Надежда Гасанова (ngasanova) wrote,
Надежда Гасанова
ngasanova

Categories:

«Производственная книга»

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
Преодолеть пространство и простор,
Нам ветер дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор.

Путешествие Чарли


1920-30-е годы были удивительным периодом в истории иллюстрированной детской книги России.
Воспитание молодых граждан считалось делом наиважнейшим, государственным. Но для этого не
годились старые, дореволюционные книги — надо было создавать что-то принципиально новое.
Поэтому одним из основных направлений в детском книгоиздании стала в те годы
«производственная книга».
«Производственные книги» рассказывали малышам и ребятишкам постарше о станках и машинах,
о самолётах и пароходах, о танках и бытовых приборах. Они являлись своеобразным зеркалом
эпохи, когда машины и технику считали чем-то очень важным и необыкновенным.

«Машина прекрасна; прекрасна именно потому, что полезна.
И чем полезнее, тем прекраснее…»





Книга Н. Смирнова, написанная при участии сестер Галины и Ольги Чичаговых,
рассказывает....... о Чарли Чаплине!



Американский комик-киноактёр решает отправиться в кругосветное путешествие, для чего пользуется
различными видами транспорта; обычными: от мотоцикла и аэроплана, до парохода и поезда и не
очень, вроде подводной лодки, воздушной дороги, рикши или воздушного шара. Благополучно и без
каких-либо приключений завершив своё приключение, Чаплин телеграммой… благодарит пилотов,
матросов, шофёров и заодно всех рабочих планеты Земля.
Книга эта, наравне с остальными, остаётся удивительным документом эпохи.








































































О художниках –


Сёстры Чичаговы, Галина и Ольга, родились в семье, которая оставила заметный след в русской
истории и культуре.
Их дед, Николай Иванович Чичагов (1803-1858), руководил постройкой Большого Кремлёвского дворца
и храма Христа Спасителя. За отделку Большого Кремлёвского Дворца Николай Иванович был удостоен
ордена Анны третьей степени и высочайшей благодарности .
Отец художниц, Дмитрий Николаевич (1835-1894), строил общественные здания и частные дома, школы
и церкви по всей России. Самыми известными его проектами были здание Московской Городской Думы
и — здание театра в Камергерском переулке.


Ольга и Галина продолжили художественную традицию семьи. В 1920 году сёстры продолжили своё
обучение в Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАСе), Хутемасии, как называли это учебное
заведение сами художницы .
Хутемасия стала им родным домом, сама атмосфера которого дала творческий импульс для всей их
дальнейшей деятельности. Мир Хутемасии был полон молодости, энтузиазма, игры. Сюда часто
заходили Владимир Маяковский и Алексей Ган, преподавали Любовь Попова, Александр Родченко,
Надежда Удальцова. Здесь устраивались костюмированные представления, выпускался шуточный
журнал. Сюда приезжали иностранцы — посмотреть на кузницу новых русских художников.
Но самое главное — здесь создавали авангардное искусство, искусство молодой страны.


И как активно, как эмоционально делали это:
«Многие из нас ходили по мастерским спец. отделения и агитировали за
производственное искусство. Происходили словесные бои не на жизнь, а на смерть»


Молодым художникам некогда было теоретизировать, тратить время на рассуждения об искусстве,
ведь скорее:
«надо было перейти к реальному эксперименту в самой жизни, не создавать абстрактные проекты,
а исходить в работе из конкретных задач, которые ставит перед ними возникающая
коммунистическая культура»


«Задача агитационной литературы — захватить читателя, подчинить его мозгу тот или иной лозунг,
те или иные предложения. Сплошной серый текст, хотя бы и с выделенными курсивом или жирными
словами, для этой цели положительно не годится. Тут надо учесть психологию читателя, который
далеко не всегда читает книгу, а часто просматривает её, перелистывает»

—Алексей Ган.

Эти принципы наглядности и агитационности как нельзя лучше годились именно для детской книги




Tags: детская литература
Subscribe

Posts from This Journal “детская литература” Tag

  • Детская книга

    «Приключения Пиноккио» Восхитительные иллюстрации от Роберто Инноченти Детская классика – жанр литературы, который невозможно…

  • Обложки детских учебников 1920-х годов Япония

    Обложки и обложки из серии японских учебников, 小学生 全集 («Полное собрание сочинений для учеников начальной школы») через Библиотеку…

  • Детская литература

    Иллюстрации Эйнара Нермана к голландскому изданию "Свинопас " Х. К. Андерсена 1923 года…

  • Детская книга

    Кукольная деревня Das Puppendorf (Деревенские куклы , Германия, 1906) от Hans Hoffmann Hans Hoffmann (1848–1909)- немецкий ,…

  • Нюрнбергская азбука

    DasNurnbergerABC Иллюстрации Olga Kopetzky для Нюрнбергской азбуки (Германия, 1912)…

  • Бал животных

    Иллюстрации Eugen Osswald для Ball der Tiere Eugen Osswald (1879–1960), немецкий художник, иллюстрировал много книг, однако…

  • Музыка в мире мыши

    Иллюстрации Л.В.Р. Венкебаха для «In De Muizenwereld» Агаты Снеллен (Нидерланды, 1894) Ludwig Willem Reymert Wenckebach…

  • Живая азбука

  • Детские книги

    «Шесть масок» (1930-1939) Книга, которая при помощи ножниц превращается в набор масок. На выбор предлагаются: папуас, негритянский жрец,…

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments