От Adolph Menzel
Adolph Friedrich Erdmann von Menzel (1815–1905)— немецкий художник,
один из лидеров романтического историзма.
Adolf Friedrich Erdmann von Menzel (1815-1905)-'ballsouper' -1878 Berlin-Alte Nationalgalerie
Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован творчеством такого художника, как Adolph Menzel,
сочетавшего блестящий дар живописца и рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. Живописец
широких замыслов, Менцель стремился охватить жизнь во всем ее разнообразии. Лучшие качества Менцеля
-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных непосредственно с натуры, в широкой, свободной
манере, где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.
Adolf Friedrich Erdmann von Menzel (1815-1905)-'laying out (aufbahrung) the march fallen'
Немецкий живописец Adolph Menzel первый ввел в исторический жанр научно-реалистический метод, не
всегда, впрочем, последовательно проводимый художником. В 1840 году художник предпринял громадный
труд по иллюстрированию «Истории Фридриха Великого» Ф. Куглера, создав четыреста рисунков пером (для
гравюры на дереве), лаконичных и острых. Эта работа выдвинула его в число знаменитейших немецких
графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля особенно привлекают достоверность в обрисовке исторической
обстановки, костюмов, умение схватить характерное. И все же Менцель, – и художник и историк, – не
избежал черт идеализации эпохи и прежде всего в характеристике самого Фридриха, предстающего в виде
справедливого просвещенного монарха.
Adolf Friedrich Erdmann von Menzel (1815-1905)- Железопрокатный завод (современные Циклопы)
-(1872-1875) Berlin-Alte Nationalgalerie
Художник создает картину «Железопрокатный завод» (1875, Берлин, Национальная галерея), одну из первых
в западноевропейской живописи картин жизни рабочего класса, индустриального труда. С документальной
точностью изображает художник огромный цех завода, станки и освещенных пламенем печи рабочих, изнуренных
непосильно тяжелым трудом. Тут же в цехе, примостившись за листом железа, заканчивают они наспех свой
скудный завтрак. Некоторая чернота и дробность живописи не снижают громадного значения этого
произведения, показывающего коллективный труд рабочих, своеобразную мощь и красоту машин.
Многочисленные подготовительные рисунки к картине, сделанные с натуры, характеризуют Менцеля как одного
из самых крупных, со времен Дюрера, рисовальщиков Германии, и одного из лидеров романтического
немецкого историзма. Среди этих рисунков есть и тщательнейшие зарисовки деталей костюмов, обстановки,
и живые наброски карандашом, пером м кистью.
Adolf Friedrich Erdmann von Menzel (1815-1905)-'Corpus Christie procession in Hofgastein'-oil1880
München-Neue Pinakothek
Искусство Менцеля получило признание далеко за пределами Германии. Крупнейший русский критик-демократ
В. Стасов называл его «одним из самых великих художников». Однако творчеству Менцеля присущи черты
ограниченности: пассивная созерцательность и перегруженность деталями его исторических полотен, за
которыми подчас стушевывается главное, а также прославление реакционной силы гогенцоллеровской Пруссии,
выдвигающейся среди конгломерата немецких государств.
Adolf Friedrich Erdmann von Menzel (1815-1905)-'soiree (Abendgesellschaft)'
Journal information