«Гинденбург» – летающий отель класса люкс
До 25 000, в пересчете на евро, стоил билет на LZ-129, который погиб в огне 75 лет назад.
Невзирая на стиль национал-социализма, «Гинденбург» был оформлен очень современно
– и невероятно роскошно
«Гинденбург» над Спрингфилдом (Массачусестс) в октябре 1936 года. Но 63-й вылет этого
летающего отеля класса люкс стал последним
Нигде не живется легче, чем на роскошном дирижабле. Потому что «витать в облаках» здесь – самый главный
принцип. Однако, насладиться этим полетом смогло меньше 2000 человек. Потому что по сей день для регулярной
эксплуатации был использован только один такой летающий отель со спальными кабинами и зоной отдыха,
обеденным залом и курительным салоном, и это чудо техники совершило всего 63 вылета за 13 месяцев.
А потом 6 мая 1937 года, дирижабль LZ-129 «Гинденбург» вспыхнул при посадке в городе Лейкхёрст
(США, штат Нью-Джерси).
В 1936 году DELAG ввел в эксплуатацию дирижабль Гинденбург, который совершил 36 перелетов.
Поэтому такой перелет в Америку остался совершенно эксклюзивным развлечением. Однотипное с «Гинденбургом»
судно LZ-130 «Граф Цеппелин» в момент катастрофы находилось в процессе постройки. Оно хоть и было
построено до конца, но никогда не эксплуатировалось на авиалиниях. Цеппелин LZ-127, который также называют
первопроходцем такого вида летательных аппаратов, хоть и использовался для перевозки пассажиров, но мог
взять на борт только 24 гостя, и был похож скорее на хорошо обставленный пансион, чем на отель класса люкс.
При полной загрузке пассажирам приходилось обедать в несколько смен
А на «Гинденбурге», вначале было 50 спальных мест, а с начала 1937 целых 72. Кроме того, на нем был
роскошный обеденный зал, в котором находилось 6 столов на четыре персоны и четыре стола на две персоны,
из-за чего пассажирам при полной загрузке приходилось питаться по расписанию.
Дизайнер отказался от стиля нацистов
На обратной стороне пассажирской палубы, которая была интегрирована в фюзеляж иначе, чем на более ранней
модели цеппелина LZ-127, где она располагалась прямо на мостике-гондоле, здесь находились зона отдыха
и читальный салон. Палубой ниже находился маленький бар и курительный салон, герметично изолированный
от остальной части судна двойной дверью, это было единственное место на всем цеппелине, где разрешалось
курить.
Мебель с оптической и технической точек зрения была ультра модерновой: стулья и кресла были сделаны из
плоского алюминия и стальных трубок, обтянутых красной или оранжевой тканью. Столы также были сделаны
из алюминия. Проектировал эту мебель известный дизайнер Фритц Август Бройхаус де Грот (1883-1960),
который не был поелонником высокопарного стиля личных архитекторов Гитлера Пауля Людвига Трооста и
Альберта Шпеера. То, что «Гинденбург» был оформлен дизайнером, как известно, скептически относившимся
к нацистскому режиму, можно объяснить тем, что из-за ограничений по весу массивная мебель, которая
была во вкусе Гитлера, просто оказалась бы слишком тяжелой для дирижабля.
Обеденный зал был оформлен в стиле самого современного модерна. Известный дизайнер Фритц
Август Бройхаус е Гроот, оформлявший интереьер, был противником национал-социалистического стиля.
Снижение веса было важнее, чем идеология
На тонких стенах между общественными пассажирскими зонами и кабинами висели картины на шелке Отто Арке
(1886-1943). Этот берлинский профессор графики, воодушевленный кругосветным плаванием LZ-127, написал
виды Китая, Аляски и карту мира с маршрутом движения цеппелина.
Два с половиной дня длился полет
Перелет «Гинденбурга» через Атлантику длился , как правило, два с половиной дня, и число пассажиров было
удивительно высоким – а ведь цена за то, чтобы дважды перелететь океан, если пересчитать на сегодняшние
деньги, составляла от 10 000 до 25 000 евро.
Люди встречались во время променада…
...или в зоне отдыха
Зона отдыха была 10 метров в длину и тоже украшена рисунками Отто Арпка. Только эти эскизы были уже
посвящены знаменитым исследователям – Фернану Магеллану, капитану Куку, Васко де Гама и Христофору
Колумбу.Одно время там даже стоял 356-й струнный алюминиевый рояль, покрытый желтой свиной кожей.
Были продуманы и места отдыха для детей. Слева красуется портрет Адольфа Гитлера
За эту цену гости могли наслаждаться полным сервисом – на «Гинденбурге», где была всего одна маленькая
кухня, создавали такие изысканные меню, которые не испугались бы сравнения с океанским лайнером первого
класса. Даже (небольшой) погребок для вин и запас спиртных напитков для бара были на борту «Гинденбурга».
Хотя во время первого рейса, к досаде пассажиров, на борту кончился джин, который был важнейшим
компонентом многих коктейлей.
Гинденбург называли первым летающим отелем. В отличие от дирижабля «Граф Цеппелин» пассажиры
располагались в корпусе воздушного судна. Пассажирская зона протянулась по двум палубам – А и Б.
