюстав Курбе своему другу и покровителю Альфреду Брюйя в 1854 году.
С автопортретом, о которой идет речь, художник никогда не расставался. Он взял его с собой в изгнание:
после падения Парижской Коммуны Курбе удалился в Швейцарию, и умер там нищим в 1877 году. Через
несколько лет имущество художника было распродано на аукционе в Париже в в Hôtel Drouot. Картину,
которая теперь называлась "Раненый " (L'Homme blessé), приобрело Французское государство 9 декабря 1881.
Сестра Гюстава уничтожила после смерти брата всю его любовную переписку, лишив потомков почти
единственного источника сведений о личной жизни Гюстава Курбе.
В 1969 году рентгенографический анализ холста открыл исследователям нижние слои краски. Стало известно,
что картина скрывает два более ранних сюжета: первый – счастливый Курбе отдыхает со своей любимой,
второй, еще более ранний, - изображение женского лица в полупрофиль – вероятно, начатый и оставленный
незавершённым портрет. С тех пор картина подвергается многочисленным исследованиям, последнее из
которых проводил C2RMF – Научно-исследовательский центр реставрации музеев Франции в 2015 году –
благодаря ему был составлен коллаж, на котором два нижних слоя краски показаны поверх нынешнего
изображения.
Представить себе, как выглядел изначальный – счастливый – вариант картины, можно также и по карандашному
рисунку того самого 1844 года, ныне хранящемуся в Музее изящных искусств в Безансоне. Этот рисунок,
очевидно, был эскизом к картине, о чем говорит не только идентичная композиция, но и общая для рисунка
и картины деталь: характерно раскрытая левая ладонь юноши, как бы держащая палитру.
Некоторая ирония судьбы есть в том, что картина «Раненый» выставлялась при жизни художника, а так же
попала в каталог посмертной распродажи имущества с датировкой именно 1844-ым – счастливым – годом.
Эта ошибка была выявлена, а картине была присвоена отныне верная дата уже только в каталоге выставки
Гюстава Курбе 1882 года.
Картина "Раненый" выставлялась в Лувре, а в 1986 году была перемещена в Музей Орсе, где её можно
увидеть и сегодня.
Гюстав Курбе "Country Siesta" (1844 год)
Musée des Beaux-Arts, Безансон
Источник - qdiletants.com
Journal information