?

Log in

No account? Create an account

ngasanova

Вспомнить, подумать...


Previous Entry Share Flag Next Entry
ngasanova

Память





Это был эталонний семидесятник, человек безвременья, терпеливо переживаший суматошную оттепель и времена
«хрущовщины». Расцвёл он по-настоящему лишь в семидесятые и стал самым обаятельным и привлекательным
певцом «застоя», чутко откликающимся на колебания струн эпохи.




Оглядываясь на его фильмы шестидесятых, мы видим в них либо ироничную игру с тогдашними умонрастроениями,
либо предчувствие скорого иссякания энергии. Полностью, без скидок, шестидесятнический фильм у Данелии только
один – «Серёжа» по повести многократного лауреата сталинской премии Веры Пановой. Но «Серёжу» Данелия снимал
в тандеме с Таланкиным, так что нищщитово. Став самостоятельным, он тут же соорудил стильную гомоэротическую
драму «Путь к причалу», в которой кряжистый, как дуб, Борис Андреев теряет интерес к женщинам и влюбляется в
юного Александра Метёлкина под ироничным взглядом всё понимающего Олега Жакова. Отвергнутый юношей
стареющий мачо умирает от огорчения, прям как «Смерть в Венееции», только без Венеции и без музыки Густава Малера.
Вся эта история рассказана с подчёркнуто серьёзным лицом, но песня, сопровождающая фильм, имеет настолько
идиотские слова («друг мой – третье моё плечо»), что усомниться в авторском отношении к происходящему невозможно.


Затем была снята как бы симпатичная как бы комедия «Я шагаю по Москве», на материале, приготовленном Геннадием
Шпаликовым для Марлена Хуциева, но оставшемся без применения. Фильм до такой степени был похож на хуциевские
«Мне двадцать лет», что ехидный Юрий Ханютин окрестил его «пластмассовой версией «Заставы Ильича». Всё, что у
Марлена Хуциева было болезненно-ранимо, стекало с героев Данелии, как с гуся вода. И это не было промахом молодого
режиссёра, это было концептуально.


Потом последовал сатирический фарс «Тридцать три», который разозлил всех (и зрителей и критиков) своей неуместной
проницательностью, а затем, наконец-то, наступили семидесятые, начавшиеся, как мы помним, в 1968 году.




Данелия отметил эту веху трагикомедией «Не горюй!» по роману Клода Тилье «Мой дядя Бенджамен». Действие было
перенесено из солнечного Прованса начала XVIII века в не менее солнечную Грузию конца XIX века, но в остальном всё
осталось, как в книжке. В главных ролях снялись солист фолк-поп-группы «Ореро» Вахтанг Кикабидзе, "офелия
советского кино" Настя Вертинская и поразительно красивая Софико Чаурели, только что сыгравшая поэта Саят-Нову
в фильме Параджанова. Это был опять-таки концептуальный ход – между различными временами ставился знак
равенства и ход истории отвергался.


С этого момента Данелия снимал фильмы, о которых в двух словах не расскажешь. Каждый из них слишком сложен и
слишком укоренён в тогдашней социальности, чтобы можно было без ущерба для смысла описать его в кратком очерке.
Исключением из этого правила можно назвать лишь «Совсем пропащий» - поразительно бездарную экранизацию
гениального романа Марк Твена «Приключения Гекльберри Финна». Зачем Данелия взялся за материал, на который
ему явно наплевать, я не знаю.




Но если вкратце... «Мимино» - фонтанирующая гэгами иллюстрация к поговоркам «Всяк сверчок знай свой шестк» и
«Не суйся с калашным рылом в суконный ряд». «Афоня» - злобная расправа с культом простого человека, процветавшим
в среде советской интеллигенции. «Осенний марафон» - вариация на тему жертвы эмоционального вампиризма,
описанного, например, Харланом Эллисонов в новелле «Попробуй тупым ножом». «Слёзы капали» - беспощадный
приговор эпохе стабильности, тотальной лжи и конформизма.


Ну, а потом, когда наступили «перестройка и гласность», Георгий Данелия дал социо-культурный прогноз в феерической
комедии «Кин-дза-дза». Точность прогноза делает честь этому режиссёру и музыка Гии Канчели там тоже очень гениальная.