Чистое время перелета в западном направлении, то есть из Франкфурта-на-Майне в Нью-Йорк, составляло
примерно 60 часов, а в восточном направлении, благодаря частым попутным ветрам, всего 50 часов. Таким
образом, большинство пассажиров проводили две ночи в своих двухэтажных кабинах, которые были
оборудованы облегченной встроенной мебелью в очень современном стиле.
Изначально судно проектировалось так, чтобы в центре палубы А размещались 25 двухместных кают, вмещая
50 пассажиров. После были добавлены еще 9 кают на палубу Б, вмещавших еще 20 пассажиров. Каюты окрасили
в один из трех цветов, согласно схеме: голубой, серый и бежевый.
Ни в одной из кают не было предусмотрено туалета. Мужские и женские туалеты находились на палубе Б.
Там же был единственный душ с довольно слабым напором воды.
Полеты на шелковых полотнах
Чисто технически были оформлены, к примеру, лестницы, с помощью которых пассажиры забирались
на второй этаж кроватей – но идеально обработанный алюминий имел свою особую эстетику,
которая явно опережала свое время. Складной табурет около лестницы был единственным переносным
предметом мебели в пассажирских кабинах, но эта новинка стала классикой, которую и по сей
день можно в бессчетном количестве вариантов приобрести во многих мебельных центрах.
Курительный салон был оформлен шелковыми обоями
В курительном салоне можно было на шелковых полотнах работы Отто Арпке увидеть историю перелетов. Здесь
находилась галерея предков «Гинденбурга» - там был не реализованный проект Франческо Лана-Терциса летающий
корабль, движущийся с помощью вакуумных шаров, первые монгольфьеры, то есть шары, наполненные горячим
воздухом, изобретение братьев Монгольфье, и различные цеппелины. По воспоминаниям пассажиров, в маленьком
баре, который был очень популярным местом, на стене между баром и холлом висели изображения двух
тореадоров, гитариста и танцовщицы фламенко.
Стены часто посещаемого бара украшали тореадоры
Так как воздушные отсеки «Гинденбурга» - вопреки первоначальным планам – были заполнены водородом вместо
негорючего гелия, следовало соблюдать повышенную осторожность при установке технических приборов. Нигде
на борту не было открытого огня, пассажиры, поднимаясь на борт, должны были сдать свои, подчас очень
дорогие, зажигалки, и получали их назад только по возвращении.
Исключительно электрические источники огня
На кухне были исключительно электрические плиты, любой вид открытого огня был под строжайшим запретом.
Член экипажа, у которого был найден спичечный коробок, по непроверенным слухам был уволен.
Курительная комната.
Одним из самых удивительных мест на борту водородного воздушного судна была курительная комната. Там
специально поддерживалось давление чуть выше окружающей среды, чтобы в случае протечки, водород не смог
проникнуть. Комната была отделена от остального корабля воздушным шлюзом. Также в курительной находилась
единственная на борту электрическая зажигалка.
На столах в обеденном зале, где не могли стоять свечи, гостей всегда радовали свежие цветы, пусть и не
в роскошных букетах, а только отдельные прекрасные ветки.
Вид на читальный зал, в котором можно было отдохнуть во время полета, длившегося от двух до двух
с половиной дней
И, само собой, было ограничение по весу для багажа – допускалось максимум 20 килограммов на каждого
пассажира; большие чемоданы на погрузку не брали, как и грузы размерами больше, чем 50х50х100
сантиметров. Воздушное путешествие имело и свои недостатки, вопреки в буквальном смысле "лёгкой жизни"
на борту «Гинденбурга».
«Гинденбург» отправился в последний полёт, вечером 3 мая 1937 года в США, на борту было 97 пассажиров
и членов экипажа. Управлял кораблём 46-летний капитан Макс Прусс, ветеран Первой мировой войны Корабль
вылетел из Германии в 20:15 CET, а 6 мая 1937 года показался над Манхэттеном и затем направился в
сторону авиабазы Лейкхерст, прибыв туда в 16:00. Однако из-за сильной грозы капитан вынужден был
отложить посадку
В 18:12 «Гинденбург» получил разрешение идти на посадку и через час пошёл на посадку. Однако в 19:25
после сброса причальных канатов в районе кормы произошёл пожар. Огонь сместился быстро в сторону
носовой части дирижабля, и вскоре прогремел взрыв. Через 34 секунды дирижабль сгорел дотла и упал.
Жертвами катастрофы стали 36 человек: 13 пассажиров, 22 члена экипажа и один наземный работник.
Американские и немецкие эксперты установили, что причиной катастрофы наверняка стала утечка водорода,
вызванная стальным тросом, который лопнул и разорвал баллон с водородом. После сброса якорных канатов
из-за плохой электропроводности оболочки и при плохих погодных условиях произошло короткое замыкание
и вызвало искру, которая и привела к воспламенению водорода
Эта трагедия положила конец эре дирижаблей. Авиакомпания отменила все запланированные
рейсы, а правительство Германии запретило пассажирскую перевозку на воздушных судах.
Источник - welt.de
Journal information