Франсин, Александр и Татьяна
Александр Либерман (4 сентября, 1912-1999) родился в Киеве в семье лесопромышленника. После революции
его семья покинула Россию и обосновались в Англии. Юный Александр закончил среднюю школу в Лондоне,
затем изучал философию и математику в Сорбонне и архитектуру в Париже. В 1930-х годах он некоторое
время работал ландшафтным архитектором, а затем в журнале мод — одном из первых изданий использующих
фотографии в качестве иллюстраций. В те годы он познакомился с Анри Картье-Брессоном и со многими
другими, ставшими впоследствии знаменитыми, фотографами. В 1936 году Либерман оставил журнал, решив
посвятить себя живописи и кинематографии.
Семен Либерман в Англии в 1920-х
Вторая Мировая Война заставила семью Либерманов эмигрировать в Америку, где в 1941 году Александр
получил работу в известном журнале «Vogue». Впоследствии он стал художественным директором в престижном
издательстве «Conde Nast Publications», в котором помимо «Vogue», выходили такие известные на весь
мир журналы, как «Conde Nast Traveler», «The New Yorker», «Vanity Fair» и более десятка других.
Татьяна позирует в своем головном уборе
Александр Либерман, художник, скульптор, создатель эталона глянцевой журналистики, король гламура,
изменившего поп-культуру ХХ века, и его жена - Татьяна Яковлева-дю Плесси. Он - сын советника Ленина,
она - любовница Маяковского, виконтесса, которой покровительствовал и помогал Геринг. История их жизни
- сюжет авантюрного романа с бесконечными путешествиями, поисками себя и огнями славы в конце.
Им удалось в США из обычных эмигрантов превратиться в законодателей моды.
Они давали работу Дали и Пикассо, дружили со всеми звездами эпохи.
Александр и Татьяна в конце 1950-х
Благодаря своему высокому положению в издательстве, которому он отдал почти 50 лет, Александр Либерман
оказал большое влияние на мир моды и дизайна. Кроме этого он и сам был художником, скульптором и
фотографом, прекрасно работающим в различных жанрах. О Либермане-фотографе лучше всех сказала
известный российский литератор Людмила Штерн в своей книге «Воспоминания о Бродском»:
И была у Либермана еще одна ипостась — он был замечательный фотограф.
Анри Матисс
Альберто Джакометти
Марсель Дюшан
Начиная с 1947 года и по 1959 год он каждое лето отправлялся в Европу «на паломничество» в студии
европейских художников. Видеокамер тогда не существовало. Либерман был вооружен только 35-миллиметровой
«лейкой» и блокнотами. Проводя долгие часы в студиях и ателье, он делал тысячи фотографий и заметок.
Художники за работой, их портреты, их полотна и скульптуры, инструменты, которыми они пользовались,
их жилье и вещи, предметы, которые являлись для них источником вдохновения. Все фиксировалось тщательно
и скрупулезно. Алекс пытался продемонстрировать, из каких зрительных впечатлений рождаются
художественные образы того или иного мастера.
Марк Шагал
Либерман подружился со многими художниками Парижской школы живописи. Среди них были и «отцы» европейского
модернизма, которые все еще активно работали. Матиссу было семьдесят восемь лет, Руо — семьдесят шесть,
Бранкузи — семьдесят два, Франтишеку Купке — семьдесят восемь. Брак, Леже и Пикассо были представителями
среднего поколения, им было по шестьдесят пять лет. Все еще молодежью считались Джакометти, Сальвадор
Дали, Бальтус.
Пабло Пикассо с женой.
В результате Либерман опубликовал совершенно уникальную книгу — «Художник в своей мастерской»,
в которой он выступил и как фотограф, и как писатель. В необычной форме — эссе и фотографий
— он рассказал о величайших художниках современности.
Это фото Татьяны и Александра стало одной из обложек журнала Vogue
«Художник в своей мастерской» был далеко не единственным фотографическим проектом Либермана.
В начале 1990-х годов он издал книгу фотографий Марлен Дитрих «Marlen: An Intimate photographic
Memoir», а в 1995 году — фотоальбом с интригующим названием «Then». В нем фотографии его семьи,
друзей, коллег — скульпторов и художников, поэтов и писателей, музыкантов и актеров....
«Корабль» – скульптура Либермана, созданная в 1980 году
и тогда же установленная в штате Флорида
***
Король гламура ушел из жизни за полтора месяца до календарного окончания эпохи, которую ваял
собственной рукой на протяжении полувека. И здесь не обошлось без романтического жеста.
Прах Либермана, по его завещанию, был развеян над Филиппинами. Размышляя над историей своей
жизни, Александр Либерман говорил:
"Мы - миссионеры цивилизации, коммуникаторы культуры - относимся к читателю всерьез.
Публикуя эссе и фотографии, мы отправляем службу магического приобщения человека к
искусству, пребывая в надежде, что, быть может, это приобщение изменит человека к лучшему".
***
Александр Либерман скончался 17 ноября 1999 года, не дотянув полутора месяцев до нового тысячелетия.
Сай Ньюхаус, владелец «Conde Nast Publications», выступая на сороковой день со дня его смерти,
сказал:
«В течение пятидесяти лет Алекс надевал по утрам обыкновенный серый или синий костюм, обычную
белую рубашку и галстук... Это были единственные обыкновенные вещи, которые он делал в
течение дня. Все остальное было экстраординарным».
Источник - photoisland.net, artpark.gallery/ru
Journal information