С окончанием советской эпохи окончился интерес Георгия Данелии к кинематографу, как культурному медиуму. Он
отпортретировал народ, из под ног которого в 1991 году, как коврик, выдернули страну ("Паспорт"), затем сделал
несколько стилизованных фильмов, вернувшись к остранённой созерцательности своего раннего кино... Но слишком
заметно, что самому Данелии скучно развлекать постсоветского зрителя, а разговаривать на равных не с кем.




Теперь его жизнь завершилась. Пожелаем же мир его праху. R.I.P.




Posts from This Journal by “память” Tag

  • Черный Саша

    Как бы мне не обменяться личностью: Он войдет в меня, а я в него… Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг; 1 (13) октября 1880,…

  • Синявский и Даниэль несут свою скамью подсудимых

    59 лет назад умер Борис Пастернак. Писатели Андрей Синявский и Юлий Даниэль несут крышку гроба Б.Л. Пастернака. 2 июня 1960 Из…

  • Память

  • "Бог нефти – есть!"

    В прошлом году в России был объявлен удивительный, – в самом позитивном смысле, – конкурс. Народу страны предложили самому, путем…

  • Что было, то было

    Сергей Юрский (16 марта 1935 года — 8 февраля 2019 года) Прощаюсь, прощаю, прощенья прошу, Всё заново, всё надо заново. Тема…

  • Скончался поэт

    В Соединенных Штатах 22 июня скончался поэт, прозаик, драматург и мемуарист Наум Коржавин. Ему было 92 года, он вместе с дочерью жил в…

  • Память

    Я живу в ожидании краха... 9 мая (1924-1997) Я живу в ожидании краха, унижений и новых утрат. Я, рожденный в империи страха, даже…

  • Последние из Могикан…

    За горизонт, во мглу рассветную, в туман, Фатальной поступью уходит караван, На солнечный восход он тянется неспешно… В сопровождении…

  • Мохаммед

    Умер Мохаммед Али, один из самых известных и титулованных спортсменов мира. Из-за проблемы с лёгкими, осложнённой болезнью Паркинсона, последние…


Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
По моим критериям «Осенний марафон» - лучший советский послевоенный фильм. "Город Зеро"-2, "Успех"К.Худякова-3 позиция, "Монолог" Авербаха-4 место.
Купил в ожиданиях биографические рассказы Данелии:разочарование(поверхностный весельчак, типа Ширвиндта с Державиным).
А.Кончаловский-крепкий профессионал, сценарист и режисер. Ради профессии на высоте успеха бросил все(и высокостоящего папашу) в СССР и начал в США с нуля. Единственный русский, сделавший добротную карьеру в Голливуде. А ещё эрудит и мыслитель, не в пример весельчаку Данелии.
Но ни один фильм Кончаловского(при моем искреннем уважении) в мою десятку(да и в двадцатку) не вошел.
"Талант что деньги..."? "Моцарт-гуляка праздный.."?

А мне у Данелия лучшим представляется «Кин-дза-дза».
"Осенний марафон" как раз не очень нравится.
Может из-за сюжета, не воспринимаю,
хотя Басилашвили конечно хорош.
Но мне больше нравится ветка со Смоктуновским.
Карьера Кончаловского - карьера и альфонса,
хотя,пожалуй, и самый талантливый
из всех ползущих по России Михалковых.

"Осенний марафон"-фильм для мужчин за 40, у которых подобные истории не редки.
И при этом особенно рекомендуется ленинградцам(можно бывшим или по духу).
Москвича(нью-йоркца) не волнуют "вечные вопросы":
"Пусть неудачник плачет! - Кляня, кляня свою судьбу!"

Да, эмпатия к рефлексирующим мужчинам во мне не просыпается,
хотя говорят, что русские женщины жалостливые.
Может наличие во мне польской крови мешает.

"Если бы польская нация состояла только из женщин, это была бы ужасная нация"(немецкая поговорка).
Впрочем, подобное говорили о француженках англичане после майдана 1789г.

  • 1