Преодолеть пространство и простор,
Нам ветер дал стальные руки-крылья,
А вместо сердца — пламенный мотор.
Путешествие Чарли
1920-30-е годы были удивительным периодом в истории иллюстрированной детской книги России.
Воспитание молодых граждан считалось делом наиважнейшим, государственным. Но для этого не
годились старые, дореволюционные книги — надо было создавать что-то принципиально новое.
Поэтому одним из основных направлений в детском книгоиздании стала в те годы
«производственная книга».
«Производственные книги» рассказывали малышам и ребятишкам постарше о станках и машинах,
о самолётах и пароходах, о танках и бытовых приборах. Они являлись своеобразным зеркалом
эпохи, когда машины и технику считали чем-то очень важным и необыкновенным.
«Машина прекрасна; прекрасна именно потому, что полезна.
И чем полезнее, тем прекраснее…»
Книга Н. Смирнова, написанная при участии сестер Галины и Ольги Чичаговых,
рассказывает....... о Чарли Чаплине!
Американский комик-киноактёр решает отправиться в кругосветное путешествие, для чего пользуется
различными видами транспорта; обычными: от мотоцикла и аэроплана, до парохода и поезда и не
очень, вроде подводной лодки, воздушной дороги, рикши или воздушного шара. Благополучно и без
каких-либо приключений завершив своё приключение, Чаплин телеграммой… благодарит пилотов,
матросов, шофёров и заодно всех рабочих планеты Земля.
Книга эта, наравне с остальными, остаётся удивительным документом эпохи.
О художниках –
Сёстры Чичаговы, Галина и Ольга, родились в семье, которая оставила заметный след в русской
истории и культуре.
Их дед, Николай Иванович Чичагов (1803-1858), руководил постройкой Большого Кремлёвского дворца
и храма Христа Спасителя. За отделку Большого Кремлёвского Дворца Николай Иванович был удостоен
ордена Анны третьей степени и высочайшей благодарности .
Отец художниц, Дмитрий Николаевич (1835-1894), строил общественные здания и частные дома, школы
и церкви по всей России. Самыми известными его проектами были здание Московской Городской Думы
и — здание театра в Камергерском переулке.
Ольга и Галина продолжили художественную традицию семьи. В 1920 году сёстры продолжили своё
обучение в Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАСе), Хутемасии, как называли это учебное
заведение сами художницы .
Хутемасия стала им родным домом, сама атмосфера которого дала творческий импульс для всей их
дальнейшей деятельности. Мир Хутемасии был полон молодости, энтузиазма, игры. Сюда часто
заходили Владимир Маяковский и Алексей Ган, преподавали Любовь Попова, Александр Родченко,
Надежда Удальцова. Здесь устраивались костюмированные представления, выпускался шуточный
журнал. Сюда приезжали иностранцы — посмотреть на кузницу новых русских художников.
Но самое главное — здесь создавали авангардное искусство, искусство молодой страны.
И как активно, как эмоционально делали это:
«Многие из нас ходили по мастерским спец. отделения и агитировали за
производственное искусство. Происходили словесные бои не на жизнь, а на смерть»
Молодым художникам некогда было теоретизировать, тратить время на рассуждения об искусстве,
ведь скорее:
«надо было перейти к реальному эксперименту в самой жизни, не создавать абстрактные проекты,
а исходить в работе из конкретных задач, которые ставит перед ними возникающая
коммунистическая культура»
«Задача агитационной литературы — захватить читателя, подчинить его мозгу тот или иной лозунг,
те или иные предложения. Сплошной серый текст, хотя бы и с выделенными курсивом или жирными
словами, для этой цели положительно не годится. Тут надо учесть психологию читателя, который
далеко не всегда читает книгу, а часто просматривает её, перелистывает»
—Алексей Ган.
Эти принципы наглядности и агитационности как нельзя лучше годились именно для детской книги
Journal information