26 декабря 1783 года толпа собралась возле обсерватории в Монпелье, французском городе у южного
побережья Средиземного моря. Они собирались стать свидетелями первого в мире успешного прыжка
на парашюте. Обсерватория была размещена в высокой средневековой башне, известной как «Тур де
ла Баботт». Это одна из двух башен, которые сохранились со времен, когда Монпелье был окружен
валами. Башня высотой около 26 метров, и некоторое время она использовалась в качестве обсерватории
для изучения небесных явлений, таких как затмения. Но в тот декабрьский полдень башня
использовалась для совершенно земных целей.
Луи-Себастьян Ленорман, сын часовщика, собирался устроить демонстрацию. Он разработал хитрое
устройство, которое позволит людям прыгать с горящих зданий и безопасно приземляться на землю.
Его устройство состояло из двух зонтов, прикрепленных вместе к жесткой деревянной раме.
Ленорман довольно долго практиковал прыжок с меньшей высоты - верхних ветвей вяза. Он также
проверил свой аппарат на животных, прежде чем он был достаточно уверен, чтобы попробовать
его на себе.
В назначенный день Ленорман появился на вершине башни. Он коротко помахал собравшейся толпе,
которая с каждой минутой становилась все сильнее. По сигналу он схватил ручку своего гигантского
зонтика и прыгнул.
Ленорман не изобрел парашют - он был первым, кто доверил свою жизнь идее, существовавшей тысячи
лет. Самые ранние описания парашютов были вымышленными. Писатель западной династии Хань Сима
Цянь рассказывает историю о Шуне, легендарном китайском императоре, который сбежал от своего
убийственного отца, взобравшись на вершину высокого амбара и прыгнув в безопасное место, взяв
две бамбуковые шляпы.
Самое старое изображение парашюта появляется в анонимной рукописи Италии 1470-х годов, на которой
изображен свободно висящий человек, сжимающий поперечную раму, прикрепленную к коническому куполу.
Десять лет спустя Леонардо да Винчи сделал набросок более сложного парашюта, в котором навес держался
квадратным деревянным каркасом, а не коническим. Эскиз сопровождался описанием:
« Если у человека есть палатка из льна, в которой все отверстия (отверстия) были закрыты, и это будет
двенадцать сгибов (около 23 футов) в поперечнике и двенадцать глубиной, он будет способен свалиться
с любой большой высоты без каких-либо травм.»
Изобретатель далматинцев Фаусто Веранцио (1551–1617) изучил эскиз парашюта да Винчи и сохранил
квадратную рамку, но заменил купол на выпуклый кусок ткани в виде паруса, который, как он обнаружил,
замедляет падение более эффективно. В знаменитом изображении своего парашютного дизайна под названием
«Гомо Воланс» («Летучий человек») Веранцио показывает человека, прыгающего с парашютом с башни,
предположительно, колокольня Святого Марка в Венеции. Этот набросок заставил многих историков
поверить, что Веранцио, которому тогда было 65 лет и он серьезно болен, на самом деле проверил свой
проект, выпрыгнув из колокольни Святого Марка. Но отсутствие каких-либо письменных доказательств
говорит о том, что событие никогда не происходило, и набросок был только репрезентацией.
«Homo Volans», иллюстрация Фауста Вранчича, изображающая ранний парашют его собственного дизайна.
Через два года после прыжка с парашютом Ленормана в Монпелье он придумал слово «парашют» от итальянского
префикса para, означающего «против», и французского слова «парашют» для «падения», чтобы описать
действительную функцию устройства. Улучшения в дизайне парашюта быстро прогрессировали после
демонстрации Ленормана. В 1785 году, в том же году, Ленорман придумал слово «парашют», Жан-Пьер Бланшар
продемонстрировал на собаке парашют как средство безопасной высадки с воздушного шара. В 1793 году
Бланшар имел возможность проверить надежность парашюта, когда лопнул его воздушный шар. Бланшар
также начал делать складные парашюты из сложенного шелка вместо льна, натянутого на деревянную раму.
В 1797 году Андре Гарнерен совершил первый спуск «безрамного» парашюта, покрытого шелком. Место,
которое он приземлился, теперь отмечено табличкой.
Гарнерин выпускает воздушный шар и спускается с помощью парашюта, 1797.
Схематическое изображение первого парашюта Гарнера, использованного при спуске в парк Монсо
22 октября 1797 года.
Ничего существенного не произошло в течение следующих ста лет, пока Чарльз Бродвик не продемонстрировал
два ключевых достижения в парашюте в начале 20-го века. Он сложил свой парашют в пачку, которую он
носил на спине, и парашют вытащил из пачки статической линией, прикрепленной к воздушному шару.
Когда Бродвик спрыгнул с воздушного шара, статическая линия стала натянутой, вытащила парашют из пачки,
а затем сломалась. Эта интегрированная система ремней и контейнеров, которую можно носить на спине,
стала стандартом во всех современных парашютных системах. Статические линейные парашюты до сих пор
используются десантниками сегодня.
Источник - amusingplanet.com
Journal information